20.06.2016 09:47 Автор: Ирина Шеян Источник: «Директор информационной службы»

855 прочтений

ЕМИАС приходит в больницы

Евгений Никонов, начальник управления координации Депздрава Москвы
Евгений Никонов: «Расчеты показывают, что ЕМИАС экономит рабочее время врача, сокращает ошибки ручного ввода и расходы на бумагу»

В 2016 году все московские больницы планируется подключить к Единой медицинской информационно-аналитической системе. Об этом сообщил Евгений Никонов, начальник Управления делами и координации деятельности Департамента здравоохранения Москвы, на круглом столе «Интернет на службе врача», организованном ИРИ. Завершены пилотные проекты по интеграции ЕМИАС с медицинскими информационными системами стационаров в Городской клинической больнице им. С. П. Боткина и в ГКБ №1 им. Н. И. Пирогова. В облачной бухгалтерии и кадровой системе работают 72 клиники, а к концу года ЕМИАС охватит все 92 стационара, находящиеся в ведении Депздрава.

Хронометраж показывает, что бумажная работа по сей день занимает 52% рабочего времени врача и 41% времени медсестры. «Это нецелевое расходование средств, врачи должны выполнять свои профессиональные задачи», – заметил Никонов.

«Когда человек выписывается из больницы, очень важно, чтобы информация о нем в тот же день оказалась в компьютере его участкового врача, – подчеркнул Никонов. – А это подразумевает взаимодействие между юридическими лицами, которое сложно реализовать в условиях действия закона 'О защите персональных данных'. Для Москвы в этой ситуации есть только одно решение – централизованная ЕМИАС».

В ЕМИАС собраны данные около 8 млн пациентов. Почти 80% записей на прием в поликлинику осуществляется с помощью интернет-технологий. Помимо системы управления потоками пациентов и облачной бухгалтерии, в ЕМИАС функционируют и другие сервисы: аналитическая подсистема, электронные рецепты и листки нетрудоспособности, единый лабораторный сервис. По словам Никонова, эти нововведения уже сэкономили городу стоимость содержания примерно 14 поликлиник. «Расчеты показывают, что ЕМИАС экономит рабочее время врача, сокращает ошибки ручного ввода и расходы на бумагу», – отметил он. Общая сумма экономии оценивается в 2,96 млрд руб. в год.

Информатизация здравоохранения в Москве нацелена в первую очередь на освобождение врача от несвойственных ему функций и получение объективной первичной информации, минуя регистры и формы статистической отчетности. Но пока до этого еще далеко. Если cервисом электронных рецептов охвачено примерно 70% намеченных объектов, сервисом электронных больничных листов – 60%, то электронная медицинская карта есть лишь в 10%. Разработка системы интегрированной медицинской информации ведется с 2013 года, но интерфейс медкарты все еще далек от совершенства, и Департамент информационных технологий Москвы не спешит ее тиражировать. Кроме того, у врачей много нареканий к стабильности и скорости работы ЕМИАС.

«Система переживает период бурного роста и развития функциональных возможностей, есть технические трудности, зависания, но они не критичны. Суммарный период недоступности ЕМИАС с начала года составляет несколько часов», – сообщил руководитель проектов ЕМИАС Максим Шаманский. Он заверил, что это временные сложности и выразил багодарность врачам за терпение.

Представитель Депздрава не оставил без внимания факт, что в Интернете ищут медицинскую информацию миллионы людей. «Здравоохранение Москвы должно быть пациентоориентированным, мы понимаем, что это самый недоработанный блок информатизации», – признался Никонов. На обновленный сайт Депздрава уже добавили сервисы записи к врачу, поиска пропавших людей, а также информационные материалы для пациентов по здоровому образу жизни. Кроме того, департамент налаживает сотрудничество с образовательными сайтами для пациентов, которые с точки зрения его экспертов и главных специалистов дают правильную, выверенную информацию о здоровье.

Но основные усилия ведомства в сфере информатизации по-прежнему сконцентрированы на сервисах для медиков. Депздрав продолжает развивать интранет-портал для врачей с возможностями видеосвязи и совместных консультаций, с доступом к регистру лекарственных средств, Международному классификатору болезней, а также к другой нормативно-справочной и методической информации. «Мы хотим создать собственную социальную сеть врачей Москвы, сейчас доступ к ней есть с рабочих мест ЕМИАС, но в дальнейшем планируем сделать ее открытой», – сообщил Никонов. Он подчеркнул, что Депздрав открыт для предложений врачей, пообещав передать в ДИТ и пожелание одного из участников круглого стола – добавить на портал голосовой поиск по нормативной информации.

Помимо полного охвата стационаров, перечень основных задач информатизации столичного здравоохранения включает развитие электронной медкарты, внедрение новых сервисов ЕМИАС, организацию учета услуг амбулаторий в системе персонифицированного учета, а также формирование достоверной аналитики по кадровому потенциалу поликлиник и по смертности. Предполагается, что через три-четыре года ЕМИАС будет внедрена в каждом стационаре как полноценная информационная система, а программы для сбора статистики станут не нужны.

Телемедицину доведут до фельдшеров

Минздрав России планирует развернуть в 2016 году научно-исследовательские работы по разработке концепции телемедицинской системы от фельдшерско-акушерских пунктов до медицинских организаций федерального уровня. Как сообщила Олия Артемова, заместитель директора Департамента ИТ и связи Минздрава РФ, к настоящему моменту разработан проект номенклатуры телемедицинских услуг и временный порядок проведения удаленных консультаций, а также сформирован федеральный центр, отвечающий за координацию обращений из регионов. Утвердить номенклатуру и перейти к разработке тарифов на дистанционные услуги ведомство намерено после принятия закона о телемедицине, который предположительно будет рассмотрен Госдумой осенью. По словам Артемовой, после этого будет принят пул подзаконных актов, определяющих порядки оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий по всем нозологиям. Помимо прочего, нормативная база позволит врачам удаленно корректировать лечение пациентов.
На текущий год также запланирована еще одна важная НИР, которая поможет Минздраву понять сложности удаленной коммуникации врачей с пациентами и определить тариф на такие услуги. Для начала это будет сделано для больных сахарным диабетом.

 

blog comments powered by Disqus