Пользовательские предпочтения оказывают все большее влияние на корпоративную стратегию развития ИТ. Поддержка видеочата в популярных мессенджерах делает видео если не основным, то широко используемым коммуникационным средством на индивидуальном уровне. А благодаря таким приложениям для сотрудничества, как Slack, многие тысячи компаний по всему миру стали использовать видеозвонки для повседневного взаимодействия в рамках рабочих групп.

Примерно так же развивается ситуация и в сфере корпоративного ТВ. Популярность платформ видеохостинга — YouTube и Periscope — порождает ожидания в отношении доступности видеоресурсов на рабочем месте, и многие компании вынуждены по крайней мере оценивать возможность внедрения инфраструктуры для создания и распространения видеоконтента.

ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ ВИДЕО

Как подтверждают результаты нашего опроса, применение видео становится повсеместным. Так, 87% всех опрошенных компаний используют видеосвязь в рамках видео- и Web?конференций и унифицированных коммуникаций для организации взаимодействия и коллективной работы. И только один из респондентов ответил, что в его компании видео не используется вообще!

Еще одна задача, для решения которой широко применяется видео,?— обеспечение безопасности. Видеонаблюдение для этих целей используют 70% респондентов. При таком уровне распространенности видеоконференций и видеонаблюдения вполне логичными выглядят следующие цифры: 70% из тех, у кого есть ВКС, внедряют видеонаблюдение, а 86% пользователей систем видеонаблюдения активно задействуют ВКС.

87% всех опрошенных компаний используют видеосвязь в рамках видео- и Web?конференций и унифицированных коммуникаций для организации взаимодействия и коллективной работы
87% всех опрошенных компаний используют видеосвязь в рамках видео- и Web?конференций и унифицированных коммуникаций для организации взаимодействия и коллективной работы

Для других корпоративных задач видео применяется значительно реже. Так, лишь 27% компаний используют Digital Signage и корпоративное ТВ для информирования и только 17% — аналитику данных видеонаблюдения. Среди других применений указываются системы виртуальной реальности, дистанционное обучение, обслуживание клиентов, оптовая торговля.

Конечно, к результатам опроса следует подходить с известной долей осторожности, ведь те, кто не использует видео, менее склонны заполнять анкету, в которой на каждый вопрос придется ответить «нет»… Тем не менее они достаточно хорошо отражают относительную распространенность различных видеосистем в тех компаниях, где с их помощью решаются конкретные бизнес-задачи.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ПЛАНЫ ВНЕДРЕНИЯ

В этом году, в отличие от всех предшествующих опросов, респондентам был предложен только один вариант вместо множественного выбора, чтобы выявить приоритетность различных решений. Почти половина компаний наиболее актуальными для себя сочла Web-конференции и унифицированные коммуникации с поддержкой видео. Голоса распределились практически поровну — 25 и 24% соответственно.

Как правило, такие проекты — особенно это касается унифицированных коммуникаций — ввиду их сложности и масштабности реализуются поэтапно. К тому же в текущей экономической ситуации не все компании могут сразу найти необходимые средства для внедрения полнофункциональной системы UC&C. Отчасти по этой причине многие делают ставку на Web-конференции.

Почти половина компаний наиболее актуальными для себя сочла Web-конференции и унифицированные коммуникации с поддержкой видео.
Почти половина компаний наиболее актуальными для себя сочла Web-конференции и унифицированные коммуникации с поддержкой видео. 

Проекты видеонаблюдения намерены реализовать в первую очередь всего 13% компаний. Это не означает, что у других участников опроса нет никаких планов по внедрению (напомним, надо было выбрать лишь один вариант), но в прош-лом году, при множественном выборе, эту опцию отметили 46%, то есть приоритет отдается внедрению бизнес-инструментов по сравнению с решением задач безопасности.

Конечно, записи видеонаблюдения тоже могут служить источником полезных данных. Однако пока видеоаналитика находит применение лишь в ряде отраслей, например в розничной торговле. Соответственно, активно развивать данное направление собираются 11% компаний (это примерно соответствует доле респондентов из сферы розничной/оптовой торговли).

Любопытно, что 8% ответивших намерены внедрять решения дополненной/виртуальной реальности.

ВЫБОР РЕШЕНИЙ ДЛЯ ВКС

Цена по-прежнему остается важнейшим фактором при выборе решений для организации видео-конференц-связи. (Судя по ответам на предыдущий вопрос, только 11% компаний планируют внед-рять ВКС «в чистом виде», но она часто является основой для систем совместной работы или интегрируется с ними, к тому же, говоря о ВКС, пользователи нередко имеют в виду любые средства для видеообщения, в том числе Web-конференции. Соответственно, под ВКС здесь будем понимать широкий круг решений, где используются видеокоммуникации в том или ином виде.)

