Аргентина, вторая по величине страна Южной Америки после Бразилии, простирается с севера на юг на три с лишним тысячи километров, напоминая масштабами Австралию и Канаду. Как и в этих странах, обеспечение медицинского обслуживания в отдаленных районах представляет собой серьезнейшую проблему, тем более что основные медицинские учреждения сосредоточены в столице.


Педиатрическая больница им. профессора Хуана П. Гарраана в Буэнос-Айресе – не только лучшая клиника Аргентины, но и одна из лучших во всей Латинской Америке. Родители готовы везти сюда заболевших детей со всех концов страны. Доктор Луис Карнилья, координатор производственных отношений педиатрической клиники "Гарраан", полон решимости свести необходимость таких поездок к минимуму и избежать лишних затрат времени, усилий и денег.


"Ведь сплошь и рядом необходимости в таких поездках нет: примерно 85% консультаций, которые предоставляет наша клиника, можно было бы получить в любой другой больнице страны", - считает доктор Карнилья.


В 1997 году, спустя десять лет после открытия "Гарраан", в клинике была создана система удаленного консультирования пациентов с использованием телефона, факса, а затем и электронной почты. Еще через несколько лет была получена субсидия на установку системы видеоконференций. Поначалу эта система в основном применялась для внутренних совещаний. Когда ее решили использовать и для консультаций, то вскоре заметили, что число личных обращений в клинику существенно снизилось.


"В прошлом году мы окончательно пришли к выводу, что использование видеосвязи в нашей работе дает  заметные преимущества, и решили взять на вооружение технологию Cisco TelePresence, а также систему унифицированных коммуникаций Cisco. Специалисты компании Cisco помогли нам оценить все достоинства виртуальных консультаций пациентов в режиме "лицом к лицу", проделав кропотливую работу по изучению наших задач, обмену передовым опытом и наглядной демонстрации технологии Cisco TelePresence в процессе совместной работы с нами", - отметил Карнилья.


Технология Cisco TelePresence - важное средство поддержки пациентов, поскольку она создает впечатление физического присутствия врачей на консультациях. Теперь первоначальный диагноз сообщается больным по факсу, а затем в ходе сеанса видеосвязи обсуждается то, что не было изложено в письменном виде. При этом пациент получает важную дополнительную информацию, в том числе невербальную, что создает у него чувство большего комфорта при консультации.


Однако главное достоинство новой технологии состоит в том, что она укрепляет доверие между семьей пациента и лечащим врачом, считает Карнилья.


"Есть немало родителей, которые хотели бы получить подтверждение диагноза, поставленного местным врачом, от другого специалиста. Поэтому, не долго думая, они садятся с детьми на первый поезд до Буэнос-Айреса и обращаются в "Гарраан". Система видеосвязи позволяет нашим коллегам в провинции привлекать к консультациям наших специалистов, и, когда мнение коллег получает поддержку с нашей стороны, это укрепляет их авторитет в глазах родственников малолетних пациентов. Таким образом, вопреки сложившемуся мнению, будто подобные технологии создают дистанцию между врачом и пациентом, все как раз наоборот", - утверждает он.


Уже сегодня телемедицина позволяет детям пропускать меньше занятий в школе из-за болезни: теперь лечение можно организовать на месте с не меньшей эффективностью, чем в "Гарраан". Особенно широко технология Cisco TelePresence применяется медиками клиники в тех случаях, когда необходимо увидеть пациента, например при наличии дерматологического заболевания. Не исключено, что в ближайшем будущем врач даже сможет прослушивать пациентов стетоскопом, и тогда единственное, чего он будет лишен, – это возможности ощупать больного.


В Шотландии и Новой Зеландии уже проводятся испытания, во время которых врач с помощью ассистента обследует больного и выполняет необходимые процедуры, используя сетевые медицинские приборы: стетоскоп, термометр, весы, прибор для измерения давления, счетчик глюкозы.


Такое сочетание решения TelePresense с медицинскими приборами получило название Cisco HealthPresence, эта технология тестируется в клиниках на протяжении двух лет. Телемедицинская сеть на ее базе была развернута в северной части канадской провинции Онтарио,  обеспечив медицинское обслуживание жителей труднодоступных населенных пунктов. В Калифорнии запускается пилотный проект по созданию пунктов доставки базовых и специализированных медицинских услуг для малоимущих граждан.


По словам главного исполнительного директора Cisco Systems Джона Чемберса, его компания рассматривает телемедицину как средство трансформации здравоохранения в мировом масштабе. Согласно данным Американской ассоциации медицинских колледжей, из-за старения населения и других факторов к 2015 году США для оказания базовой врачебной помощи будет не хватать 159 тыс. терапевтов. Ожидается, что именно телемедицина поможет дефицитным специалистам эффективно обслуживать большее число пациентов.