Сегодня лишь немногие сомневаются в потенциале и перспективах развития межфирменной электронной коммерции (сферы «бизнес–бизнес», или В2В). Проведенный недавно агентством «Эксперт РА» опрос показал, что 89% российских производителей либо уже осуществили значительные инвестиции в развитие информационных технологий, либо собираются это сделать в ближайшее время. По прогнозу этого агентства, к 2005 г. объем В2В-продаж в России превысит 2,5 млрд долл.

Какой же сектор экономики — малого или среднего и крупного бизнеса — и какие отрасли станут основными клиентами фирм, разрабатывающих системы электронной коммерции и Интернет-проекты класса «бизнес–бизнес»? На наш взгляд, именно средние и крупные компании будут способствовать развитию B2B в России. Как свидетельствуют исследования «Эксперт РА», уже сейчас в реализации В2В-решений лидируют нефтегазовая, металлургическая и машиностроительная отрасли, для которых характерен высокий уровень концентрации капитала (рис. 1).

Рис. 1. Потенциал для использования B2B–решений и возможная скорость его практической реализации в отраслях промышленности России
Источник: «Эксперт». 12.03.2001. С. 94

Почему именно крупный и средний бизнес?

Краткий ответ будет таким: потому что производители в этом секторе не только реально нуждаются в развитии В2В, но и готовы за это платить. Торгово-промышленные лидеры вполне созрели для использования решений и проектов «бизнес–бизнес», что объясняется следующими причинами.

1. Высокая степень проникновения Интернета. По данным «Эксперт РА», около 90% крупных компаний имеют скоростной Web-доступ, в то время как доля подключенных к Сети мелких фирм, особенно в регионах, ничтожно мала.

2. Хорошая осведомленность о возможностях электронной коммерции и преимуществах автоматизации бизнес-процессов как среди высшего руководства, принимающего решения о выделении средств, так и в рядах менеджеров среднего звена, которым предстоит использовать потенциал е-коммерции в своей повседневной работе.

3. Наличие информационно-технологической инфраструктуры для успешного внедрения и применения B2B-решений. К ней относятся не только локальные сети, корпоративные сайты и системы планирования ресурсов (хотя бы и в ограниченном виде), но и ИТ-отделы, специалисты которых могут убедить руководство в необходимости применения е-коммерции, выбрать оптимальный вариант и, наконец, обеспечить интеграцию электронных бизнес-решений с корпоративными информационными системами и их дальнейшую поддержку.

4. Значительные бюджеты, выделяемые компаниям на развитие данного направления (необходимы не только серьезные инвестиции в информационные технологии, но и существенные расходы на маркетинг).

5. Экономия на масштабах. Стоимость внедрения В2В-решения в крупной фирме не намного выше, чем в мелкой. В то же время компания с ежегодным оборотом в десятки/сотни миллионов долларов, с несколькими тысячами сотрудников и подразделениями в разных регионах страны наверняка получит гораздо более высокую отдачу от оптимизации бизнес-процессов, чем маленькая фирма.

Конечно, по отношению к первым трем из указанных факторов ситуация скоро может стать вполне благоприятной для мелких компаний, однако для реализации эффективных В2В-проектов требуется выполнение всех перечисленных условий, чем на данный момент может похвастаться лишь крупный бизнес.

Коротко о преимуществах электронной коммерции

Что же может дать е-коммерция ведущим промышленно-торговым корпорациям и холдингам? Следует подчеркнуть: именно «может дать», ведь этот (как и любой другой) бизнес-инструмент позволит получить положительный эффект только при его грамотном внедрении и правильном применении. Ни участие в Интернет-торговле на отраслевой площадке, ни приобретение дорогого B2B- решения ничего не дадут, если внутренние деловые процессы в компании не будут трансформированы в соответствии с требованиями е-коммерции. В противном случае, несмотря на миллионы вложенных долларов и громкие пресс-релизы, результат может оказаться нулевым.

В чем состоят главные преимущества межфирменной электронной коммерции?

Во-первых, в расширении рынка (как закупок, так и сбыта). Большая часть (до 90%) промышленной продукции, в особенности экспортной (нефть, газ, металлы, древесина и т. д.), реализуется через посреднические компании, которые оставляют себе торговую наценку. Многократное расширение базы поставщиков/заказчиков уже само по себе даст ощутимый результат за счет конкуренции между продавцами и появления возможности прямой продажи продукции конечным потребителям.

