Александр Горелик
Александр Горелик: «Надеюсь, сдержанное пока отношение российского бизнеса изменится в лучшую сторону»

Культурный центр «Без границ» представил результаты первого в России исследования доступности интернет-ресурсов для людей с ограниченными возможностями здоровья. Эксперты, проводившие исследование с помощью Фонда поддержки Интернета, Минкомсвязи РФ и РАЭК, задались целью не только проанализировать доступность Интернета для инвалидов, но и поставить вопрос о том, что проблема веб-доступности касается всех. Доступность означает, что контент Всемирной сети должен быть воспринимаемым, управляемым, понятным и совместимым.

Растущее меньшинство

«Инвалиды — самое большое меньшинство, насчитывающее 10-15% населения планеты», — сообщил Александр Горелик, директор информационного центра ООН в Москве, выступавшего партнером в данном проекте. Число людей с особыми потребностями растет с каждым годом, по мере того как увеличивается продолжительность жизни и совершенствуется медицина. И этому меньшинству необходимо обеспечить доступ к знаниям и информации, в том числе на электронных и онлайн-ресурсах.

Для того чтобы люди с инвалидностью могли качественно и эффективно пользоваться компьютером и интернет-ресурсами, им необходимы ассистивные технологии (программные и аппаратные решения) и адаптированный интерфейс. Ассистивных технологий становится больше с каждым днем — это программы экранного доступа, синтезаторы речи, тактильные брайлевские дисплеи, клавиатуры с измененной кофигурацией, специальные пальцевые датчики, мобильные приложения, помогающие ориентироваться в городе слабовидящим и слабослышащим. По словам Горелика, Россия занимает пятое место в мире по количеству смартфонов на каждого человека, которые способны значительно расширить возможности инвалидов. «Для тех, кто хочет этим заниматься, поле очень широкое, помимо социальной роли можно говорить и о серьезной коммерческой перспективе, — считает он. — Надеюсь, сдержанное пока отношение российского бизнеса изменится в лучшую сторону».

«До последнего времени разговоры об обеспечении веб-доступности в России носили только теоретический характер», — отметил Дмитрий Сатин, советник министра связи и массовых коммуникаций РФ. Но в 2012 году Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов и теперь обязана соблюдать ее положения. С ратификацией конвенции ситуация коренным образом изменилась, продолжил Сатин, и данное исследование, в котором не только анализируется сложившаяся ситуация, но и содержатся рекомендации по ее изменению, очень своевременно.

Результаты мониторинга государственных сайтов с помощью автоматизированной системы Минэкономразвития РФ, позволяющей проверять доступность веб-контента для всех категорий граждан и выставлять оценку ресурсу, показывают, что рекомендации и требования законодательства в той или иной степени соблюдают более половины официальных сайтов. Но само законодательство еще не переработано в соответствии с требованиями конвенции.

В прошлом году было переведено на русский язык руководство по обеспечению доступности веб-контента WCAG 2.0 Консорциума Всемирной паутины, выполняющее роль стандарта в этой области. WCAG 2.0 содержит 65 контрольных показателей, разделенных по приоритету на три уровня — базовый, средний и высокий.

«Разговор о доступности Рунета перешел на новый политический и профессиональный уровень», — считает Янина Урусова, гендиректор культурного центра «Без границ», руководитель проекта. По ее словам, основные представители ИТ-отрасли поняли международную и внутригосударственную важность поставленной задачи и готовы начать работу по обеспечению доступности Интернета для всех граждан России, независимо от ограничений, обусловленных состоянием здоровья, инвалидностью, возрастом или техническими трудностями с доступом к ИКТ.

Неутешительный результат

В итоговом документе обобщается законодательный опыт и практика достижения веб-доступности в разных странах, описывается российская нормативная база, приводятся виды инвалидности, дается статистика интернет-пользователей с инвалидностью, перечисляются сложности, с которыми они сталкиваются при работе в Сети, а также необходимые им ассистивные технологии.

Для изучения был выбран 21 сайт, включая ресурсы государственных и банковских учреждений, поисковые системы, сайты операторов связи и доменных регистраторов, социальные сети, страницы специализированных организаций инвалидов и Паралимпиады-2014 в Сочи. Наряду с прочими в число объектов исследования вошли сайты президента России, Центризбиркома, Сбербанка,»Ростелекома", единый портал госуслуг, «ВКонтакте», «Яндекс».

Стартовая страница каждого сайта проверялась в автоматическом режиме на соответствие положениям WCAG 2.0 уровня «А» при помощи специального программного обеспечения. Так как все выбранные порталы построены на основе систем управления контентом, исследователи предполагают, что ошибки, выявленные на одной странице, повторяются и на других типовых страницах.

Основные выводы неутешительны: несмотря на положительные сдвиги в обеспечении доступности государственных и частных веб-ресурсов, ни один из протестированных сайтов не соответствует минимальному уровню доступности «А» по WCAG 2.0. Существующие в РФ требования и практика обеспечения веб-доступности не соответствуют международным стандартам, положениям о доступности информационной среды Конвенции ООН о правах инвалидов и Конституции РФ, а также фактически игнорируют особые потребности пользователей с ограничениями по зрению, слуху, с нарушениями моторики и речи, когнитивными ограничениями.

Например, если у человека отсутствуют верхние конечности, то при использовании клавиатуры задействуются пальцы ног, зажатый в зубах карандаш либо клавиши нажимаются носом. Поэтому людям без рук все основные функции должны быть доступны без использования оптической мыши.

Перегруженность рекламой и избыточно сложный дизайн, раздражающие обычных пользователей, для инвалидов часто становятся непреодолимым препятствием. К примеру, людям с нарушением моторики сложно пользоваться анимированными, «плавающими» кнопками, так как, чтобы нажать мышкой на нужный объект, требуется много усилий и повышенная сосредоточенность.

Веб-доступность подразумевает доступность одного ресурса для всех категорий пользователей, отмечается в исследовании, поэтому значительные ресурсы на создание и поддержание госструктурами и частными компаниями специальных версий для слабовидящих тратятся впустую: информация, товары и услуги остаются по-прежнему невидимы и недоступны инвалидам. Однако, проанализировав использование интернет-сайта Минздрава РФ, исследователи обнаружили интересный факт. Оказалось, что 80% сотрудников министерства использовали адаптированную версию для слабовидящих, поскольку это «удобно и не так утомительно». По мнению Горелика, решения для инвалидов должны быть такими же, как для здоровых людей, и соответствующие возможности их использования надо закладывать на стадии разработки продуктов.

Чтобы обеспечить доступность веб-ресурсов на надлежащем уровне, следует привести законодательную и нормативную базы РФ к международным стандартам, внести требования соответствия стандартам веб-доступности в практику госсзакупок и в законодательные акты, касающиеся образования и трудоустройства граждан, в частности имеющих инвалидность. Кроме того, необходимо регулярное обучать специалистов в области ИКТ и повышать их квалификацию, осуществлять просветительские мероприятия для политического и профессионального ИТ-сообщества, СМИ и людей с инвалидностью. Поскольку веб-доступность – это не статическое состояние, а постоянный процесс, требуется регулярный аудит доступности веб-ресурсов, полагают эксперты.