Современная медицина рука об руку идет с новейшими технологиями. На протяжении уже многих лет медицинские учреждения ассоциируются у нас не только с пациентами и квалифицированными докторами, работающими там, но и с оборудованием и различными техническими приспособлениями, находящимися на службе у врачей и медсестер. В арсенале скорой помощи имеются приборы для измерения кровяного давления, мониторы работы сердца со звуковой индикацией и автоматы для внутривенных инъекций. Устройства подобного рода все чаще появляются и в личном пользовании у пациентов.

Что касается беспроводных технологий, то многие из них давно устарели. К примеру, врачи скорой помощи и хирурги по-прежнему пользуются пейджерами. Да-да, архаичными пейджерами.

Но ситуация постепенно начинает меняться. "Врачи и медсестры отказываются от старомодных устройств вчерашнего дня, отдавая предпочтение современным мощным смартфонам, -- утверждает Фрейзер Эдвард, менеджер медицинского направления компании Research In Motion's (RIM), выпускающей устройства BlackBerry. -- Таким образом, BlackBerry становится весьма привлекательным выбором на подъеме новой волны мобильных технологий.

В отрасли мобильного оборудования компания RIM завоевала репутацию одного из наиболее строгих приверженцев максимально безопасных технологий". Эту точку зрения разделяет и доктор Дивия Шрофф, работающая в центре медицинского обслуживания ветеранов федерального округа Колумбия (DCVAMC). Она активно выступает за снабжение врачей центра современными смартфонами. Благодаря ее усилиям вот уже на протяжении полугода специалисты центра DCVAMC успешно эксплуатируют на платформе BlackBerry заказное приложение для кардиологов.

Проект ЭКГ для смартфонов

Медицинский центр в федеральном округе Колумбия является одним из 153 медицинских центров, находящихся в ведении Управления по делам ветеранов США. Управлению подчинены также 737 поликлиник, 225 ветеринарных центров, 135 домов престарелых и 47 центров медобслуживания на дому. (Примерно половина всего медицинского персонала в США, в том числе и 65% практикующих врачей, проходила стажировку в медицинских центрах для ветеранов.)

В минувшем году в этом огромном управлении произошло немало перемен. В ходе своей избирательной кампании президент США Барак Обама объявил, что медицинская и психиатрическая помощь ветеранам станет одним из главных приоритетов его платформы. Обама намеревается повысить качество медобслуживания, а для этого нужны более эффективные средства связи и организации взаимодействия.

Доктор Шрофф  выполняет обязанности директора медицинско-информационной службы

Для доктора Шрофф подобные заявления со стороны высших лиц государства прозвучали как нельзя кстати. В медицинский центр DCVAMC она пришла чуть более шести лет тому назад и довольно быстро обнаружила склонность ко всему, что связано с информационными технологиями в медицине. В центре DCVAMC Шрофф фактически выполняет обязанности директора медицинско-информационной службы. Поддерживая тесные контакты с ИТ-директором центра, она успевает при этом регулярно принимать пациентов.

"На протяжении всего последнего десятилетия центр медицинского обслуживания ветеранов находился на переднем крае внедрения новых технологий, -- подчеркнула Шрофф. -- В качестве примера можно привести широкое внедрение у нас электронных медицинских записей. А самой последней иллюстрацией сформировавшейся тенденции стала реализация проекта Electrocardiogram (EKG) Smartphone Project".

Благодаря последним инициативам Управления по делам ветеранов большая часть сведений о пациентах уже переведена в электронную форму. Перенести информацию, представленную в таком виде, на мобильные устройства не представляет особой сложности.

 Почему кардиолог и почему mVisum?

Мобильные устройства, относящиеся к сфере бытовой электроники, пользуются сегодня достаточно большой популярностью. Обозреватели на все лады расхваливают карманные устройства Apple iPhone, Palm Pre и BlackBerry. Наблюдая за эволюцией смартфонов, Шрофф занялась поисками путей их применения, которые помогли бы повысить качество и эффективность работы персонала DCVAMC. После изучения положения дел, сложившегося на рынке, было принято решение остановить выбор на mVisum и BlackBerry. По мнению Шрофф, применение соответствующих технологий открывает огромные перспективы перед кардиологами и их пациентами. Средства безопасности, интегрированные инженерами RIM в BlackBerry Enterprise Server (BES), в конечном итоге склонили чашу весов в пользу устройств BlackBerry, хотя, конечно, о том, чтобы заполучить их любой ценой, речи не шло.

Доктор Шрофф и ее команда приступили к внедрению системы mVisum в январе 2009 года. Новые средства помогают кардиологам проводить удаленную диагностику различных заболеваний сердца и быстро связываться с персоналом, оказывающим помощь пациентам. Система mVisum способна заметно сократить время проведения диагностики за счет безопасного получения кардиологами качественной ЭКГ, поступающей непосредственно на их смартфон. Таким образом, им вовсе не обязательно непосредственно присутствовать в поликлинике. Прежде сотрудникам центра требовалось сначала найти свободного кардиолога, а затем думать о том, каким образом оперативно переслать ему кардиограмму для постановки диагноза. Есть и другой момент: система mVisum в перспективе способна сократить срок пребывания пациентов в клинике. В результате медикам удастся сэкономить время и деньги, а пациенты быстрее вернутся домой.

Завершая рассмотрение этой довольно сложной темы, следует отметить, что существуют различные формы сердечных приступов, некоторые из них требуют немедленного вмешательства медицинского персонала, в противном случае шансы на полное выздоровление заметно снижаются.

