В декабре 1999 г. в третий раз соберется политическая группа высокого уровня, которая должна сориентировать конгресс США на принятие таких решений по налогообложению Интернет-бизнеса, которые устроили бы как предпринимателей, так и правительство.

В 1998 г. Конгресс США временно запретил властям штатов и местным властям взимать какие-либо новые или специальные налоги с операций в рамках Интернет-коммерции. Этот запрет истекает весной 2001 г., в связи с чем законодатели поручили Консультативной комиссии по электронной коммерции, состоящей из правительственных чиновников высокого ранга и высших должностных лиц ведущих компаний электронной коммерции, составить проект справедливого налогообложения Интернет-бизнеса.

Наложив запрет на новые налоги принятием Акта о свободе от налогов в Интернете, Конгресс, однако, оставил без ответа вопросы о том, имеют ли штаты право взимать обычные налоги с оборота с товаров, приобретенных через Интернет, и как взимать эти налоги.

Против налогов с оборота на уровне штатов и местных органов власти давно ведут битву компании, занимающиеся традиционной посылочной торговлей по каталогам. В условиях новой цифровой экономики этот вопрос оказался столь же важным и для компаний, ведущих свой бизнес частично или полностью в режиме он-лайн. И эта проблема может помешать новому заседанию комиссии Конгресса по электронной коммерции выработать решения по множеству вопросов налогообложения Интернет-бизнеса, стоящих сейчас перед законодателями.

«Мнение о том, что Акт о свободе от налогов в Интернете создал безналоговую зону, просто неверно», — считает Стэн Сокьюл, член комиссии, представляющий Ассоциацию интерактивных СМИ (Вашингтон). По его мнению, «продажи в Интернете облагаются налогом по тем же самым правилам, которые существуют на протяжении нескольких десятилетий».

В 46 штатах налоговое законодательство требует, чтобы налог с оборота взимался независимо от способа приобретения товара конечным потребителем (операции между фирмами сюда не относятся). В то же время в посылочной торговле, а теперь и в электронной коммерции эти налоги практически не начисляются, поскольку Верховный Суд дважды издавал постановления о том, что для сбора налогов фирмы не обязаны пересекать границы штатов. Тем не менее проблема межштатовых налогов существует с 1960-х годов, и вероятно, как раз эта проблема доминировала на очередном заседании комиссии, которое состоялось 14—15 декабря в Сан-Франциско.

Именно на этой встрече комиссия, состоящая из 19 членов, намеревалась начать движение к достижению согласия по клубку налоговых проблем, окружающих Интернет-коммерцию. Предложения, выдвинутые для дискуссии в результате открытого призыва комиссии к публичному обсуждению, включали несколько выработанных представителями предпринимательского сектора документов, призывающих к радикальному упрощению налоговой системы при любой схеме межштатового налогообложения.

«Я твердо верю, что члены комиссии достигнут консенсуса, — говорит Хитер Розенкер, исполнительный директор комиссии (Арлингтон, шт. Вирджиния). — Конечно, хотел бы, чтобы это произошло. Однако в настоящий момент они на разных полюсах».

В правительстве и среди предпринимателей нет единства

Разъединяет комиссию налог с оборота, или, точнее, «налог на использование», т.е. вопрос о том, как взимать налог с товара, приобретенного у компании, находящейся в одном штате, но используемого потребителем, находящимся в другом штате. Эта проблема — ядро двух соперничающих предложений, выдвинутых губернаторами—членами комиссии.

Так, губернатор Майкл Ливитт (шт. Юта) высказывается за развитие национальной системы, которая стимулировала бы компании добровольно взимать налоги с оборота на покупки, сделанные в Интернете.

«Согласно предложению губернатора Ливитта, налоги собирались бы со всех продавцов, но с продавцов, торгующих по каталогам и в Интернете, взимание налогов осуществлялось бы на добровольной основе и никоим образом не затрагивало бы местный налог с оборота», — отмечает Ральф Тэбор, ассоциированный законодательный директор Национальной ассоциации графств (НАГр). НАГр — это базирующаяся в Вашингтоне группа, которая, наряду с шестью другими правительственными группами, поддержала предложение Ливитта.

Напротив, губернатор Джеймс Гилмор (шт. Вирджиния) предложил широкий набор из семи рекомендаций, принятие которого вовсе устранило бы какое бы то ни было налогообложение операций в электронной коммерции.

