Голос по IP «готов к забегу». Примерно так можно описать реальную ситуацию с планированием телекоммуникационной инфраструктуры на предприятиях. Эксперты оценивают технологию как «достигшую рыночной зрелости», однако потенциальные потребители должны для начала убедиться во всех ее преимуществах. Пока среди стандартов VoIP семейство протоколов Н.323 имеет определенный гандикап, но SIP выигрывает в значимости.

Традиционные производители — Siemens, Alcatel, Nortel, Philips, Tenovis и др. — прибрали к своим рукам рынок телекоммуникационного оборудования. Эти компании прочно удерживают клиентов, благодаря практике «привязывания» их к себе максимально долгосрочными договорами аренды. Такой подход привел к созданию неравных условий для вхождения на рынок новых игроков, но прежде всего послужил тормозом для распространения таких технологий, как VoIP, первоначально отсутствовавших в пакете предложений лидеров. Со временем традиционные производители в известной степени «подмяли под себя» всю IP-телефонию, поскольку у них было достаточно времени для постепенного введения технологии в собственную маркетинговую концепцию. В результате телекоммуникационное оборудование на базе IP стало относиться к стандартным предложениям. Особо стоит отметить, что приверженцы традиции не просто сумели успеть на поезд прогресса, но иногда даже указывают ему дорогу.

Однако мощь признанных производителей в области традиционных коммутаторов TDM на базе нестандартных реализаций не в состоянии помешать успеху новичков, большинство из которых пришли из сферы информационных технологий. Наиболее показательные примеры — конечно же, Cisco и 3Com, уже сумевшие «откусить» значительный кусок от рыночного пирога. Так, Cisco, в соответствии с собственной статистикой на конец января 2002 г., реализовала по всему миру около 500 тыс. IP-телефонов и более 6 млн портов VoIP. Однако более молодые и не такие крупные компании также имеют шанс найти свое место в сфере голосовых внутрикорпоративных коммуникаций по IP — частично путем предложения собственного оборудования, частично — в качестве поставщиков для классических производителей или разработчиков различных дополнительных продуктов.

Яркими примерами подобных компаний являются Innovaphone (шлюзы VoIP, телекоммуникационное оборудование для IP, программные учрежденческие телефонные станции), Swyx (программные учрежденческие телефонные станции и другие приложения VoIP), Bintec (маршрутизаторы с поддержкой качества обслуживания, а также недавно выпущенные proxy-сервер Н.323 и привратник для этих маршрутизаторов), Packeteer (оптимизация потоков данных через VoIP), Quescom (интегрированные системы доступа с поддержкой VoIP и, в последнее время, proxy-сервер SIP), Polycom (оконечные устройства VoIP), Netiq (программы управления VoIP), Netcom (платформы IP-телефонии), CАЕ (интеграция системы унифицированной обработки сообщений в VoIP), Servonic (программные учрежденческие телефонные станции и интегрированная система обработки сообщений), TE-Systems (использование шлюзов xCAPI для интеграции VoIP и ISDN), Thetakom (унифицированная обработка сообщений и компьютерная телефония, например для Cisco Callmanager), Sniffer (анализ VoIP), Vcon (системы для проведения видеоконференций на базе IP и необходимые для этого инструменты управления) и т. д.

«Фактически мы наблюдаем, как начиная с 2002 г. внутрикорпоративная IP-телефония все чаще привлекает к себе серьезное внимание», — так считает менеджер по продажам Йоахим Вагнер из компании Thetakom Kommunikationssysteme. Количество предприятий, где проводится предварительное апробирование телекоммуникационного оборудования на базе IP с целью его дальнейшего использования, заметно выросло. Некоторые, и их немало, уже полностью перевели передачу голосовых данных на IP. Причиной начинающегося бума наблюдатели считают тот факт, что потенциальных заказчиков стали вполне удовлетворять цена и качество новейших продуктов, поскольку они представляют практичную альтернативу ранее используемым телекоммуникационным технологиям.