Во-вторых, в оптимизации процессов снабжения, а следовательно, в повышении загрузки производственных мощностей. (Это достаточно болезненная проблема, в ряде отраслей российской промышленности загрузка основного производства не превышает 25%, что резко увеличивает накладные расходы на единицу товара и себестоимость продукции в целом; конечно, главная причина недогрузки мощностей — низкий спрос на изготавливаемую на этих мощностях продукцию, однако плохая организация поставок также оказывает серьезное негативное влияние.) Значительно снизить издержки хранения товарно-материальных запасов, сократить «раздутые» и увеличить необходимые элементы оборотного капитала позволяет система управления цепочками поставок (Supply Chain Management). SCM-модули часто поставляются разработчиками отдельно, но передовые торговые платформы тоже включают их в свое программное обеспечение. Автоматизация цепочки поставок и работа системы в режиме реального времени обеспечивают значительное повышение прозрачности бизнеса для руководства компании, клиентов и инвесторов (более подробно об этом — в статье В. Мартынова и В. Демина «Сколько веревочке ни виться...», eCommerce World, 2000, № 10).

Среди других положительных сторон использования В2В-коммерции можно отметить стандартизацию и ускорение обработки заказов, оптимизацию транспортных схем, совершенствование контроля за поступлением средств в оплату продукции, управление дебиторской задолженностью и многое другое. Однако все эти плюсы становятся возможными только при взаимной увязке всех внутрифирменных бизнес-процессов, а также при тесном взаимодействии корпоративных информационных систем с системами электронной коммерции и непосредственном включении в эту среду менеджеров-исполнителей.

С чего начать

Несомненно, каждая крупная российская корпорация в той или иной мере уже сталкивалась с межфирменной электронной коммерцией — либо в процессе реализации собственного проекта, либо при общении с консультантами, либо при рассмотрении предложения об участии в торгах на той или иной Интернет-площадке (российской или зарубежной).

Какие же существуют варианты включения отечественных компаний в глобальный электронный рынок? В целом их всего два:

  • создание собственной закупочно-сбытовой платформы, тесно интегрированной с внутренними информационными системами и обслуживающей исключительно взаимодействие данной фирмы/холдинга с партнерами;
  • работа в качестве зарегистрированного участника торгов на одной из действующих сторонних площадок (отраслевых или межотраслевых).

Оба направления имеют свои плюсы и минусы и для каждого из них характерны особые, специфические проблемы.

Собственное В2В-решение

В данном случае речь идет о построении корпоративной системы е-коммерции «с нуля», независимо от того, базируется ли она на готовой технологии или является заказной разработкой. К сожалению, российские организации пока не могут продемонстрировать ни одного успешного примера в этой области — впрочем, как и в сфере ERP (Enterprise Resource Planning), т. е. внутрифирменного ресурсного планирования. Среди западных фирм, однако, подобные примеры есть, и один из них — Web-площадка торговой компании Enron (EnronOnline. Com), специализирующейся на операциях с такими промышленными товарами, как газ, нефть, уголь и т. д. (более подробно о ней будет рассказано ниже).

Основное преимущество опоры на собственные силы — возможность глубокой интеграции системы е-коммерции с внутренними системами автоматизации, что и является идеальным B2B-решением. Крайне важно и следующее: взаимодействие с партнерами через онлайновую торговую площадку будет означать, что весь круг осуществляемых компанией сделок перейдет в электронное измерение, в то время как при использовании «чужих» Интернет-платформ придется параллельно работать в «двух мирах» (со старыми контрагентами — посредством офлайновой инфраструктуры, а с новыми — на Web-площадке). На самом деле указанная проблема значительно серьезнее, чем кажется на первый взгляд.

Как правило, менеджеры среднего звена (исполнители) выражают готовность к работе через Сеть и внедрению B2B-технологий, понимая, что это повысит эффективность функционирования корпорации. Однако на начальном этапе перехода к е-коммерции обязанности таких работников существенно расширяются, к чему их нужно серьезно готовить, не ограничиваясь общими инструкциями, которые обычно звучат примерно так: «Помимо того что вы уже делаете сейчас, вы должны будете еще и приобретать сырье и материалы, продавать готовую продукцию через торговую Интернет-площадку/нашу B2B-систему». В большинстве случаев среда постоянных поставщиков и потребителей, с которыми привыкли работать менеджеры по закупкам и сбыту, уже сформирована. Поэтому вхождение любой крупной компании в электронную сферу следует начинать не с поиска новых контрагентов, а с перевода взаимоотношений между данной фирмой и ее партнерами из офлайновой инфраструктуры в онлайновую.

