Немного о моде и IP-телефонии.

Мода оказывает влияние не только на музыку, одежду, обувь, прически, но и на сетевые технологии. Помните, какой ажиотаж вызывали архитектура клиент-сервер, сети ATM, наконец, сетевые компьютеры. Разговоры были только о них. Казалось, что каждой из этих технологий гарантировано безоблачное будущее. Но вслед за бурными рекламными кампаниями наступали времена разочарования, и то, что раньше не хвалил только ленивый, сейчас редко кто удостаивает доброго слова. Однако свято место пусто не бывает - на смену старым появляются новые хиты.

Гвоздем нынешнего сезона, судя по всему, становится IP-телефония. В последнее время в ее адрес было сделано столько комплиментов, что остается только удивляться, почему в компьютерных салонах не выстраиваются очереди за оборудованием.

Еще больше меня удивляют прогнозы развития рынка труда в сетевой отрасли для России. Кадровые агентства отмечают, что после известных августовских событий прошлого года системным и сетевым администраторам, программистам и разработчикам очень непросто найти работу (с чем нельзя не согласиться). Но вместе с тем некоторые из них предсказывают, что специалистам по компьютерной телефонии в 1999 году хорошо оплачиваемая работа гарантирована.

Конечно, компьютерная телефония - слишком общее понятие, и оно включает не только IP-телефонию, но и передачу речи по каналам Frame Relay и ATM, а также взаимодействие компьютерных систем с телефонным оборудованием. Мы остановимся только на IP-телефонии (и на ее подмножестве, называемом Internet-телефонией), тем более что ее сейчас называют магистральным направлением конвергенции телефонных сетей и сетей передачи данных.

Чтобы новая технология завоевала признание, она должна удовлетворять одному из двух требований: либо дешево стоить, либо предоставлять действительно высокое качество и разнообразие услуг. Есть и еще одно условие, а именно интероперабельность, т. е. возможность взаимодействия нового оборудования со старым. Тогда пользователю не требуется заменять одновременно все оборудование - новое можно устанавливать постепенно.

Даже у горячих сторонников IP-телефонии не повернется язык говорить о высоком качестве услуг этой технологии, поскольку в самом лучшем случае она только приближается к обычной аналоговой телефонной связи, не говоря уже о цифровой. Разговор ведется исключительно о низкой стоимости услуг, особенно при международной связи. При этом сторонники IP-телефонии ссылаются на примеры из американской жизни. Но ведь американскую действительность нельзя автоматически переносить на российские реалии.

Кстати, почему в США дорогая международная связь? Во многом это связано с таким характерным понятием для рынка международной телефонной связи, как плата за транзитный трафик. Как это ни прискорбно для отечественных ура-патриотов, но США - богатейшая страна, а английский является языком международного общения. И американцы сами звонят в другие страны гораздо чаще, чем звонят им. Поэтому американцы вынуждены платить за транзитный трафик другим государствам. В нашей же стране все наоборот - входящий трафик намного превышает исходящий, и плату получаем мы. Это важно помнить при сравнении стоимости IP-телефонии и телефонной связи. Но сначала мы рассмотрим принципиальные схемы IP-телефонии.

В IP-телефонии речевые сигналы попадают в компьютерную сеть через специализированные шлюзы, причем шлюзы могут быть размещены тремя способами.

1. Шлюз устанавливается у операторов связи. В этом варианте оператор связи должен иметь соглашение о транзите трафика с операторами в других регионах страны. Речевая связь между операторами проходит через сеть передачи данных, а между клиентами и операторами связи - через телефонную сеть общего пользования. Для установления соединения с собеседником клиент должен позвонить своему оператору связи, быть идентифицирован им, далее сообщить страну и телефонный номер собеседника.

2. Шлюзы устанавливаются в центральном офисе организации и ее филиалах или в организациях-партнерах. Это так называемый корпоративный подход. Через такие шлюзы учрежденческие АТС филиалов связаны между собой и с центральным офисом по сетям передачи данных. В качестве сетей передачи данных могут использоваться собственные или арендованные линии связи, но чаще всего для удаленных филиалов задействуется общедоступная сеть Internet. Для связи с собеседником пользователю не нужно предпринимать никаких специальных действий - он пользуется телефоном как обычно, все остальное за него сделают АТС и шлюз.

3. Настольный компьютер в качестве телефона. Персональный компьютер должен иметь звуковую плату, поддерживающую полнодуплексный режим, к нему должны быть подключены динамики (наушники) и микрофон. Кроме того, только при наличии соответствующей программы речь можно передавать по компьютерной сети. Очевидно, что все возможные собеседники такого пользователя должны иметь аналогичный набор средств связи. Впрочем, в ряде случаев пользователь может послать вызов на обычный телефон через корпоративный шлюз IP-телефонии на другом конце соединения.

Каковы же перспективы каждого из перечисленных вариантов с точки зрения их использования в России?