Вот как ассоциация American Heart Association (AHA) определяет острый инфаркт миокарда с повышением сегмента ST (STEMI): "Серьезный сердечный приступ, который был вызван длительной остановкой кровоснабжения и затронул обширную область сердца. Для приступов подобного рода характерен высокий риск смерти пострадавшего или получения им инвалидности. Они требуют оперативной реакции со стороны медицинского персонала и применения специализированных систем".

Срок между началом оказания медицинской помощи и проведением коронарной баллонной аэропластики (door-to-balloon time) не должен превышать 90 минут. Учитывается общее время с момента поступления пациента с сердечным приступом в приемное отделение медицинского центра и постановки точного диагноза до проведения необходимого лечения. Если этот промежуток превышает установленные нормы, вероятность благополучного исхода резко снижается. В общем случае, чем быстрее пациенты с сердечным приступом (особенно если у них диагностирован инфаркт STEMI) получат требуемую помощь, тем меньший ущерб будет нанесен тканям сердца и тем выше шансы на выздоровление.

Вот здесь-то и может пригодиться mVisum. Приложение обеспечивает безопасную доставку высококачественных изображений электрокардиограмм, а также возможность передачи сообщений кардиологам, находящимся за пределами медицинского учреждения. Система отличается простотой эксплуатации и полностью соответствует требованиям закона об отчетности и безопасности медицинского страхования (HIPAA).

Смартфоны спасут сердечников

Приложение mVisum интегрировано с несколькими уже существующими системами DCVAMC, в том числе с сервером GE MUSE, кардиологической информационной системой, системой обработки цифровых изображений VistA, а также с устройствами BlackBerry центра DCVAMC. Все это очень важно для оперативного получения информации. Электрокардиограмма, сделанная в одном из помещений медицинского центра, одновременно поступает через MUSE в систему обработки изображений VistA и в сервер mVisum. При подключении к системе кардиолога и выдаче им соответствующего запроса сервер BlackBerry пересылает изображение кардиограммы на устройство. При этом физически устройство BlackBerry не хранит ни ЭКГ, ни какой-либо другой конфиденциальной информации.

Клинические испытания mVisum в центре DCVAMC

Двумя основными препятствиями на пути внедрения системы mVisum в центре DCVAMC Шрофф называет вопросы безопасности данных и необходимость сохранения требуемого качества изображения. С одной стороны, центр DCVAMC обязан защищать персональную медицинскую информацию своих пациентов, с другой - даже при условии выполнения требований безопасности ЭКГ на телефоне окажется совершенно бесполезной, если нельзя прочитать или правильно интерпретировать ее результаты.

Специалисты центра DCVAMC не стали обращаться к независимым разработчикам, поскольку посчитали уровень безопасности, обеспечиваемый BES и сервером mVisum, вполне достаточным.

"Мы уделяем большое внимание вопросам безопасности данных о пациентах, но на практике гораздо важнее спасать их жизни, -- подчеркнула Шрофф. -- Нельзя внедрять подобные системы, не убедившись заранее, что все работает. Новое лекарство перед применением обязательно должно пройти предварительные испытания. Аналогичную концепцию необходимо применять и тут".

Итак, какие же результаты были получены доктором Шрофф и ее командой в ходе клинических испытаний mVisum? Кардиологи, имеющие в своем арсенале устройства BlackBerry, получили и проанализировали 506 ЭКГ:

* 505 из 506 кардиограмм поступили с сервера mVisum на устройства BlackBerry без каких-либо ошибок;

* время передачи ЭКГ в 95% случаев не превышало трех минут;

* диагноз STEMI был точно поставлен абсолютно во всех случаях;

* ритм биения сердца правильно интерпретировали в 90% случаев;

* работа проводящей системы сердца была правильно интерпретирована в 98% случаев.

В январе 2009 года, вскоре после успешного завершения клинических испытаний, доктор Шрофф и члены ее команды внедрили систему mVisum в центре DCVAMC.

Перспективы применения BlackBerry и других смартфонов в  DCVAMC

В силу уже упоминавшихся преимуществ, с точки зрения безопасности выбор руководства центра DCVAMC пал на платформу BlackBerry, однако ограничиваться только какой-то одной моделью или платформой здесь не собираются. Интерес проявляется к любому устройству, способному помочь докторам в обслуживании пациентов. Устройства с большим экраном (например, Apple iPhone), по мнению Шрофф, лучше подходят для интерпретации медицинских изображений и чтения мелкого шрифта. Рассматривалась и возможность закупки моделей BlackBerry Storm с сенсорным экраном, однако по причине слабой функциональности эти устройства довольно быстро были отвергнуты.

Выбор системы mVisum или любого другого мобильного приложения в перспективе будет определяться возможностью улучшения обслуживания пациентов, а также привлечения пациентов к более активным действиям по защите собственного здоровья.

По словам Шрофф, многие задачи, которые сегодня решаются на портативных компьютерах, можно перенести на смартфоны. Например, в число мобильных приложений планируется включить процедуры удаленного просмотра врачебных предписаний, удаленного редактирования медицинских карт, а также функции удаленного чтения медицинских материалов в режиме реального времени, сопровождаемого внесением своих собственных замечаний.

В перспективе Шрофф планирует оформлять большинство процедур регистрации через смартфоны пациентов. Данный способ позволит уменьшить расход бумаги и ускорить прохождение регистрации, хотя все это является делом достаточно отдаленного будущего. Впрочем, уже сегодня в центре DCVAMC связь с пациентами поддерживается через их смартфоны iPhone, но получить какую-либо конкретную информацию по данному вопросу нам не удалось. "В настоящее время мы обкатываем клиентские смартфоны на небольшом приложении, пытаясь понять, какой выигрыш нам удастся получить за счет их использования, -- сообщила Шрофф. -- Что же касается потенциала подобных технологий, то он, без сомнения, весьма высок".