Падение NASDAQ вызвало волну пессимистичных комментариев относительно перспектив электронной коммерции. Все были слишком заняты печальными прогнозами, и осталось практически незамеченным, что российский сектор «бизнес—потребитель» (В2С) продемонстрировал в 2000 г. весьма обнадеживающие результаты.

Невероятно, но факт! В прошлом году «Эксперт РА» составил два рейтинга Интернет-коммерции, а в марте нынешнего года — третий (по итогам II полугодия 2000 г.). Они свидетельствуют: В2С в России жив и набирает силы. Конечно, это не богатырь, но все же бодрый крепыш. Во II полугодии среднемесячная выручка электронных розничных торговцев выросла по сравнению с I полугодием на 90%. Надо отметить, что у 23% торговых точек наблюдался спад оборота (в размере от 6 до 30%), а у остальных 77% — увеличение (оно варьировалось в пределах от 10 до 400%). За последние пять месяцев число посещений 50 наиболее популярных Интернет-магазинов и совокупное количество просмотренных страниц удвоилось.

В последнем рейтинге участвовали 60 электронных магазинов. Категория «А» (высшая) была присвоена шести из них, категории «В» и «С» оказались одинаковыми по численности (27). Отрадно, что, несмотря на значительные изменения в составе участников рейтинга, лидеры остались прежними: все четыре магазина, получившие категорию «А» по результатам первых двух рейтингов, сохранили свои позиции. Аналитики прогнозируют положительные перспективы развития 20 торговых точек (в том числе пяти из категории «А», десяти — из категории «В» и пяти — из категории «С»).

Произошли некоторые изменения в отраслевой структуре сетевой розничной торговли. Компьютерной и офисной техникой и комплектующими для нее торгуют 28% магазинов (среди участников предыдущего рейтинга таковых было 22%), аудиозаписями на компакт-дисках и цифровых многоцелевых дисках — 23% (ранее их доля составляла 18%), книгами — 18% (по итогам первого полугодия на них приходилось 26%).

Конечно, не над всем российским электронным В2С-рынком — безоблачное небо. Состав участников рейтинга значительно обновился: лишь 15 из них фигурируют как в предыдущем, так и в нынешнем списке. В рейтинге по итогам II полугодия фигурируют лишь немногие из магазинов, попавших по результатам I полугодия в категорию «С» (часть из них закрылись, другие потеряли популярность). Но нет худа без добра: оставшиеся онлайновые торговцы вышли из рыночных испытаний окрепшими и приобрели очень ценный опыт. Электронная коммерция освободилась от иллюзий, инвесторы и предприниматели оценивают обстановку более трезво и не ждут от этой отрасли фантастического роста.

На наш взгляд, перспективы отечественной сетевой коммерции следует признать весьма благоприятными: по данным экспертов Правительства РФ, в настоящее время 2,5 млн россиян регулярно пользуются Интернетом; на 2005 г. прогнозируется уровень 6 млн, а на 2010 год — 26 млн человек. Даже если удельный вес пользователей Интернета, совершающих покупки в электронных магазинах, останется прежним, к 2010 году общее число онлайновых покупателей составит более 2 млн человек. Поэтому сетевые торговцы будут вынуждены расширять ассортимент товаров, повышать качество предлагаемых услуг, совершенствовать системы оплаты и доставки товаров. Уже сегодня большинство Интернет-магазинов предпринимают серьезные шаги для обеспечения реального наличия на складе тех товаров, которые представлены в Web-витрине, и оптимизации доставки путем использования собственных хранилищ-накопителей в различных регионах.

При составлении рейтинга использовались два основных критерия, между которыми существует сильная положительная (+0,7) корреляция: оборот за указанный период (сведения были получены от самих магазинов) и популярность в феврале 2001 г. (определена на основе данных о количестве посетителей, предоставленных компаниями SpyLOG и Rambler). Оценки «А», «В», «С» выставлялись в зависимости от соотношения между индивидуальными показателями конкретного магазина и среднерыночным диапазоном этих показателей (последний рассчитывался как среднеарифметическая оборота/популярности плюс/минус среднеквадратическое отклонение).

Кроме оценки по двум основным критериям в рейтинг торговых точек была включена экспертная составляющая («+» или «–»), характеризующая перспективы их развития. Она определялась по трем параметрам: как функционирует сайт и на каком уровне организованы оплата товаров и их доставка. Если по всем параметрам магазин оценивался положительно, то к его основному рейтингу добавлялся знак «+», в противном случае — знак «–». Если же имели место как положительные, так и отрицательные оценки, экспертная составляющая к рейтингу не добавлялась.

Подготовлено рейтинговым агентством «Эксперт РА» по материалам третьего рейтинга Интернет-коммерции, составленного при содействии Московской городской сервис-службы «Курьер»

Перспективы развития российских электронных магазинов по итогам II полугодия 2000 года (оценка экспертов)