Корнетов_Игорь_EMCЦифровизация бизнеса, да и всей нашей жизни, кардинально увеличивает объемы генерируемых данных, которые надо эффективно хранить и анализировать. Это является серьезным вызовом для поставщиков решений для модернизации ИТ-инфраструктуры. О том, какие технологии и технические решения они используют для ответа на этот вызов, – в интервью Игоря Корнетова, технического директора корпорации EMC Россия и СНГ.

Как цифровая трансформация бизнеса с ее акцентом на сервисы, приложение и ПО влияет на стратегию поставщиков инфраструктурных решений таких как EMC?

Начнем с того, что было бы не совсем правильно считать EMC поставщиком исключительно инфраструктурных решений. Мы напрямую участвуем в цифровой трансформации крупнейших мировых компаний через нашу дочернюю компанию Pivotal (http://pivotal.io) – поставщика решений для разработки облачных приложений и анализа данных. Кстати, обратите внимание на не совсем традиционный состав инвесторов в Pivotal – помимо EMC и VMware, это еще и Ford, и General Electric, которые пользуются услугами Pivotal для трансформации своих собственных ИТ-сервисов. В России EMC и Pivotal также работают с несколькими крупными заказчиками, прежде всего банками и телекомммуникациоными компаниями.

Если говорить о подразделении EMC Information Infrastructure, которое как раз занимается инфраструктурными решениями, то для нас цифровая трансформация прежде всего означает появление новых приложений, которые генерируют большие объемы данных и требуют соответствующей модернизации ИТ-инфраструктуры. Заказчикам требуются системы, которые могли бы быстро и просто масштабироваться, справлялись с возросшими требованиями к производительности (ведь данные нужно анализировать и желательно максимально быстро), были бы просты и экономичны в эксплуатации. Здесь мы говорим и о системах хранения, и о конвергентных системах.

Мы также видим возросшие требования к уровню предоставления ИТ-услуг. Разработчики и пользователи бизнес-приложений больше не хотят ждать недели и месяцы, когда по их заявке будут выделены требуемые ресурсы. Все должно происходить быстро, просто и понятно – зашел на портал, определил нужные сервисы, заказал их и в течение часов получил требуемый результат. Автоматизация предоставления услуг – второй шаг на пути трансформации ИТ-инфраструктуры.

Ну и, разумеется, нельзя забывать о персонале и процессах. С модернизацией и автоматизацией инфраструктуры изменяется роль ИТ, требования к квалификации сотрудников, вводятся новые процедуры, меняется штатное расписание, словом идет нормальный процесс трансформации ИТ-службы, которым нужно правильно управлять. Здесь достаточно сложно обойтись без помощи внешнего консультанта, который уже помог пройти этот путь сотням заказчиков.

Задача поставщика – предложить такие продукты, решения и услуги, которые бы помогли заказчику оптимально пройти каждый их этих трех этапов. Вот, в двух словах, содержание стратегии EMC «Modernize, Automate, Transform!» и то предложение, с которым мы приходим к заказчикам, планирующим цифровую трансформацию своего бизнеса.

EMC объявила 2016 год годом флеш-технологий. Что это означает для заказчиков с практической точки зрения?

EMC всерьез развивает это направление с 2008 г, когда было объявлено о поддержке флеш-дисков в системе хранения Symmetrix. В то время флеш-диск был дороже обычного диска такого же объема в 22 раза. К 2016 г. разница в цене сократилась на порядок. Для заказчика это означает, что стоимость флеш-массива, поддерживающего технологии сжатия данных, впервые практически сравнялась со стоимостью аналогичной системы на жестких дисках. Я сейчас говорю только о стоимости приобретения.

Если же мы начнем копать глубже и считать общую стоимость владения, то нужно будет учесть и преимущество в плотности размещения, и простоту проектирования и использования флеш-систем и более выгодные условия техподдержки.

При этом понятно, что флеш-решения обеспечивают совершенно другой уровень производительности бизнес-приложений. Это понимают абсолютно все заказчики, хотя посчитать полученную выгоду получается далеко не у всех.

