Елена Каллэй
Елена Каллэй: «Работайте с врачами, уточняйте пожелания пользователей, обращайте внимание на предыдущие наработки»

Первый уровень автоматизации здравоохранения — сбор статистики, необходимый для перехода от интуитивного к процессному управлению, пройден. Cейчас организуется мониторинг процессов, вся тяжесть которого легла на лечебные учреждения, и надвигается этап анализа. «Мы израсходовали меньше денег, но сорвали сроки исполнения проектов, и cегодня мы где-то в середине 2011 года» — так охарактеризовал текущую ситуацию с проектом информатизации здравоохранения Олег Симаков, ИТ-директор МИАЦ РАМН, выступая на очередном совещании, которое ИТ-специалисты Российской академии медицинских наук провели совместно с немецко-российским форумом Коха-Мечникова и посольством Франции. Несмотря на неполностью потраченный бюджет проекта, уже сейчас понятно, что денег на него нужно как минимум в четыре раза больше, считает Симаков, и решение о дополнительном финансировании необходимо принять в середине этого года. Если даже в Москве электрические сети поликлиник находятся в неудовлетворительном состоянии, то в остальных регионах инженерная часть проекта точно потребует существенных дополнительных вливаний, отметил он. Также ясно, что в отличие от Москвы, где всех врачей намерены оснастить компьютерами, сделать это в регионах не удастся.

Благодаря участию зарубежных экспертов важное место в программе совещания заняло знакомство с опытом информатизации здравоохранения в европейских странах. В первую очередь это те страны, которые уже перешли на использование в системе финансирования стационаров диагностически связанных групп (Diagnostic Related Group, DRG), — Германия, Франция. Как рассказала Елена Каллэй, ИТ-эксперт в области здравоохранения компании KMF, во Франции, система здравоохранения которой признана ВОЗ одной из лучших в мире, все лечебные учреждения внедрили информационную систему, называемую «программой медикализации информационых систем», а в их штате появился директор медицинской информации.

На французском рынке присутствуют 400 вендоров медицинских информационных систем и четыре организации, отвечающие за стандартизацию. Одна занимается сертификацией лечебных учреждений, включая их МИС, вторая специализируется на госстандартах по медицинской инфраструктуре, в том числе единой медицинской карте пациента, третья — на стандартах по функциональным требованиям к ИТ-решениям (в том числе медкартам в больницах) и стандартах ведения проектов, четвертая стандартизует единые госзакупки (в сферу ее компетенции попадают, например, решения в области бизнес-аналитики и системы безопасности).

Чтобы не наступать на грабли

В международном опыте интересны не столько истории успеха, сколько ошибки, накопленные в процессе внедрения информационных систем. Особенно жесткими стали уроки национального проекта информатизации здравоохранения Великобритании, поглотившего более 19 млрд долл. и официально признанного провальным. Интересно, что наиболее удачными частями неудачного в целом британского проекта стали электронная запись к врачу и первоначально неохваченные программой информатизации системы архивирования и передачи медицинских изображений (Picture Archiving and Communication System, PACS).

России, которая также идет по пути информатизации «сверху вниз», стоит повнимательнее отнестись к выводам, сделанным на основе анализа этого проекта. Хотя выводы эти просты и очевидны: необходимо принимать во внимание существующие лечебные процессы и инфраструктурные решения; нужно быть готовым к разногласиям с партнерами и помнить, что не бывает быстрых решений; не стоит перегибать палку с неустойками за задержку интеграции, поскольку и успехи и неудачи в национальном проекте общие. Но главное, нельзя забывать, что информатизация здравоохранения — это нечто большее, чем компьютерные системы.

Мотивация медиков к внедрению ИТ — тот компонент, без которого невозможно представить успешный национальный проект информатизации здравоохранения. Британские врачи частной практики отнеслись к жесткой информатизации довольно терпимо, а вот врачи, работающие в государственных медучреждениях, — крайне негативно. Результат известен. «Работайте с врачами, уточняйте пожелания пользователей, обращайте внимание на предыдущие наработки», — советует Каллэй.

В России пока нет реального плана по мотивации медперсонала на внедрение информационных систем, отметил Симаков, но по закону «Об основах охраны здоровья граждан РФ» не может быть медучреждения без информационной системы, которая должна обеспечивать качество услуг. Если развить это положение в нормативное обеспечение, увязывающее, например, получение лицензии на оказание медицинских услуг с наличием МИС, это может стать действенным мотиватором внедрения ИТ. Еще будучи главой департамента информационных технологий Минздравсоцразвития РФ, Симаков также предложил оплачивать результат работы лечебного учреждения только после того, как информация об оказанных им услугах попадет в региональный информационный ресурс.

Впрочем, в стационарах заведующие отделениями и главврачи заинтересованы в информатизации, так как она заметно освобождает их от рутины. Остальной персонал надо мотивировать зарплатой, но при этом умение пользоваться компьютером должно стать частью квалификационных требований для медицинских работников.

Инвестиций в информатизацию здравоохранения на душу населения в России на порядок меньше, чем в западных странах, тем не менее она нацелена на значительное сокращение технологического отставания в этой сфере. По мнению Симакова, шанс добиться успеха есть, если усилия всех участников проекта будут объединены. «Давайте считать, что мы долго запрягали», — призвал он коллег.