Современную кабельную сеть невозможно представить без СКС, но все когда-то было иначе.

1991 г. стал действительно памятным годом, годом коренных перемен, напряженности и неопределенности на всех фронтах, в буквальном и переносном значении этого слова. Мир наблюдал в режиме реального времени за ходом военных действий в операции «Буря в пустыне» и, почти не веря собственным глазам, лицезрел картину агонии 74-летнего коммунистического режима в России.

Телевидение без устали прокручивало фрагменты очередной 64-ой церемонии вручения «Оскара», превратившейся в чествование фильма «Молчание ягнят». В том же году англичанин Тим Бернерз-Ли изобрел Всемирную паутину, которую научные круги стали использовать для обмена информацией и сообщениями. Правда, это событие отнюдь не сопровождалось такой помпезностью.

В кабельной же отрасли произошло два примечательных, хотя и не удостоившихся пристального внимания общественности, события. Позже их назовут важнейшими этапами в ее развитии. Первое - предварительный выпуск стандарта EIA/TIA — подвело итог многолетней кропотливой работы отраслевых экспертов. Его появление позволило заполнить многочисленные бреши в области стандартизации. Вторым событием, хоть и меньшего масштаба, стал выпуск первого номера журнала Cabling Business Magazine (CBM), превратившегося впоследствии в один из символов отрасли. При этом и авторы стандарта, и издатели журнала преследовали общие цели. Развитие обоих направлений деятельности, медленное и спокойное поначалу, быстро набрало темпы и захватило практически всех и вся.

Тогда эксперты не могли предположить, что новые ИТ-стандарты и начинания будут распространяться с экспоненциально растущей скоростью. Это было время, когда отрасль стремилась найти себя заново. Вначале большинство ее «столпов» изо всех сил старались увековечить свои собственные методологии, многие из которых преследовали только частные цели и задачи конкретной организации.

Состоявшееся несколькими годами раньше расщепление AT&T/Bell System непроизвольно создало в отрасли своего рода вакуум. С этого момента компании, подобно героям фильма ужасов, метались как маятники между противоположными полюсами нерегулируемой среды. Некоторое время в отрасли царил хаос и сомнения, а получить достоверную информацию не представлялось возможным. Нарождающийся рынок локальных сетей страдал от хронического отсутствия единообразия, что было неизбежно ввиду изменения структуры отрасли. Тем временем, волна развития катилась дальше, оставляя после себя изрядное число жертв, которыми, как обычно, оказывались мирные пользователи, а также в некоторых случаях те из подрядчиков и провайдеров услуг, кто не пожелал или не сумел адаптироваться к новым условиям.

Колеса прогресса, к счастью, вращались, не останавливаясь, хотя и не так быстро, как многим хотелось бы. Впрочем, для некоторых и эта скорость была слишком велика: в то время, как иные процветали, другие едва сводили концы с концами. В 1991 г. пружина распрямилась, и в открывшиеся шлюзы хлынул мощный поток изменений, обусловленных прогрессом в технологии. Влияние свершившегося перелома, возможно, не проявилось в полной мере и до сих пор. Как бы то ни было, именно в это время всему сетевому миру были явлены пророческие письмена. Впрочем, многие тогда не нашли в себе достаточно мудрости, чтобы свернуть с привычного пути. До сих пор воспоминания о мэйнфреймах, сетях Token Ring, топологиях шин, ThickNet, ThinNet, Twinax, кабелях Типа 1 и «тупых» терминалах приводят одних в ностальгическое настроение, а у других пробуждают не стершееся из памяти раздражение от связанных с ними неудобств.

Некоторые новые стандарты и методы, пропагандируемые EIA/TIA, BICSI и CBM, казались нелепыми и невыполнимыми. Отраслевые «динозавры» не считали нужным скрывать своего неприятия, заявляя, что «никто этому всему не последует, да и работать оно не будет». Где они теперь? Все давно уже скрылись в тумане забвения.

