Создатели одной из самых развитых в мире национальных систем электронного здравоохранения готовы делиться своим опытом. Об этом Мортен Эльбек Петерсон, директор Национального портала электронного здравоохранения Дании, сообщил на заседании рабочей группы ИТ-специалистов, которая ранее действовала под эгидой Российской академии медицинских наук, а ныне оформилась как площадка Национальной ассоциации медицинской информатики «Виртуальная медицина и mHealth».

По данным исследования, проведенного Обществом медицинских информационных и управленческих систем (Healthcare Information and Management Systems Society, HIMSS), Дания наряду с Сингапуром обладает самой развитой в мире системой электронного здравоохранения. В госпиталях по всей стране внедрены информационные системы, отвечающие требованиям последовательности, преемственности и однородности качественных показателей медицинской помощи.

В Дании создан портал Sundhed.dk один из первых национальных порталов eHealth, который содержит информацию о здоровом образе жизни и данные пациентов, а также обеспечивает круглосуточный доступ к медицинским записям. Уже пятый год большинство датских врачей имеют доступ к данным пациента в любом госпитале страны. Основные цели создания Sundhed.dk – сделать врача общей практики «единой точкой входа» в систему здравоохранения (за исключением случаев, требующих неотложной помощи), снизить расходы и повысить удобство получения медицинских услуг для пациентов. Установка необходимых информационных систем является одним из условий для получения врачами госфинансирования.

Петерсон убежден, что электронный портал будет способствовавать снижению затрат на здравоохранение. По его словам, в последние годы показатели удовлетворенности пациентов растут, так же как и число посетителей портала, в то время как затраты на здравоохранение остаются неизменными.

Сегодня Sundhed.dk посещают 1,4 млн пользователей в месяц. При общей численности населения страны около 5,6 млн человек это очень высокий показатель. В ближайшее время ожидается рост числа виртуальных визитов к врачу. Уже ясно, что пациенты, страдающие диабетом и кардиологическими заболеваниями, которые отслеживают на портале показатели своего здоровья, более автономны, мотивированы и получают лучшие результаты терапии, чем те, кто только «по старинке» посещает врача.

Портал представляет собой «позвоночник системы здравоохранения Дании» — мощный сервисный центр и интеграционную платформу, объединяющую более 120 источников данных. Как рассказал Петерсон, портал соединяет врачей общей практики, на которых базируется датская система здравоохранения, а также аптеки, госпитали и муниципальные структуры. Над поддержкой заинтересованности всех сторон и однородности системы здравоохранения необходимо постоянно работать, выстраивая общие планы инвестирования и общую стратегию. Еще одно условие, которое весьма непросто обеспечить, – культура доверия в обществе, позволяющая предоставлять доступ к данным в электронном виде. В Дании, как и ряде других европейских стран, такой уровень доверия достигнут.

Как показало исследование, проведенное в Дании компанией Palante, 92% респондентов уверены, что данные должны быть доступны пациентам. Около 24% опрошенных считают, что открытый доступ к медицинским данным улучшает клинический процесс, 41% отметили, что благодаря ему стали лучше понимать состояние своего здоровья, и 36% — что получили такие дополнительные преимущества, как виртуальные визиты к врачу.

Cтартовый капитал, направленный на создание первичной национальной инфраструктуры Дании, составил 8 млн евро. В такую же сумму ежегодно обходится поддержка работы системы eHealth.

«Мы хотим соответствовать тенденциям, но хотели бы еще и влиять на их формирование», – подчеркнул Петерсон. В то же время, по его словам, Дания не готова внедрять технологии, которые еще «не интегрированы в рынок».

«Со временем приходит понимание, что далеко не везде мы должны быть пионерами, – отметил он. – Гораздо важнее сохранить фокус на главной миссии портала как связующего звена».

Однако такую тенденцию, как мобильность, игнорировать невозможно: около 40% опрошенных уже используют Sundhed со смартфонов и планшетов. C 2016 года весь функционал портала будет доступен с мобильных устройств.

Кроме того, в сентябре 2015 года организаторы портала сделали огромный шаг к предоставлению данных в реальном времени, создав систему, способную обеспечить доступ к электронным медкартам и результатам лабораторных исследований одновременно и врачу, и пациенту. (До этого медицинские записи открывались пациенту с задержкой в две недели.) Единственное препятствие для онлайн-доступа – неоднозначное мнение врачей о полезности такой опции. Например, по статистике, информация о страшном диагнозе, получаемая в пятницу, заметно увеличивает число суицидов. Пока врачи не пришли к общему мнению, данные открываются пациенту с задержкой в 72 часа, за это время он должен успеть обсудить их со своим доктором.

«Мы сделали множество ошибок и преодолели множество барьеров», – признался Петерсон. Теперь настало время формализовать процесс распространения полученных знаний.

Опыт Дании в области электронного здравоохранения, доказавший жизнеспособность этого проекта, крайне интересен другим странам, поэтому новым направлением деятельности портала стал международный консалтинг. Специалисты Sundhed.dk будут консультировать всех желающих, готовых платить за это «небольшой ежемесячный взнос».