Среди представителей бизнеса также нет единства — как и губернаторы, они придерживаются разных взглядов на проблему «налога на использование». Традиционные компании (типа строительных, имеющих дело с материальными объектами, такими как кирпич и известка) недовольны тем, что Интернет-торговцы не обязаны начислять местные налоги. Интернет-компании на это возражают: для использования кирпичной стены не нужно нести расходы по доставке стены до потребителя.

«Между традиционными и новыми компаниями идет жестокий спор по поводу неначисления местных налогов у одних и отсутствия издержек по доставке у других, — указывает Сокьюл, представитель Ассоциации интерактивных СМИ. — Но этот спор не затрагивает вопрос о том, чтобы местные власти не взимали налоги».

Торговая палата США, представляющая предпринимательский сектор в целом, пока не высказала своей официальной позиции по налогообложению в Интернет-коммерции.

«Мы пытаемся отойти и взглянуть на эту проблему с новой точки зрения. Наступил момент, когда нужно оставить традиционные налоговые модели», — указывает Рик Лэйн, директор торговой палаты по связям с Конгрессом и общественностью (Вашингтон).

Дуглас Грэхем, партнер консалтинговой и аудиторской компании КПМГ (Нью-Йорк), дополняет: «Некоторое подталкивание предложения Гилмора со стороны Интернет-торговцев имело место. Традиционные компании имеют тенденцию склоняться к предложению Ливитта, тогда как среди новых компаний больше сторонников предложения Гилмора».

В целом, подчеркивает Грэхем, предпринимательский сектор выступает за сохранение теперешней ситуации, при которой Интернет-операции рассматриваются так же, как операции посылочной торговли по каталогам. Недавний опрос 150 компаний, проведенный совместно КПМГ и Торговой палатой США, похоже, подтверждает это мнение Грэхема. Около 76% респондентов, включая чиновников госсектора, заявили, что продажи в Интернете должны облагаться налогом так же, как продажи по каталогам.

Компании поддерживают такое решение, которое достаточно близко к действующим правилам моратория, однако по сравнению с продажами по каталогам ситуация усложняется», — отмечает Грэхем.

Затруднительное положение электронной коммерции

При определении объектов налогообложения для компании электронной коммерции может оказаться весьма запутанным определение таких базовых для налогообложения понятий, как факт взаимосвязи или факт значительного физического присутствия.

«Достаточно ли для налогообложения рекламы на Web-странице сервера, расположенного в штате, взимающем налог, если эта реклама размещена компанией, находящейся вне данного штата?» и «Как насчет логотипа на Web-странице, связанной с продавцом, находящимся вне штата?» — спрашивает Дин Эндал, заместитель председателя Комитета по выравниванию шт. Калифорния (Сакраменто).

Эндал, член комиссии, представил одно из 35 поступивших в комиссию предложений. До середины ноября комиссия призывала общественность присылать отклики, и многие из этих откликов были посвящены вопросу «налога на использование».

Группа из 12 ведущих телекоммуникационных компаний также внесла свой вклад. Такие компании, как АТ&T, GTE и Sprint, выдвинули два проекта: один, согласно которому был бы введен «единый в масштабе штата налог на операции», и второй, который упростил бы существующие методы налогообложения в условиях существования разных юрисдикций.

Именно множественность налоговых юрисдикций в США пугает многие компании электронной коммерции. Сокьюл указывает, что ни много ни мало как 7600 органов местной власти имеют право взимать налоги.

«На карту поставлены те новые накладные расходы, с которыми столкнутся компании, как только они получат непосредственный доступ к национальному рынку. Потенциально эти расходы могут быть взбиты как сливки, буквально как сливки», — подчеркивает Сокьюл.

Коалиция эКоммерции, которая объединяет ведущие компании, такие как Cisco Systems, America Online, Sears, Time Warner и Wal-Mart, также подталкивает комиссию к упрощению налогообложения, однако указала, что компании—члены коалиции (многие из которых сильно зависят от электронной коммерции) предпочитают, чтобы налогов не было вовсе.

«Необходимо отметить, что в текущей ситуации доходы государства не несут значительного урона — штаты и местные власти переоценили свои потери в доходах в результате моратория на налогообложение Интернет-продаж, а экономика страны процветает во многом в результате развития электронной коммерции», — говорится в предложениях коалиции.

Гилмор, как председатель комиссии, также использует факт положительного влияния электронной коммерции на экономику, чтобы подкрепить свои аргументы против налогообложения Интернет-продаж.

Гилмора поддерживает его заместитель Ли Гудмэн (Ричмонд, шт. Вирджиния), отмечая: «Штаты и местные власти борются за значительный поток доходов. Они пытаются обложить обременительными налогами с оборота компании, расположенные вне их штатов и не пользующиеся местными услугами».