Другое преимущество создания собственного решения — обеспечение независимости жизненно важных коммерческих операций от проблем, возникающих у оператора/владельца торговой площадки. Даже участие в капитале стороннего B2B-проекта не застрахует от технических сбоев, неисполнения обязательств оператором площадки или банкротства последней. Безусловно, нет никаких гарантий, что поддержка онлайновой инфраструктуры своими силами окажется надежнее, но все же при этом не появится фактор дополнительной нестабильности, связанной с чужим влиянием на бизнес компании. А для российских предпринимателей этот фактор крайне важен.

Следует учитывать, что у рассматриваемого варианта наряду с перечисленными преимуществами имеется и целый ряд недостатков. Самый существенный из них, конечно, высокая стоимость. Полнофункциональный комплекс программного обеспечения торговой платформы, интегрированный с корпоративной информационной системой, обойдется крупной фирме в несколько миллионов долларов, т. е. примерно в ту же сумму, что и внедрение ERP-системы. Речь идет о B2B-решениях, предлагаемых ведущими мировыми производителями, поскольку более дешевые разработки (неважно — российские или западные) едва ли смогут удовлетворить потребности крупного бизнеса, как из-за отсутствия гарантий эффективной технической поддержки и дальнейшего совершенствования ПО, так и из соображений имиджа.

Преодолеть этот недостаток позволит применение технологии ASP (Application Service Providing, провайдинг сервиса приложений), т. е. аренда дорогих прикладных программ (естественно, она обойдется на порядок дешевле покупки; кроме того, провайдер арендуемого ПО обеспечивает техническую поддержку). Однако пока неясно, какие компании могли бы стать надежными провайдерами сервиса приложений для российского бизнеса и как именно будут строиться отношения между ними и заказчиками. В то же время эта концепция является весьма многообещающей вследствие характерного для отечественных холдингов географического рассредоточения производственных и управленческих центров. Примеров использования ASP-технологии в России пока мало, однако уже можно отметить проекты Torg.Ru и iPassage.Ru, предлагающие аренду розничных Интернет-магазинов. В сфере же аренды ERP-систем выделяется фирма Columbus IT Partner: она предлагает российским компаниям среднего размера систему АКСАПТА, идеально подходящую для ASP-схемы.

Далее. Внедрение собственного В2В-решения в крупной фирме — процесс довольно долгий, он может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет (для перевода всех исполнительных звеньев на новые принципы работы и общей трансформации деловых процессов требуется длительное время). Если торговая площадка позволяет быстро зарегистрироваться и сразу начать активную торговлю, то провести первую трансакцию в собственной системе удастся не скоро (одна лишь процедура согласования бюджета для сколько-нибудь значительного проекта в большой корпорации включает в себя множество последовательно-параллельных бюрократических шагов). Процедура внедрения полноценной электронной В2В-системы в крупном холдинге во многом сходна с введением в действие серьезной современной ERP-системы, которая в идеале должна предшествовать первой и подготовить для нее необходимые интерфейсы. Значительное время требуется и для административной интеграции, поскольку деятельность коммерческих служб регулируется сотнями регламентов, приказов и прочей документацией (вся она должна быть адаптирована к новой бизнес-среде).

К недостаткам собственного решения следует отнести и сложности с изменением настройки системы и ее дальнейшим совершенствованием. При модификации такого В2В-решения (проводится ли она только силами ИТ-отдела компании или с помощью разработчика ПО) многие шаги, сделанные на этапе внедрения, придется повторять. На сторонних же торговых площадках и при использовании ASP-решений эти процессы осуществляются без привлечения ИТ-специалистов компаний-клиентов (или с их минимальным участием).

Наконец, проблема сужения круга поставщиков/заказчиков. Внедряя собственное решение, фирма «приводит» в В2В-систему прежде всего тех партнеров, с которыми она уже работает, привлечение же новых становится достаточно трудной задачей. Безусловно, общая маркетинговая политика компании будет распространяться и на ее торговую систему, но, по сути, этот процесс не будет отличаться от продвижения корпоративного сайта. А покупателям и продавцам все-таки интереснее взаимодействовать одновременно со многими контрагентами, нежели только с одним в рамках его отдельной площадки.