1992 г. отмечен инаугурацией очередного президента США — Билла Клинтона, вторжением войск США в Сомали и разрушительным ураганом Эндрю, обрушившимся на юг Флориды. Любители сериалов взахлеб обсуждали перипетии «Мелроуз Плейс», а очередную 65-ю премию Киноакадемии получил «Непрощенный» Клинта Иствуда.

По-прежнему оставаясь в тени большой политики и массовой культуры, специалисты в области телекоммуникаций и информационных технологий активно работали над тем, чтобы стандартизация на уровне общенациональной инфраструктуры стала наконец реальностью. Одна за другой возникали новые полосы движения на информационной супермагистрали, по мере того, как к ней присоединялась за сетью сеть.

Отрасль постепенно пробуждалась от спячки, возникала потребность в специалистах, сведущих в телекоммуникациях и информационных технологиях, а следовательно, в адекватной системе повышения квалификации. К тому времени были разработаны четкие стандарты, хотя только некоторые из них нашли применение, и бизнес развивался так же, как и в предшествующие годы. В повседневной практике во всей стране использовались все те же методы, но они уже не удовлетворяли тем требованиям, которые предъявляли высокоскоростные, высокопроизводительные сети. Разговоры уже велись о проводке Категории 3 и 5, но немногие специалисты отчетливо понимали значимость характеристик кабелей, в том числе сочетаний этих характеристик, не говоря уже о влиянии внешних факторов. Обилие мифов порождало скептицизм. В этом шуме рекомендации комитетов по стандартам игнорировались, понимались искаженно, а нередко их просто пропускали мимо ушей. Так продолжалось до тех пор, пока сбои и некачественные услуги не превратились из исключения в правило. Конечные пользователи начали справедливо настаивать на получении возврата от немалых инвестиций, вложенных ими в новые кабельные инфраструктуры. Попросту говоря, они хотели за свои деньги получить гарантированную производительность.

Необходимость повышения квалификации обострилась донельзя. Усилия, направленные на то, чтобы как-то удовлетворить потребность в квалифицированных специалистах, вылились в формирование серьезных институтов с отличной репутацией, таких, как TIA, CBM и BICSI. Наличие крупных пробелов в знаниях стало, наконец, очевидно, и эти организации развернули активную работу с целью повысить информированность о доминирующих стандартах и предоставить должное обучение тем, кто к этому стремился.

1993 г. ознаменовался событиями поворотного характера, такими как взрыв во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке. На больших и малых экранах царили «Секретные материалы» и «Список Шиндлера».

Теперь со всей очевидностью проявилась необходимость создания сетевых инфраструктур с «обещанной производительностью». В отрасли появилось немало профессионалов, относящихся к стандартам значительно более серьезно и пытающихся реализовать рекомендации и методы, описанные в документации. Тем не менее преодолеть инерцию привычки было трудно, большинство «околокабельного» сообщества составляли конечные пользователи, подрядчики или провайдеры услуг, которым еще не верилось, что произошли радикальные перемены.

Такие институты, как TIA, CBM и BICSI методом «деликатного давления» продолжали вести производство к всецелому принятию рекомендаций стандартов. Число членов и членов-корреспондентов этих организаций росло с каждым месяцем. В комплект появившихся в 1991 г. стандартов TIA были внесены уже значительные изменения и усовершенствования, так как технология побуждала переходить на все более высокоскоростные режимы супермагистрали. TIA издавал бюллетень телекоммуникационных систем TSB, где публиковались поставленные на голосование предполагаемые обновления стандартов, которые с нетерпением ожидались всеми, кто был способен заглянуть в недалекое будущее. CBM постоянно держал руку на пульсе развития и продолжал предоставлять своим читателям информацию от обзора новинок в области средств передачи до оборудования для тестирования, а также рассказывал о множестве других внешних факторов, способных повлиять на производительность сети.