НАКАНУНЕ ПРОРЫВА

Мнение о том, что телекоммуникационное оборудование на базе IP достигло состояния, когда прорыв уже близок, разделяют и консалтинговые компании, например Frost&Sullivan. В Европе Internet-телефония (VoIP в качестве службы обмена информацией) развивалась довольно медленно, а потому применение УАТС на базе IP также находится в начале пути. Как показывает недавний анализ рынка, в 2003 г. ожидается значительный прирост, объем продаж должен достигнуть 400 тыс. устройств. После чего, по прогнозам специалистов Frost&Sullivan, должна последовать фаза устойчивого роста. В 2007 г. будет продано 5 млн устройств на сумму в 2 млрд долларов. Причина того, что бум не наступил уже в 2002 г., заключается, с одной стороны, в общем экономическом спаде и высокой стоимости инвестиций, а с другой — в недостаточной информированности покупателей относительно преимуществ УАТС на базе IP, по сравнению с традиционными службами передачи голоса и данных. К тому же остаются еще и некоторые трудности при эксплуатации и технической поддержке. В Frost&Sullivan предсказывают наступление VoIP и утверждают, что рынок оборудования VoIP в 2006-2007 гг. превысит рынок TDM. Последний при этом будет уменьшаться на 15% ежегодно. В настоящее время на Европу приходится 20% мирового оборота УАТС на базе IP.

Наиболее успешно развивающимся сегментом, по данным Frost&Sullivan, является как раз направление, связанное с IP, оборот которого в 2001 г. составил около 46 млн долларов. Здесь маркетологи обещают особенно большой прирост, поскольку многим предприятиям в 2002-2003 гг. предстоит полное обновление своего оборудования.

Наиболее надежный и значимый источник роста — предприятия среднего размера; по всей видимости, именно они будут представлять подавляющее большинство — около 99% — покупателей УАТС. Эту точку зрения разделяют также эксперты из Gartner Group, которые в своих прогнозах также отводят предприятиям малого и среднего бизнеса (Small and Medium Business, SMB) важнейшую роль при переходе на коммуникации по IP. В докладе «PCX достигает порога зрелости» (Private CTI-based Call Exchange, PCX—УАТС на базе компьютерной телефонии) они прогнозируют активное проникновение IP-телефонии в Западную Европу, где она займет свыше 50% рынка. Для MSB важное значение имеют стоимость, быстрая установка, простота в обслуживании и возможность демонтажа. По всем этим пунктам оборудование на базе IP предлагает очень убедительные аргументы в свою пользу.

Перспективы рынка VoIP исследовали и немецкие эксперты. Так, к примеру, по данным Kasseler Techconsult, предприятия Германии планируют в 2002 г. инвестировать в это направление около 200 млн евро. Средствами VoIP должны быть оснащены 240 тыс. рабочих мест.

ПРЕИМУЩЕСТВА КОММУНИКАЦИЙ ПО VOIP

Многие предприятия, выбирающие сегодня VoIP, ожидают заметного снижения затрат на коммуникации. Несмотря на действительно достаточно большой потенциал для экономии, поставщики соответствующего оборудования в качестве аргумента в пользу приобретения собственной продукции приводят прежде всего приложения. Так, объединение речи и данных открывает возможности, которые намного превосходят функциональный набор стандартной традиционной телефонии. В случае Cisco — это интегрированная система обработки сообщений (Unified Messaging, UM), центр обработки вызовов и мобильность, например, посредством распознавания речи. UM предполагает сбор всей входящей информации — звонков, факсов и электронной почты — в одном месте. Доступ к подобному виртуальному «почтовому ящику» можно организовать с помощью мобильного телефона, персонального компьютера или IP-телефона через XML. «Электронные письма или факсимильные сообщения прочитываются, а голосовые сообщения в виде прикрепленных файлов переправляются дальше, — объясняет Карстен Квайсер, менеджер маркетингового отдела Cisco Systems. — Для тех сотрудников, кому в процессе работы приходится очень много перемещаться, получение информации путем распознавания речи позволяет повысить эффективность их труда. С нашими новыми приложениями можно работать, используя стандартные интерфейсы, в частности TAPI и JTAPI».

Экономия на издержках при использовании IP-телефонии обеспечивается в первую очередь благодаря централизованному управлению голосовыми службами и приложениями на всем предприятии. Кроме того, вовсе не обязательно в каждом отдельном филиале устанавливать телекоммуникационное оборудование. Администрирование телефонии и предоставление услуг осуществляются на центральном пункте, поэтому не приходится оплачивать удаленное обслуживание, инсталляцию и решение возникающих проблем. Особенно много удается сэкономить за счет управления оборудованием, поскольку пользователь больше не привязан к закрепленному за ним телефону, как это было в «старом мире». Входя в корпоративную сеть со своего компьютера или ноутбука, он немедленно получает персональный телефонный профиль, включая адресные книги, почтовые ящики и т. д. Необходимым условием для реализации таких возможностей является всего лишь наличие звуковой карты и наушников. Сокращению расходов способствует и отсутствие отдельных телефонных проводов и кабелей.

