Опрос проводится в начале каждого года в преддверии форума «Бизнес-Видео», на котором традиционно представляются его основные результаты1.

Развитие программных решений ВКС и распространение облачной модели получения соответствующих сервисов заметно снизили ценовую планку для вхождения в «мир ВКС». Однако в условиях непростой экономической ситуации в нашей стране высокая стоимость соответствующих продуктов по-прежнему остается главным препятствием на пути более масштабного внедрения систем видео-конференц-связи (ВКС). На это обстоятельство указали 65% опрошенных нами заказчиков (см. рис. 1). Видимо, сказывается общий низкий уровень ИТ-бюджетов. Вместе с тем не может не радовать, что с каждым годом все меньше компаний заявляют об отсутствии реальной пользы ВКС для бизнеса: если в 2015 году 17,5% опрошенных признали ВКС бесполезной, то в нынешнем — только 13%.

Рис. 1. Препятствия для ВКС
Рис. 1. Препятствия для ВКС

 

Экономические трудности заставили многих заказчиков заморозить или вовсе отменить проекты. Так, около 40% наших респондентов заявили, что на этот год у них нет никаких планов по развитию системы ВКС. По сравнению с прошлым годом увеличилась доля компаний, которые при развитии своих систем ориентируются на отечественные продукты. В этом году таковых оказался 21%. Число отечественных игроков на этом рынке становится все больше, например, в прошлом году активно заявила о себе компания Vinteo. Примерно треть опрошенных планируют внедрить программные решения ВКС, включая программные серверы многоточечной видеосвязи (MCU).

Более гибкие и доступные программные решения ВКС становятся все более популярными — количество компаний, использующих программные серверы MCU, растет из года в год. Если в прошлом году их было только 32%, то в этом — уже 40% (см. рис. 2). Несмотря на серьезные опасения, связанные с безопасностью, облачная модель понемногу приобретает сторонников. В этом году 20% респондентов указали на то, что используемая ими инфраструктура ВКС (сервер MCU) установлена не в самой компании, а у провайдера и используется по облачному принципу. Но, несмотря на эту тенденцию, доминирующим остается вариант установки серверов MCU в самой компании: такое решение традиционно предпочитают более половины респондентов.

Рис. 2. Инфраструктура ВКС
Рис. 2. Инфраструктура ВКС

 

Начиная с 2013 года, когда OSP Data провело первое подобное исследование, доля сторонников модели «все свое», когда все компоненты системы ВКС устанавливаются в компании, управляются и обслуживаются ее специалистами, практически не изменилась и находится на высоком уровне 62–69%. В этом вопросе российские специалисты оказались на редкость консервативны.

Число сторонников потребления услуг ВКС исключительно из облака тоже почти не меняется: такую модель считают оптимальной всего лишь 15%. Но хотелось бы подчернуть, что это именно сторонники полного перехода в облако. В два раза больше компаний голосуют за гибридный вариант, когда часть компонентов и ресурсов остается на площадках заказчиков, а часть — выносится в облака.

В прошлом году мы зафиксировали резкий рост — до 7,5% — доли компаний, которые считают оптимальной модель аренды оборудования для получения сервиса ВКС. Мы это связали с кризисными явлениями, когда денег нет, а сеансы ВКС пусть изредка, но проводить надо. В этом году доля сторонников аренды оборудования упала почти в два раза. По-видимому, пессимистические настроения сменились некоторым оптимизмом, а потому специалисты рассчитывают, что деньги на приобретение собственных решений все-таки найдутся. Возможно, разочарование в модели аренды частично связано с недостаточным числом соответствующих предложений на рынке.

Анализ типов используемых терминалов ВКС выявляет другую важную тенденцию: увеличение числа компаний, в которых для участия в сеансах видеосвязи применяется технология WebRTC. Напомним, что эта технология обеспечивает поддержку ВКС через обычный браузер — никакого дополнительного ПО устанавливать не надо.

Примерно 30% опрошенных используют для участия в сеансах ВКС мобильные устройства. Лидерами здесь являются платформы iOS и Android, далее следует мобильная платформа Windows. Ни один из опрошенных нами респондентов не использует для сеансов ВКС мобильные устройства BlackBerry, что лишний раз доказывает общее снижение популярности этой марки.

За год выросла доля компаний, использующих для видеосвязи программные клиенты на ПК, — их стало 66%. Видимо, этот вариант приходит на смену специализированным персональным аппаратным терминалам, доля которых за год снизилась очень существенно: с 33 до 25%. Стабильно высоким остается число компаний, в которых основное место «обитания» видео-конференц-связи — это переговорные комнаты: 66% используют групповые аппаратные терминалы, установленные в конференц-комнатах.

Главная техническая проблема, с которой сталкиваются российские компании при построении, эксплуатации и развитии систем ВКС, связана с их интеграцией с другими корпоративными системами. В 2017 году на это пожаловались половина опрошенных. Заметим, что четыре года назад число таковых составляло только треть. Скорее всего, рост озабоченности проблемами интеграции непосредственно вызван увеличением доли интеграционных работ. Если еще несколько лет назад ВКС часто была отдельной системой, никак не связанной с другими корпоративными системами, то сегодня для повышения эффективности использования видеосвязи просто необходимо интегрировать ее как с телефонией, так и с различными бизнес-приложениями.