И все же, несмотря на указанные недостатки, описанный вариант — включение в электронную В2В-коммерцию путем создания внутренней торговой платформы — дает много удачных примеров, и один из самых известных связан с упомянутой выше EnronOnline.Com. Переход этой корпорации к е-коммерции был обусловлен ее реальными нуждами (огромным количеством сделок с тысячами партнеров и широкой географией бизнеса). Сейчас эта площадка относится к числу крупнейших в мире по величине оборота, и ее модель инвестиционные аналитики считают самой перспективной — на фоне других В2В-проектов, чья капитализация стремительно падает. Среди причин успеха EnronOnline.Com необходимо отметить исповедуемые руководством компании последовательность и, как ни странно это звучит применительно к фирме «новой экономики», определенный консерватизм (одно из его проявлений состоит в том, что, став широко известной, EnronOnline.Com не стала менять параметры своих бизнес-коммуникаций — номера телефона, факса, адрес электронной почты).

Преимущества компромисса

Преодолеть ограниченность партнерской базы и сохранить при этом все достоинства собственного В2В-решения можно путем интеграции с онлайновыми биржами и другими сторонними торговыми площадками. Речь идет об организации взаимообмена определенными заявками на покупку/продажу (запросами, аукционами, тендерами) с возможностью завершения сделок на одной из платформ. Такой подход выгоден и компании, развивающей свою Интернет-систему (она получает доступ ко многим заказчикам/поставщикам на рынке «спот»*) и сотрудничающей с ней бирже (она увеличивает свой торговый оборот). Интеграция возможна и с сервисными системами, предлагающими услуги в области логистики, доставки, страхования, торгового финансирования, инспекции грузов.

Суть процесса работы в корпоративной торговой системе, интегрированной со сторонней биржей/площадкой, состоит в том, что при формировании торгового предложения пользователь выбирает, сделать его доступным только для постоянных партнеров в рамках внутренней платформы или параллельно выставить на всеобщее обозрение на других Web-биржах. Подобное решение позволяет проводить не только более эффективную сбытовую политику, но и оперативный анализ рыночной ситуации.

Одним из примеров такой интеграции является система metals-Russia.com, уже на стадии проектирования которой была заложена возможность взаимодействия с онлайновой биржей aluminium.com. Во-первых, предусмотрено двустороннее участие в капитале и перекрестное введение представителей в советы директоров, а также разработана схема раздела прибыли (интеграция бизнеса). Во-вторых, ведется обмен информацией о предложениях и сделках через XML-интерфейс (интеграция функциональности). Сразу же после запуска metals-Russia.com эта схема обеспечила значительный приток качественной аудитории и торговых партнеров, уже имеющих опыт торговли через Интернет. Такой подход позволил быстро и эффективно использовать результаты проведенной aluminium.com массированной рекламной кампании, бюджет которой составил несколько миллионов долларов. В свою очередь, aluminium.com получил доступ к экспортным поставкам российских производителей цветных металлов.

Работа на сторонней площадке

Перейдем ко второму варианту вхождения компании в сферу электронной В2В-коммерции — к работе на одной или нескольких Web-площадках в качестве зарегистрированного участника торгов. Основным преимуществом здесь является скорость, с которой фирма может приступить к проведению Интернет-операций. Действительно, необходимо только зарегистрироваться и в некоторых случаях заключить формальный договор. Интерфейс для осуществления сделок на отраслевой торговой площадке обычно интуитивно понятен исполнителям и практически копирует спецификации продукции, условия заключения сделки и механизмы переговоров, принятые в офлайновом секторе данной отрасли. Все это позволяет достаточно быстро начать использовать возможности е-коммерции.

Еще один безусловный плюс — наличие готовой клиентской базы. В данном варианте основные маркетинговые затраты и усилия ложатся на владельцев торговой площадки, поскольку их задача — привести на свое рабочее поле максимальное количество торговых партнеров, задействуя для этого весь арсенал сетевого и традиционного маркетинга. Поскольку менеджеры начинают поиск новых решений именно тогда, когда они сталкиваются с какими-либо препятствиями, затрудняющими стандартное функционирование системы (замедление реализации готовой продукции, необходимость налаживания сбыта новых товаров, закупка непрофильных видов сырья и материалов, и т. п.), постольку весьма вероятно, что уже первый опыт работы на Интернет-площадке даст хороший результат.

Далее, участники торгов могут воспользоваться дополнительными услугами, предоставляемыми Web-платформами в таких областях, как логистика, доставка, финансирование, страхование и независимая инспекция. Операторы/владельцы площадок придают большое значение развитию этого направления, поскольку оно не только дает им конкурентное преимущество, но и является источником дополнительного (а зачастую — единственного) дохода в виде комиссионных, уплачиваемых сервисными компаниями, которые получат доступ к обслуживанию заключенных на площадках сделок.