Таблица 1. Европейский рынок УАТС на базе IP: прогноз до 2007 г. Согласно отчету Frost&Sullivan В047 за март 2002 г.

В компании 3Com анализ уже реализованных проектов с применением VoIP привел к выявлению ряда общих закономерностей, на основании которых можно говорить о предпосылках, благоприятных для внедрения VoIP на предприятии. Так, например, во всех случаях информационные технологии имели как минимум такое же важное значение, как и телефония, а инфраструктура ИT была достаточно развита для обеспечения нужной пропускной способности. Кроме того, в каждой компании существовал отдел администрирования информационных технологий, но отсутствовал отдел администрирования телекоммуникаций. Почти повсеместно речь шла об офисной работе, и чаще всего приходилось заниматься объединением в сеть нескольких удаленных точек. Наиболее показательная демонстрационная инсталляция от 3Com осуществлена в венском Музее искусства и истории, где имелись все факторы для успешной установки. «Лишь в редчайших случаях приходится наращивать уже работающую сеть ИТ для обеспечения требуемой пропускной способности, — утверждает Лотар Фаренбах, консультант отдела корпоративных сетей компании 3Com. — Как правило, характеристики сети вполне удовлетворительны, так что дополнительный трафик VoIP может обрабатываться без какого-либо расширения сетей».

Н.232 ИЛИ SIP?

Тот, кто занимается IP-телефонией, рано или поздно сталкивается с проблемой выбора базовых протоколов сигнализации и передачи данных. Это, как правило, протокол Н.323 от ITU-T (включая различные дополнения, также начинающиеся с «Н») и протокол инициации сеанса (Session Initiation Protocol, SIP) от IETF.

История Н.323 уходит своими корнями в корпоративные сети, и развивался он, прежде всего, как базовый протокол для проведения видеоконференций. Как следствие, у него много общего с протоколом сигнализации в ISDN. Стандартизированный на международном уровне в 1996 г., сегодня Н.323 включает целый ряд протоколов: Н.225.0 для настройки, ISDN Q.931 для сигнализации, Н.245 для передачи голосовых данных и Н.450 для дополнительных служб. Спецификациями Н.323 предусматривается наличие четырех терминалов, многоточечного блока управления (Multipoint Control Unit, MCU), шлюза и привратника.

Протокол SIP был принят в 1999 г. С самого начала он разрабатывался как протокол для Internet, а потому имеет некоторые общие черты с HTTP. SIP очень прост в использовании, поскольку в нем применяется открытый текст. Помимо HTTP он включает и другие распространенные в Internet элементы: к примеру, простой протокол электронной почты (Simple Mail Transfer Protocol, SMTP), унифицированный указатель информационного ресурса (Uniform Resource Locator, URL), многоцелевые расширения электронной почты для Internet (Multipurpose Internet Mail Extension, MIME) и службу имен доменов (Domain Name Service, DNS). SIР состоит так же, как и Н.323, из четырех элементов: пользовательского агента (User Agent), proxy-сервера, сервера переадресации и регистратора. Протокол базируется на архитектуре клиент-сервер. Пользовательские агенты выступают в роли клиентов при инициации запроса и в роли серверов при ответе на запрос.

Два конкурирующих протокола коренным образом различаются в своей философии — Н.323 имеет четко определенную системную архитектуру и стратегию внедрения для управления всем, что относится к телефонному вызову: установление и прерывание связи, контроль и даже описание сред передачи. SIP, напротив, предназначен только для организации сеанса между двумя или более пунктами и охватывает лишь инициацию, окончание и модификацию одного сеанса. Остальные составные части его архитектуры остались открытыми, чтобы сохранялась возможность их настройки в соответствии с конкретными условиями. Таким образом, SIP не заботится о деталях отдельно взятого сеанса. Н.323 ориентирован, скорее, на телекоммуникации, в то время как SIP — на Internet. Для передачи собственно голосовых данных SIP опирается на еще один протокол IETF, так называемый протокол описания сеанса (Session Description Protocol, SDP). С его помощью участники сеанса согласуют используемые методы сжатия (кодек), пропускную способность и IP-адреса участвующих шлюзов.