1994 г., подобно предыдущему, принес с собой сообщения о новых жертвах трагедий, катастрофах, а также о чудом спасшихся людях. Лос-Анджелес содрогнулся от землетрясения силой в 6,7 балла, в результате которого помимо других разрушений были сметены мосты и дороги. Землетрясение унесло жизни 61 человека и причинило ущерб в 20 млрд долларов. Лучшей картиной академики признали «Форреста Гампа», и Том Хэнкс получил «Оскара» за исполнение главной роли в этом фильме. На телевидении стартовал очередной сериал «Друзья». А на информационной сцене появился Netscape Navigator и была представлена Wonderbra.

Мир высоких технологий отметил 25-летие ARPANET/Internet, хотя это событие вновь не привлекло внимание широкой общественности. Нечто трудноопределимое под собирательным названием Internet развивалось быстрыми темпами. Число хостов увеличилось с 535 тыс. в июле 1991 г. до 3 864 тыс. в октябре 1994 г., при этом кривая роста на графиках аналитиков была направлена почти вертикально вверх. Обеспечение связи с Internet и сетями Intranet стало насущной необходимостью и для бизнеса, и для индивидуальных пользователей, как для работы, так и для личных целей. Сетей становилось все больше, поэтому все чаще стали требоваться квалифицированные и обученные специалисты по их проектированию и внедрению. Спрос намного превзошел предложение. CBM продолжал публиковать информацию о том «что, где и как», однако потребность других форм обучения помимо печатного слова становилась все более очевидной. Эти формы обучения должны были предполагать наличие реальных сетевых сред, на которых можно было бы учиться решению тех или иных задач. В конце 1994 г. принято решение о создании Cabling Business Institute (CBI), и началась работа в его первых «учебных аудиториях».

1995 г. - это год, когда Альфред Мюррей организовал взрывы в Оклахома-сити, в результате которых погибло 169 человек и ранено 614. Зрители увидели «Храброе сердце» и «Покидая Лас-Вегас». Появление на рынке Windows 95 и языка программирования Java вызвало противоречивые отклики. Другой новостью из мира техники стал выпуск BMW Z3. Вдобавок к этим новинкам появились голубые M&M.

А сетевой мир, включая и локальные сети, по-прежнему переживал мощную экспансию Internet, которая своими темпами немало удивляла многих экспертов. К концу 1995 г. в мире насчитывалось уже более 9,4 млн хостов. Больший рост — это и больший спрос, что в данном случае выразилось в повышении требований к пропускной способности и скорости. Работы по прокладыванию новой проводки или реконструкции существующей велись едва ли не на каждом предприятии США. Для того чтобы подготовить достаточно квалифицированных специалистов, способных справиться с новыми требованиями, летом 1995 г. CBI открыл двери для первых учащихся. TIA предложил стандарты второго поколения, наиболее известный из которых TIA-568-A.

1996 г. заставил мир выучить новое слово - унабомбер. Тед Казинский был обвинен в убийстве трех человек и причинении увечий 23 другим при помощи уникальных бомб, которые он отсылал жертвам в обыкновенных посылках. Американская женская сборная по спортивной гимнастике признана сильнейшей на Олимпийских играх, кроме того, состоялся развод принцессы Дианы и принца Чарльза, а Мадлен Олбрайт стала первой женщиной - государственным секретарем США. На экраны вышли столь же разные, сколь и талантливые фильмы «Английский пациент» и «Фарго».

В этом году еще более возросла значимость локальных сетей и сетевых технологий в целом, что было обусловлено новой волной разработок и достижений в области технологии. Число хостов Internet достигло уже 20 млн. Кабели с неэкранированными витыми парами Категории 5, соответствующие стандарту TIA, стали доминировать в большинстве проектов, где предусматривалась прокладка кабелей, независимо от того, шла ли речь о крупной корпорации или о небольшой фирме. Конкуренция усилилась еще более, соответственно вырос и спрос на компетентных, хорошо обученных сотрудников. Они требовались на всех этапах - от разработки до тестирования.