В то же время с точки зрения крупного бизнеса рассматриваемый вариант не свободен от целого ряда недостатков (или, скорее, трудностей). Одним из главных минусов, на наш взгляд, являются особенности корпоративного менталитета, характерные для руководства российских промышленных холдингов. Имеется в виду нежелание отечественных топ-менеджеров вести свою коммерческую деятельность в рамках «чужих» торговых систем и видеть свои оферты рядом с офертами конкурентов. «Нас и так все знают, у нас все есть... Кто не хочет с нами дела иметь — и не надо... Теряем — ну и пусть, сейчас все теряют», — эти рассуждения главы одной из крупнейших телекоммуникационных корпораций, увы, довольно точно отражают психологический настрой многих ведущих предпринимателей (стоит отметить, что малый и средний бизнес гораздо более восприимчив к новому и в большинстве случаев лишен подобных предубеждений).

Такое скептическое отношение нельзя назвать совершенно необоснованным, ведь никто не застрахован от нечистоплотности компании-оператора торговой площадки, выражающейся, например, в продаже конфиденциальной информации и статистики о сделках фирмы-участника конкурентам. Поскольку затраты на создание, рекламу и техническую поддержку Интернет-платформы не превышают нескольких десятков миллионов долларов и не являются «неподъемными» для промышленных лидеров, постольку часто можно услышать и такое высказывание: «Зачем нам пользоваться чужой площадкой, когда мы способны создать аналогичную собственную, причем она будет гораздо лучше — за счет использования нашего индустриального потенциала». Нередко «громкий» В2В-проект не идет дальше протокола о намерениях именно по причине обнаружившегося отсутствия нейтральности у потенциального оператора. Все это существенно усложняет принятие решения о приходе на стороннюю Web-площадку в качестве участника торгов.

Затрудняется данное решение и в связи с тем, что полный перевод коммерческой деятельности в онлайновое измерение невозможен: необходимо сохранить всю существующую офлайновую инфраструктуру и либо расширить круг обязанностей имеющихся исполнителей, либо ввести новые подразделения и штатные единицы только для поддержки закупок/продаж в Интернете.

Наконец, существенное препятствие — невозможность (на сегодняшний день) глубокой интеграции торговых платформ и корпоративных информационных систем/ERP-систем фирм-участниц. Поскольку в компаниях используются (или находятся на стадии внедрения) различные внутренние системы, не существует единого стандарта на передачу данных о сделках и общепринятого интерфейса между Интернетом и интрасетями, то такая интеграция является индивидуальной и сложной задачей.

Тем не менее уже можно привести пример удачной организации независимой торговой площадки, имеющей хороший потенциал для взаимодействия с крупным бизнесом. Это межотраслевая (горизонтальная) платформа для закупок Grin.Ru. Суть используемой ею модели — торговля вспомогательными товарами (горюче-смазочными материалами, офисным оборудованием, неспециализированными видами техники и т. д.), т. е. тем, что нужно всем компаниям, но чего не встретишь на отраслевой бирже. Подобной площадке гораздо проще гарантировать свою нейтральность и завоевать доверие большого количества участников, чем той, которая обслуживает определенную отрасль или группу взаимосвязанных отраслей. Дополнительным преимуществом модели Grin.Ru, на наш взгляд, является взимание платы за подписку, а не процента от сделки (что используется чаще).

Следует также отметить проект Faktura. Ru. Впервые в России была внедрена система оказания услуг в рамках партнерской программы, чьи участники получают доходы от внедрения, интеграции и консультирования, а Faktura.Ru (в дальнейшем) — плату за подписку. Применение подобной «пирамидальной» схемы реализации какой-либо продукции или услуг дает наибольший успех в любой сфере бизнеса.

Третий путь

В принципе, есть и еще одна возможность вхождения фирмы в электронный рынок — путем объединения с другими участниками данного рыночного сегмента (т. е. своими соперниками) и создания профильной закупочной/сбытовой площадки для обслуживания данного консорциума. Однако, как показывает накопленный опыт, создание подобного альянса крупных промышленных холдингов-конкурентов и поддержка его жизнеспособности в рамках единого проекта практически невозможны. О подобных начинаниях объявляли некоторые ведущие нефтяные и металлургические компании, но дальше анонсов в большинстве случаев дело пока не пошло.