SIP, в отличие от Н.323, не требует наличия центрального программного коммутатора. Это большое преимущество, поскольку — как в модели Internet — коммуникациями управляют пользовательские приложения. Именно поэтому сети SIP так легко расширяемы и не подчиняются привратникам, подобно Н.323.

Значение дискуссии о стандартах SIP и Н.323 производители оценивают по-разному. Примером типичного сторонника «наступления SIP» может служить мюнхенское предприятие Servonic: оно предлагает решение на базе SIP и собственного IXI-ITS. Internet-телефония объединяет речь и данные на базе сети IP и относится тем самым к области информационных технологий. «SIP является стандартом в области информационных технологий, а Н.323, напротив, пришел из мира телекоммуникаций. Поэтому превращение SIP в основной стандарт для VoIP практически неизбежно», — так аргументирует позицию компании Экхард Кляйн, коммерческий директор Servonic. «Сегодня фактически нет решения VoIP, которое работало бы исключительно с Н.323. Так зачем же использовать Н.323, если можно сразу выбрать стандарт, который предлагает необходимый набор функций?» — интересуется Кляйн. В качестве конкретных преимуществ протокола SIP он назвал более простое внедрение, лучшие механизмы для распределенных инсталляций VoIP и специальные функции для поставщиков услуг. Сверх этого, SIP — крайне гибкий протокол, не ограниченный одной телефонией: к примеру, уже сегодня существуют расширения для немедленного обмена сообщениями (Instant Messaging, IM). При использовании же Н.323 подобные расширения всегда предполагают нестандартную реализацию. «Только решение, базирующееся на стандарте, у которого есть будущее, даст предприятию уверенность в том, что оно не окажется ограниченным собственной концепцией», — такой вывод делает Кляйн.

«Для компании 3Com проблема SIP на данный момент заключается в отсутствии адекватной поддержки со стороны операторов, — отметил Лотар Фаренбах. — Лишь когда число предложений SIP от операторов достигнет определенной критической массы, 3Com начнет думать о внедрении протокола в корпоративных сетях». Бернд Кулин, руководитель коммерческого отдела Enterprise Networks при Siemens IC-Networks, считает, что в сложившейся ситуации «дискуссия о выборе SIP или Н.323 на уровне предприятия представляется малозначащей». В любом случае значение SIP будет постепенно распространяться. Стратегия Siemens при плавной миграции в направлении SIP гласит: стеки протоколов полностью заменяемы.

В Cisco также связывают дальнейшее распространение этого протокола с политикой операторов, хотя все маршрутизаторы Cisco, равно как и IP-телефон 7960, уже сегодня понимают SIP. Помимо этого, Cisco предлагает на рынке свои proxy-серверы с поддержкой SIP. «В случае средних и крупных предприятий Cisco делает ставку на MGCP, Н.323 и Skinny», — утверждает Карстен Квайссер. Skinny — это разработанный Cisco протокол, и потому он используется в основном только этой компанией. Однако весь его код опубликован, и компания разрешает разработку любых приложений на базе Skinny, не требуя выплаты лицензионных отчислений. По утверждению Квайссера, уже создано множество приложений VoIP и соответствующих услуг, среди которых — применение XML на дисплее телефона, интерактивный автоответчик (Interactive Voice Response, IVR), распознавание речи, автоматический секретарь, интегрированная система обработки сообщений, голосовая почта, центр обработки вызовов IP и проч.

VoIP сейчас раскрыл многие из своих первоначальных тайн. Теперь настало время трезвых расчетов и взвешенного анализа. Если верить исследованиям рынка, с 2003 г. должна начаться длительная фаза бурного сбыта продуктов VoIP. Как будет выглядеть мир телефонии в эру VoIP, можно видеть на примере оконечных устройств. Так, в будущем VoIP-телефон предстанет в качестве мультимедийного терминала, предназначенного не только для проведения телефонных переговоров, но и осуществления доступа по IP ко многим корпоративным информационным технологиям, в частности персональному календарю или службе немедленного обмена сообщениями. Можно ожидать, что скоро появится широкий выбор IP-телефонов для самых различных целей. Например, беспроводные телефонные трубки с соединением посредством беспроводного Ethernet или видеотелефоны с возможностью при сравнительно небольших накладных расходах передавать с помощью IP не только речь, но и видеоинформацию. В одном можно быть уверенным: VoIP делает картину телекоммуникации более «пестрой».

Технические фрагменты этой статьи, касающиеся протоколов Н.323 и SIP, основываются на материалах, полученных от Netcom, сведения о возможностях VoIP в инфраструктуре ИТ предоставила компания Netiq.