И хотя мы напрямую об этом не спрашивали, большинство российских пользователей до сих пор считают наиболее привлекательным вариантом покупку специализированных решений. Тем не менее тех, кто собирается развивать решения на базе программных продуктов, достаточно много: почти треть от числа респондентов (31%). Повышению привлекательности данных решений способствуют множество разнообразных факторов: сравнимая функциональность, высокая гибкость внедрения, привлекательная цена и доступность отечественных продуктов.

Необходимость учета санкционных рисков сказывается на предпочтениях заказчиков: 31% указали на то, что собираются реализовать видеокоммуникации на базе отечественных продуктов.
Необходимость учета санкционных рисков сказывается на предпочтениях заказчиков: 31% указали на то, что собираются реализовать видеокоммуникации на базе отечественных продуктов.

Необходимость учета санкционных рисков сказывается на предпочтениях заказчиков: 31% указали на то, что собираются реализовать видеокоммуникации на базе отечественных продуктов. Впрочем, половина из тех, кто предпочел этот вариант, не намерены отказываться и от решений зарубежных вендоров. А всего ставку на них делают 45% респондентов (сумма меньше 100%, поскольку можно было отметить любую комбинацию вариантов).

Интересно, что 24% респондентов указали, что в качестве основы для реализации видеокоммуникаций они будут использовать облачные сервисы. А при ответе на вопрос о тенденциях, которые оказывают наибольшее влияние на внедрение ВКС, 28% выделили возможность использования сервисов ВКС из облака. С учетом того, что большинство экспертов и участников рынка, которых мы опрашивали, с сожалением отмечают низкую популярность облачных сервисов ВКС в России, эти цифры вызывают удивление. Скорее всего, они отражают умозрительный интерес, а не реальную востребованность.

НЕ ТОЛЬКО ВКС

Если видеосвязь и видеонаблюдение могут использоваться компаниями практически любого размера и рода деятельности, то другие видеотехнологии востребованы, во всяком случае пока, на более узком рынке. Так, корпоративное ТВ способны позволить себе только крупные организации, но десять лет назад то же самое можно было сказать и о видео-конференц-связи.

Цена остается главным сдерживающим фактором для широкого распространения всех видеотехнологий. Другой часто предъявляемой претензией является неудовлетворенность качеством. Так, при внедрении Digital Signage две трети респондентов важным требованием к системам отображения назвали возможность недорогой организации видеостен, а 56% — качество картинки. На рынке достаточно предложений как недорогих, так и качественных систем отображения. Так что и тех и других (а по большей части это одни и те же люди) не удовлетворяет скорее соотношение цена/качество.

Достаточно неожиданно 7% компаний ответили, что они уже активно применяют системы -AV/VR,-- а 10% тестируют их.
Достаточно неожиданно 7% компаний ответили, что они уже активно применяют системы -AV/VR,-- а 10% тестируют их.

Успех внедрения корпоративного ТВ и рекламно-цифровых вывесок зависит не только и не столько от реализации самого проекта, сколько от актуальности и востребованности контента, который на этих системах демонстрируется. Однако для большинства компаний задача создания видеоконтента далека от их основного вида деятельности. Не случайно многие из отвечавших (30%) отметили, что главным для них направлением дальнейшего развития рассматриваемых систем является привлечение пользовательского контента. Впрочем, это соответствует общим мировым трендам в данном сегменте.

Ценовой фактор оказывается непреодолимым препятствием для внедрения, только когда у компании нет реальной потребности в конкретной технологии — варианты можно найти всегда. Так, многим респондентам не нужна бизнес-аналитика (34%) и/или они считают подобные системы незрелыми (17%). Вместе с тем около 30% ответивших планируют задействовать такой инструмент. Наряду с AV/VR потенциально это наиболее перспективный рынок по темпам роста.

СПРОС И ИНТЕРЕС РАСТУТ

Область применения видеотехнологий в бизнесе постоянно расширяется. В этом году мы впервые включили вопрос об использовании средств дополненной/виртуальной реальности. Достаточно неожиданно 7% компаний ответили, что они уже активно применяют системы -AV/VR,-- а 10% тестируют их. При этом около трети опрошенных указали, что присмат-риваются к данным решениям, и лишь один человек — то ли в шутку, то ли всерьез — ответил вопросом на вопрос: «О чем речь?»

В прошлом году мы отмечали, что экономические трудности заставили многих заказчиков заморозить или вовсе отменить проекты: около 40% респондентов тогда заявили, что на текущий, 2017-й год у них нет никаких планов по развитию системы ВКС. Но в этом году результаты опроса оказались более оптимистичными: об отсутствии планов сообщили лишь 22%. Хотелось бы надеяться, что это признак реального оживления и восстановления рынка.

Дмитрий Ганьжа, главный редактор «Журнала сетевых решений/LAN»