1997 г. привлек к информационным технологиям интерес со стороны широкой публики, хотя они и не могли соперничать в популярности с делами внеземного характера — посадкой автоматической станции Pathfinder на Марсе и кометой Хейла-Боппа. Дела земные, впрочем, были столь же фантастичными — мир узнал про скромную овечку Долли. В этом же году человечество потеряло мать Терезу и принцессу Диану. Мировая киноколлекция обогатилась фильмами «Титаник» и «Лучше не бывает».

ИТ-сообщество к этому времени окончательно «созрело» - осознанно или под влиянием обстоятельств, кто знает - для полного принятия рекомендованных стандартов, на продвижение которых ушло столько сил. Главные вопросы начинались теперь со слова «как»: как добиться желаемых результатов и как сделать так, чтобы сотрудники успевали за стремительным развитием технологии и появлением все новых приложений? Нет нужды напоминать, насколько важным стало компетентное обучение. К тому же в этой сфере деятельности продолжался бурный рост конкуренции.

1998 г. застал мир полным противоречий. Общественность с одинаковым рвением интересовалась самым разными событиями. В центральной Америке бушевал ураган Митч, из-за которого погибло около 10 тыс. человек, в шт. Арканзас двое подростков 11 и 13 лет убили учителя и четырех одноклассниц, а в выпусках новостей только и было разговоров, что о скандале вокруг отношений президента Клинтона и Моники Левински. В этом же году «Фольксваген» порадовал почитателей своей торговой марки новым «Жуком», компания Apple — новой машиной iMac, и, наконец, появилось якобы чудодейственное средство «Виагра». Лучшим фильмом года стал «Влюбленный Шекспир».

В кабельной отрасли в целом царило настоящее безумие. Казалось, всякий, кто имел хотя бы отдаленное отношение к информационным технологиям, мнил себя экспертом по кабелям Категории 5, их физическим и электрическим характеристикам и гарантиям производительности. В развитии технологии произошел весьма существенный прогресс. Достигнув настоящей зрелости, руководящие стандарты TIA были приняты на общенациональном уровне и стали оказывать заметное влияние на производство кабелей в других странах. Акцент дискуссии сместился к тому, как « воспрепятствовать устареванию» и «обеспечить будущее», а преимущества 62,5-микронного оптического волокна с точки зрения производительности уже оспаривались 50-микронным волокном. Поток новых продуктов казался неисчерпаемым, при этом каждый из них сопровождался утверждениями, что «это нечто новое, значительно усовершенствованное». Тем не менее многие системы работали не так, как было обещано, формируя у покупателей негативное отношение к ним, чего и следовало ожидать. По итогам значительного числа не слишком успешных проектов монтажа кабельной проводки стало очевидно, что установленный продукт делает именно то, что указано в спецификации. Сбои происходили главным образом из-за неаккуратной работы, т. е. вследствие несоблюдения требований к монтажу - размещению, терминированию и тестированию кабельной системы.

Недостаточно хорошо организованное обучение породило серьезные трудности, и это не могло не отразиться на высокопроизводительных кабельных сетях. TIA, CBM и CBI, а также BICSI со всей возможной настойчивостью пропагандировали рекомендуемые стандарты как необходимое условие успешной реализации любого кабельного проекта независимо от его масштаба. Кроме того, серьезные дискуссии шли по поводу возможности установки высокопроизводительной проводки в домах.

CBM стал первым, кто еще в мае 1995 г. стал активно пропагандировать рынок кабельной проводки для жилых зданий, на который многие уже не желали обращать внимание. Внезапно этот недавно сформировавшийся рынок начал привлекать к себе пристальное внимание, в том числе некоторых весьма солидных компаний. И вновь возник вопрос об отсутствии специалистов, обладающих достаточной квалификацией и имеющих необходимые знания, чтобы работать здесь. Колеса прогресса вращались как никогда быстро.