Штефан Мучлер — шеф-корреспондент LANline. С ним можно связаться по адресу: pf@awigl.awi.de.


? AWi Verlag


Стратегия конвергенции Siemens

Подразделение компании Siemens, отвечающее за инфокоммуникационные сети, относительно быстро по сравнению с прочими производителями телефонного оборудования адаптировалось к ситуации, сложившейся вследствие распространения VoIP. Центральным элементом для коммуникации VoIP в корпоративных сетях является семейство продукции Hipath. При этом в расчете на будущие операторские сети Siemens предлагает модульную платформу нового поколения для конвергентных инфраструктур IP.

Важнейшей составной частью стратегии Hipath служит протокол Cornet IP для отображения функций Hipath на сеть IP. В сетях с коммутацией каналов или с коммутацией пакетов Cornet IP позволяет совместно использовать приложения, а также центральное администрирование различных технологий. Наряду с Cornet IP архитектура Hipath имеет еще один центральный элемент — Hipath CAP. Этот интерфейс разработчика предлагает открытые стандартизированные интерфейсы и должен способствовать одновременному устанавлению соединений с различными коммуникационными платформами — это важная предпосылка для миграции инфраструктуры от классической телефонной сети к сети IP через совместное использование приложений.

Другой важный компонент представляет «Метауправление Hipath», всеохватывающее решение для единого администрирования сетей, состоящих из систем и приложений Hipath, а также опирающихся на стандарты продуктов прочих производителей.

Siemens называет Hipath 3000 своей конвергенционной платформой на базе IP для малых и средних предприятий. Система позволяет передавать данные или речь в сетях с коммутацией каналов, с коммутацией пакетов или в их комбинации. Тем самым, Hipath 3000 представляет все три этапа, которые компания определила при переходе от классических телекоммуникационных систем с коммутацией каналов к IP: поддержка IP (IP-enabled), конвергенция на базе IP (IP-converged) и «чистый» IP (pure IP). На первом этапе коммутация осуществляется пока с помощью классического коммутатора TDM, однако адаптерные модули уже позволяют подключиться к миру IP. На втором — сеть содержит как коммутаторы TDM, так и IP, при этом выбор канала производится автоматически в зависимости от соединения. Третий этап предлагает реализацию программных коммутаторов с собственным IP.

Для Hipath 3000 уже выпускаются оконечные устройства и приложения, причем благодаря межсетевому обмену с помощью Cornet-IP их можно применять во всех трех средах. Особое преимущество Hipath 3000, по утверждению Siemens, заключается в том, что при использовании совместно с платформой приложений Hipath Allserve приложения потребуется установить только один раз на всем предприятии, и после этого они станут доступны на всех рабочих местах. Среди прочих приложений уже предлагаются: Xpressions для интегрированной системы обработки сообщений и единых коммуникаций; Procenter в качестве мультимедийного решения для центра обработки вызовов; Symplyphone для интеграции передачи голоса и данных, а также Fault Management для обеспечения высокой степени готовности и эффективного контроля за стоимостью.

В рамках широкого международного турне Siemens ввела элемент коммуникационного посредника (Communication Broker) в качестве нового ключевого понятия стратегии «практической конвергенции». За этим понятием скрывается концепция, с помощью которой можно полностью контролировать и эффективно формировать деловые и технологические процессы. Communication Broker использует общеупотребительные стандартные элементы в качестве фундамента для консолидации, управления и назначения приоритетов для локальных и базирующихся на Web коммуникационных приложений и служб.


Новая версия NBX 4.1 от 3Com удваивает пропускную способность

Начиная с середины июля текущего года 3Com выпускает версию 4.1 программного обеспечения для NBX. С ее помощью 3Com удваивает емкость своего программного и аппаратного обеспечения, благодаря чему предприятия смогут поддерживать до 1500 телефонных аппаратов. Система Superstack-3-NBX сможет обслуживать от двух до тысячи пользователей. Для ее расширения нет нужды в замене программного и аппаратного обеспечения на новую версию. Нарастить емкость и, соответственно, увеличить количество пользователей поможет всего лишь простая модернизация. Те, кто применяет NBX, смогут извлечь в этом году выгоду и из XRN — новой технологии 3Com, созданной для обеспечения качества обслуживания. Ядро XRN должно обеспечивать максимальную защиту от отказа сети, когда используется IP-телефония или какие-либо другие критические для работы предприятия приложения.