«Интеграция» сменила «каналы связи» в роли главной технической проблемы. В 2013 году 44% респондентов жаловались на низкую скорость и плохое качество связи. С каждым годом число жалоб на качество связи хоть немного, но снижалось, в этом году оно сократилось до 36%.

Снижается и актуальность задач, связанных с масштабированием серверной части системы ВКС (в первую очередь сервера MCU). Это обусловлено ростом популярности программных решений — собственно говоря, простота масштабирования и является одним из главных их преимуществ. Для увеличения емкости программного сервера MCU зачастую достаточно приобрести и активировать соответствующую лицензию — не надо ждать доставки новых аппаратных компонентов, инсталлировать их и пр.

Большое число респондентов (31%) сетуют на использование фирменных (нестандартных) протоколов, приводящих к проблемам совместимости оборудования разных вендоров. Опять-таки четыре-пять лет назад большинство инсталляций ВКС были моновендорными, чаще всего на базе продуктов Polycom или Cisco (Tandberg). Сегодня, в том числе с целью оптимизации расходов, все больше компаний переходят на мультивендорные решения, отсюда и проблемы стыковки протоколов.

Традиционно OSP Data изучает и вопросы, связанные с использованием оборудования и ПО тех или иных производителей. Наши данные показывают, продукты каких конкретных поставщиков используют опрошенные компании. Конечно, точной информации о долях рынка они не дают, но общее положение компаний отражают.

Многие годы двумя неизменными лидерами нашего рейтинга были компании Polycom и Cisco (последнюю мы до сих указываем в связке с Tandberg, поскольку часть специалистов упорно называют именно Tandberg, несмотря на то что этот норвежский производитель был приобретен Cisco много лет назад). Однако в этом году лидер поменялся. Еще в прошлом году в список поставщиков решений ВКС мы добавили Microsoft с его продуктом Skype для бизнеса (ранее Lync), и компания сразу получила треть голосов респондентов. В этом году с 42% Microsoft опередила и Polycom, и Cisco.

Доля респондентов, использующих продукты Cisco, существенно сократилась: с 42% в 2016 году до 29% в 2017-м, — тогда как доля Polycom сохранилась на уровне 40%. Возможно, сокращение доли Cisco и не отражает реального положения дел. Часто приходится сталкиваться с тем, что российские специалисты просто не хотят (дабы чего не вышло) указывать на то, что их компания применяет оборудование этого американского производителя. Хотя Polycom тоже отнюдь не отечественный вендор, Cisco гораздо более известна «широкой общественности», а потому оказалась гораздо глубже вовлечена в санкционное противостояние.

Далее за первой тройкой следует целая группа компаний, ВКС-продукты каждой из которых используют 7–10% респондентов. Это LifeSize, Huawei и российский разработчик TrueConf. В этом году мы впервые включили в список компанию Logitech, и она сразу набрала 8%. Следует отметить существенное сокращение показателей таких старожилов рынка ВКС, как Sony, Avaya и Panasonic. Например, Sony, имевшая по нашему опросу в 2015 году более 13%, сейчас «скатилась» до скромных 5%. Схожие показатели у Panasonic и Avaya, долю которой мы указываем вместе с приобретенной ею в свое время компанией Radvision.

Обращает на себя внимание изменчивость предпочтений заказчиков. Например, согласно полученным нами данным, 27 компаний, которые не используют ВКС-продукты Cisco, планирует покупать их в будущем. На первый взгляд, очень хорошая новость для этой компании. Но, с другой стороны, настораживает, что 21 компания, которая использует продукты ВКС Cisco, не планирует приобретать их в дальнейшем. Схожие данные наблюдаются в отношении решений Microsoft. У Polycom более преданные заказчики: только девять компаний, использующих ее решения ВКС, не планируют продолжать закупки, тогда как к ней собираются обратиться восемь новых компаний. В целом подобная волатильность показывает, что заказчики активно ищут новых поставщиков, равно как и новые модели реализации ВКС-сервисов. Значит, открываются хорошие возможности для новых игроков.

Как уже отмечалось, интеграция ВКС с другими системами является одной из главных проблемных точек для специалистов. Тем не менее такая интеграция становится ключевой тенденцией развития подобных систем. По данным OSP Data, все меньше компаний планируют развивать ВКС «в чистом виде» и все больше ориентируются на решения с более широкой функциональностью. Так, 57% намерены в ближайшие годы внедрить унифицированные коммуникации с поддержкой видео, а 48% — Web-конференции также с поддержкой видео (см. рис. 3).

Рис. 3. Развитие корпоративных систем, в которых используются видеотехнологии
Рис. 3. Развитие корпоративных систем, в которых используются видеотехнологии

 

Участники нашего опроса — это преимущественно специалисты по ВКС, поэтому данные по другим категориям систем, где используется видео, могут быть существенно занижены. Тем не менее нельзя не отметить устойчивый (правда, не слишком быстрый) рост интереса к системам информационно-рекламных вывесок (Digital Signage). Каждый десятый опрошенный считает, что именно эти решения получат наибольшее развитие в его компании в ближайшие годы.

Александр Барсков, ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN»

1 Условия приобретения полного отчета и информации о других проектах OSP Data на нашем сайте https://www.osp.ru/lan/ospdata