Единственным известным нам примером успешной реализации такого партнерства является торговая площадка e-Metex, организованная Фондом развития трубной промышленности. Однако отечественные производители труб — не слишком крупные фирмы, а кроме того, их объединяет наличие общего конкурента в лице украинских производителей, проявляющих серьезную активность на российском рынке (это, кстати, иллюстрирует указанную выше общую закономерность: переход к электронной коммерции происходит «в ответ» на возникновение серьезных трудностей или кризисной ситуации в коммерции традиционной). Тот факт, что другие отрасли не способны похвастаться ничем подобным, объясняется многими причинами — информационной закрытостью, взаимной личной неприязнью акционеров и менеджмента компаний-конкурентов, сильным бюрократизмом, невосприимчивостью к новым методам ведения бизнеса, высокой степенью монополизации отдельных отраслей и т. д.

И все же данная модель могла бы принести ощутимые плоды при создании крупными фирмами торговых площадок для совместных закупок различных видов оборудования, сырья и материалов. Такие проекты с самого начала их функционирования дают видимый эффект, который выражается в снижении закупочных цен (за счет повышения прозрачности рынка в результате привлечения большого количества поставщиков). Наиболее известный и удачный пример — торговая закупочная система Covisint, созданная благодаря совместным усилиям компаний General Motors, Ford и DaimlerChrysler. Огромные возможности для развития данного направления заложены в интеграции закупочных площадок со сбытовыми, концентрирующими продавцов тех же видов продукции. Например, для Covisint интересна интеграция с платформами, связанными с торговлей металлами, пластмассами, электроникой и т. д. Описанный альянс позволяет создать действительно жизнеспособное B2B-сообщество, приносящее ощутимую добавленную стоимость его участникам.

На наш взгляд, схема вхождения крупных и средних российских компаний в электронную коммерцию класса B2B не будет сильно отличаться от западной. До тех пор пока автоматизация бизнес-процессов (создание и внедрение корпоративных информационных и ERP-систем) не достигнет определенного критического уровня, серьезной отдачи от электронной коммерции ожидать не приходится. С развитием внутрифирменной инфраструктуры компании начнут использовать е-коммерцию во взаимоотношениях со своими постоянными поставщиками и заказчиками. Онлайновое взаимодействие с контрагентами будет стимулировать интеграцию систем электронной коммерции фирм-партнеров и наиболее прогрессивных торговых площадок, которые к тому времени объединят значительную часть активных участников соответствующих отраслевых рынков.

На пути развития B2B в России есть целый ряд препятствий. Это и низкий уровень автоматизации, и отсутствие опыта работы с Web-приложениями у менеджеров-исполнителей, и многое другое. Главная же трудность — характерные для переходной экономики специфические торговые отношения, базирующиеся на непрозрачности бизнеса, информационной закрытости ведущих компаний и практикуемой системе неофициального вознаграждения лиц-организаторов сделок.

И все же мы можем смотреть в будущее межфирменной электронной коммерции в нашей стране с оптимизмом. Ярко выраженные тенденции последних лет — повышение уровня автоматизации и проникновения Интернета. Наблюдаются позитивные сдвиги в сторону налаживания взаимодействия и кооперации, меняется отношение к таким необходимым для работы в рыночной экономике принципам, как информационная открытость и прозрачность бизнеса. Все это позволяет сделать вывод: электронная В2В-коммерция станет перспективным направлением развития крупных географически рассредоточенных отечественных корпораций.

Федор Баско — первый вице-президент компании metals-Russia.com, e-mail: fbasko@metals-russia.com


Рис. 2. Биржа или собственное решение
Участие в биржеСобственное решение
«+»
  • Минимальные затраты и сроки внедрения
  • Существующая клиентская база
  • Готовые дополнительные услуги
«+»
  • Возможность глубокой интеграции с существующей инфраструктурой
  • Независимость бизнеса от сторонней компании
«–»
  • Корпоративный менталитет
  • Ограниченные возможности для интеграции с существующей инфраструктурой
  • Необходимость поддержки офлайновой инфраструктуры
  • Подорванный авторитет Интернет-компаний после обвала NASDAQ
«–»
  • Существенные капитальные вложения
  • Длительный процесс внедрения
  • Меньшее количество торговых партнеров
  • Сложный процесс добавления новой функциональности в систему

* Это рынок немедленной поставки и платежа (обычно в течение двух рабочих дней после заключения сделки), в противоположность срочному рынкую - Прим. ред.

назад