Что касается размещения шлюзов у операторов связи, то препятствием для широкого распространения IP-телефонии в России служит как низкое качество и недостаточное разнообразие услуг, так и их высокая стоимость.

Во-первых, все подобные операторы связи предлагают услуги IP-телефонии для очень ограниченного списка стран, а территория России вообще практически не охватывается.

Во-вторых, цены операторов связи привязаны к курсу доллара. После августовского кризиса они соответствующим образом выросли. Правда, выросли и цены на услуги обычных операторов телефонной связи, но в значительно меньшей степени. Опять же, это связано с особенностями оплаты транзитного трафика. Как следствие, в настоящее время стоимость обычной международной телефонной связи оказывается дешевле IP-телефонии.

В-третьих, IP-телефония предполагает, как правило, использование обычных каналов Internet. По некоторым оценкам, суммарная емкость всех внешних каналов Internet в России не превышает 80 Мбит/с. Это капля в море, учитывая, что каналы предназначены не только для трафика IP-телефонии, но и для передачи данных, объем которых постоянно возрастает. А если спрос на IP-телефонию увеличится, то каналы просто захлебнутся. В результате операторы IP-телефонии столкнутся с необходимостью построения новых линий, что потребует значительных инвестиций. В конечном итоге это приведет к повышению тарифов. Да и государство еще не сказало своего последнего слова - уже ходят разговоры о лицензировании услуг, что повлечет за собой дополнительные отчисления.

Нарекания вызывает и неудобная система установления соединения между собеседниками.

Я не отвергаю идею IP-телефонии для международной связи как таковую. Мне только кажется, что если качество услуг повысится, а цены на IP-телефонию снизятся, то место специализированных операторов IP-телефонии займут операторы международной телефонной связи. При таком положении клиент пользуется телефоном самым обычным образом, и уже задача оператора связи решать, как передавать трафик: через обычную телефонную сеть или по IP-каналам. Мы же не интересуемся, каким образом происходит связь, например, при звонке в Японию: по оптическим линиям или через спутниковый канал - лишь бы качество было приемлемо.

Если говорить о перспективах корпоративного решения в России, то здесь имеет смысл уточнить, по каким каналам будет передаваться трафик IP-телефонии. Если в этих целях будут задействованы исключительно собственные или арендованные линии, то использование IP-телефонии вполне разумно. Тем более что АТС некоторых производителей (в частности, Nortel) могут быть укомплектованы шлюзами IP-телефонии. Хотя, если говорить начистоту, передача речи по Frame Relay или ATM более оправдана, поскольку она позволяет минимизировать накладные расходы при передаче трафика. Но для связи с не очень удаленными филиалами в большинстве случаев предприятиям выгодней арендовать дополнительные линии и установить телефонные мультиплексоры каналов.

Если же речь идет об использовании сети Internet, то к вопросу применения IP-телефонии надо подходить осторожно, во всяком случае в России. У нас в стране услуги подключения к Internet через выделенные каналы очень дороги. К примеру, за канал в Internet на 128 Кбит/с издательство "Открытые системы" платит в месяц 900 долларов оператору связи и 900 долларов провайдеру Internet. Добавьте сюда плату за подключение (3000 долларов). Желающим же воспользоваться IP-телефонией потребуется еще приобрести шлюз. Обычно в качестве такового выступает компьютер с соответствующим программным и аппаратным обеспечением по цене не менее 3000-5000 долларов. Не сказал бы, что это дешевое удовольствие даже для Москвы. На периферии цены еще выше.

Что же касается качества связи, то для телефонии она не выдерживает никакой критики. Я специально проверил оба канала связи издательства (кроме канала на 128 Кбит/с у нас имеется разделяемый радиоканал на 2 Мбит/с), а также поинтересовался у своих знакомых - администраторов сетей, имеющих выделенные каналы подключения в Internet. Результаты неутешительные. Задержка на линии "клиент-провайдер" в течение дня может варьироваться от 7 миллисекунд до 1 секунды и более, причем предсказать ее поведение практически невозможно. Даже в течение получаса задержка может измениться на порядок. И это относится к связи только до провайдера, а ведь, как известно, для нормального восприятия речи задержка не может превышать 0,3 секунды. Выводы напрашиваются сами собой.

Перспективы использования ПК в качестве телефонов еще более туманны. Для реализации такого варианта на уровне предприятия компании придется поставить компьютеры сотрудникам, никакого отношения к вычислительной технике не имеющим. Каких же это потребует затрат? Между прочим, как вы себе представляете ПК в качестве радиотелефона?

Подводя итог, предположу: ПК в качестве телефона будут пользоваться ограниченным спросом и лишь для частного применения, в особенности для связи между любителями компьютерных технологий, не предъявляющими высоких требований к качеству услуг.

Константин Пьянзин - обозреватель LAN. С ним можно связаться по адресу: koka@lanamg.ru.