Комиссия может принять единую рекомендацию для Конгресса в том случае, если она получит согласие не менее двух третей своих членов. Если к апрелю 2000 г. консенсус не будет достигнут, то группа представит все нерешенные проблемы Конгрессу, который, как ожидается, в следующем году будет довольно активен по вопросам налогообложения Интернет-коммерции. Итоговое заседание комиссии состоится в марте 2000 г. в Далласе.

«Возможно, лучшее, что сделала Консультативная комиссия, это то, что она стимулировала дебаты по таким вопросам, которые давно не обсуждались, — отмечает Марк Небергалл, президент Совета высших управляющих в области программного обеспечения, финансов и налогообложения (Вашингтон). — Правительствам штатов теперь известно, что налоговые системы слишком сложны. Для бизнеса лучше всего справедливость».

Дженнифер Джоунс (jennifer_jones@infoworld.com) — главный редактор InfoWorld, освещающий проблемы телекоммуникаций и Интернета.


«Мы пытаемся отойти и взглянуть на эту проблему с новой точки зрения. Наступил момент, когда нужно оставить традиционные налоговые модели»...


Тупик в проблеме налогов на Интернет-бизнес

Результаты прошедшего 14–15 декабря 1999 г. в Сан-Франциско заседания Консультативной комиссии подтвердили предварительные прогнозы о расколе членов комиссии по вопросу о взимании местных налогов с оборота на покупки товаров через Интернет. Ни одна из соперничающих групп не смогла получить необходимую для вынесения рекомендации Конгрессу поддержку двух третей членов комиссии, поэтому было решено, что на следующем (и последнем) заседании комиссии, которое состоится 20–21 марта 2000 г. в Далласе, вопрос о налогах с оборота выноситься на голосование не будет. Главным фактором, воспрепятствовавшим победе сторонников отмены налогов с оборота, стало активное участие в заседании комиссии представителей коалиции, образованной компаниями розничной торговли и компаниями — владельцами шоппинг-центров, которые объявили планы по отмене налогов с оборота на электронную коммерцию дискриминационными по отношению к традиционной торговле.

Комиссии удалось достичь консенсуса по трем другим вопросам, и по ним голосование в Далласе, вероятно, будет проведено. Во-первых, комиссия собирается рекомендовать Конгрессу ввести запрет на взимание каких-либо налогов (на уровне федерации, штатов и местных властей) на ежемесячную плату за доступ к Интернету.

Во-вторых, комиссия намеревается внести предложение об отмене 3%-ного федерального акцизного сбора на телекоммуникации. Этот налог был введен в 1898 г. (он назывался тогда «телефонным») для финансирования испано-американской войны и сейчас дает федеральному бюджету около 4 млрд. долл. в год. Стоит отметить, однако, что представители правительства в комиссии относятся к идее отмены телекоммуникационного акциза довольно скептически. Как указал Джозеф Гуттентаг, старший советник администрации Президента по налоговой политике, в случае отмены этого налога возможные потери доходов федерального бюджета на ближайшие 10 лет оцениваются в размере 52 млрд. долл., что превышает объем государственного финансирования многих социальных программ.

В-третьих, предполагается, что США официально объявят об отказе от установления внешних тарифов на электронный бизнес и призовет другие страны последовать этому примеру.

Резюмируя ситуацию, в которой находится комиссия, Джордж Враденбург (исполнительный президент компании America Online) предложил три возможных решения, которые могут быть приняты комиссией в целях выполнения задачи, поставленной перед ней Конгрессом:

  • рекомендовать Конгрессу ввести перманентный запрет на взимание налогов с оборота на Интернет-коммерцию;
  • рекомендовать Конгрессу не принимать никаких законодательных актов и позволить штатам взимать налоги на электронный бизнес в соответствии с принципом, подтвержденным решениями Верховного Суда, согласно которым продавцы обязаны собирать местные налоги с оборота только в тех штатах, где они физически присутствуют;
  • рекомендовать Конгрессу принять акт о том, что штаты могут взимать налоги на покупки через Интернет, невзирая на факт физического присутствия или отсутствия продавца в данном штате.

В целом обозреватели сходятся во мнении, что наиболее вероятным путем, по которому пойдет комиссия в отношении вопроса о налогах с оборота, будет рекомендация Конгрессу не предпринимать никаких шагов, которые могли бы существенно изменить сложившуюся в настоящее время ситуацию. Как считает заместитель председателя правления компании MCI/WorldCom Джон Сиджмор, «почему бы не подождать три-четыре года до того момента, когда мы придем к согласию?»