1999 г. вошел в историю фактом, за которым с недоумением наблюдал весь мир: президенту Клинтону пришлось давать показания в Сенате о связи с Моникой Левински. В этом же году Джон Кеннеди-младший разбился вместе с несколькими членами семьи во время полета на частном самолете. Лучшим фильмом года была признана «Красота по-американски», а компания Apple представила весьма привлекательный внешне продукт - компьютер iBook.

Ход событий на рынке ИТ повторял сценарий предыдущего года, но с большей интенсивностью и в больших масштабах. Помимо экспоненциального роста и острой потребности в высокопроизводительных сетевых инфраструктурах на горизонте замаячила другая проблема. Ее предпосылки стали намечаться уже несколько лет назад, но до сих пор считалось, что это дело «официальных органов» регионов. Речь шла о том, «кто» имел право на выполнение такого рода работ. В дело все активнее вмешивались политика. Не было никаких оснований ожидать разрешения этой проблемы в обозримом будущем, к тому же заинтересованные стороны вряд ли удовлетворило бы простое решение.

В полном соответствии со своей выработанной в течение многих лет позицией, CBM/CBI придерживался по отношению к происходящему вполне определенного мнения, состоящего в том, что каждый, сумевший продемонстрировать свою компетентность, имеет право считаться достаточно квалифицированным для подобной работы. Специалист обязан пройти профессиональное обучение с получением соответствующего сертификата, где должны быть отмечены примеры применения полученных навыков, а также прилагаться письменный тест, подтверждающий уровень профессиональной квалификации.

2000 г. причинил немало беспокойства еще до своего наступления. Прогнозы разнились от вполне разумных предупреждений о сбоях до воплей о вселенской катастрофе. Для большинства все страхи рассеялись с последним ударом часов. В новом году все вышли на работу как ни в чем не бывало. Впрочем, вряд ли можно сказать, что мир вздохнул с облегчением. Человечеству приходится каждый день решать сложнейшие задачи, которые стремительный технологический прогресс не устает перед ним ставить.

А еще в этом году скончался автор знаменитых комиксов «Снупи и его друзья» Чарльз Шульц, Джордж Буш-младший, после долгих треволнений, стал-таки Президентом США. Ученые, работавшие в рамках проекта Генома человека, объявили, что полностью составили карту, или генетический код, хромосомы человека, а NASDAQ рухнул на 39%.

Тем не менее развитие технологии продолжалось. И если в других областях науки сроки устаревания нового сужались постепенно, то в информационных технологиях это происходило с огромной скоростью. В сущности, ИТ служит пищей, опорой, руководством и движущей силой всех других технологий. Наверняка можно утверждать только то, что технология по-прежнему будет изменять способ общения, создавать новый стиль жизни - как индивидуальной, так и коллективной. Некоторые изменения могут происходить постепенно, некоторые - в одночасье, как это нередко случалось прежде. Необходимо идти в ногу с прогрессом — только так можно оставаться хозяином положения. Есть поговорка, что нет одного верного пути, но неверные пути неисчислимы.

По мере развития будут расти и требования к пропускной способности и скорости, будет увеличиваться число сетевых проектов, и человечество станет не только окружено информационными технологиями, но и очень может быть, что они его поглотят. Впрочем, на этой планете есть еще места, до которых технологический прогресс не дотянулся. Для тех же, кто все это время поспевал за ходом развития, прошедшие десять лет промелькнули как одно мгновение. Казалось, первые стандарты появились только вчера.

Временами эта гонка казалась безумной, и становилось непонятным, куда же катится этот мир. Впрочем, это и сейчас никому не ясно. Одно можно утверждать определенно - если следующие десять лет окажутся такими же наполненными, как десят минувших, нас ждет много интересного.

Чак Сибур — научный редактор Cabling Business Magazine, RCDD. С ним можно связаться по адресу: chuck@cablingbusiness.com.