Кроме этого, внедрение флеш-технологий позволяют существенно оптимизировать ИТ-инфраструктуру в целом. Как правило, одна флеш-система заменяет несколько дисковых массивов, виртуальные копии приходят на смену физическим клонам, сокращается количество серверов и возникает возможность оптимизации лицензий на корпоративное ПО.

Словом, в этом году стало экономически выгодно использовать решения, технологические преимущества которых были ясны еще 10 лет назад.

В чем преимущества гиперконвергентного решения VxRail по сравнению с имеющимися на рынке продуктами? Насколько российские клиенты заинтересованы в таком типе решений?

Мы буквально неделю назад привезли в Россию первые демосистемы VxRail и очередь на их тестирование уже расписана на 2 месяца вперед. Так что интерес безусловно есть.

Что касается преимуществ VxRail, то мы конечно можем поговорить и о начинке этих систем, и о деталях реализации программно-определяемой подсистемы хранения, но разговор получится достаточно длинным. Я бы выделил два основных момента: во-первых это единственная гиперконвергентная система на рынке, созданная совместно с VMware. Разработка VxRail заняла более 200,000 человеко-часов инженеров EMC и VMware, работавших в составе единой команды. В результате получилась полностью интегрированная система. Это касается сайзинга, функционала, схемы лицензирования ПО и так далее, вплоть до предоставления технической поддержки.

Во-вторых, у нас получилась сбалансированная по всем показателям система. На самом деле, это действительно сложно – разработать простое и при этом функциональное универсальное устройство; дать партнерам и заказчикам выбор из нескольких десятков моделей, при этом предельно упростив сайзинг и конфигурирование; сделать такую систему коммерчески привлекательной для заказчиков практически любого размера.

Системы VxRail в начальной конфигурации подходят малым и средним компаниям, либо они могут быть установлены в удаленных филиалах крупных организаций (проблемы с которыми сталкиваются те и другие на самом деле схожи – это постоянная оптимизация ИТ-бюджета в условиях возрастающей нагрузки на сотрудников ИТ-служб). В то же время одна система VxRail масштабируется до 64 узлов или нескольких тысяч виртуальных машин, и вполне может закрыть потребности виртуального ЦОД средних размеров.

Для какого целевого рынка и для каких задач предназначена новая СХД Unity? Нуждается ли средний бизнес в таких высокопроизводительных решениях?

Наверное, стоит сказать пару слов о нашей продуктовой стратегии. EMC время от времени упрекают в том, что наш портфель решений для хранения данных слишком широк – надо бы сузить. В самом деле, сейчас мы предлагаем около десяти различных продуктовых линеек и не всегда можно сразу же сказать, какую именно систему оптимально использовать в данном конкретном случае. Скажем, для построения хранилища данных можно использовать как Isilon, так и ECS; высокопроизводительные СУБД отлично работают на XtremIO, VMAX или DSSD и так далее.

В нашем продуктовом портфеле практически нет пробелов, но на границах целевых сегментов возникают зоны пересечения, в которых возможно применение нескольких продуктов. Это осознанная позиция: мы хотим закрывать все возможные потребности, связанные с хранением данных. Задача наших партнеров и системных инженеров EMC – правильно идентифицировать потребности заказчика и предложить оптимальное решение.

В этом кардинальное отличие EMC от некоторых наших конкурентов – компаний одного продукта, которые декларируют его применимость на все случаи жизни. Некоторым заказчикам такой подход кажется более понятным; мы в таких случаях приводим известную цитату Маслоу: «Когда у тебя в руках молоток, все задачи кажутся гвоздями».

Тем не менее, во многих случаях молоток это отличный инструмент, с помощью которого решается множество задач, особенно если ударить посильнее. Unity – как раз такой молоток или, если хотите, мультитул. Это быстрая, простая и доступная во всех смыслах система хранения среднего уровня. Наша практика показывает, что такие системы прежде всего востребованы компаниями среднего и малого бизнеса. Да и большинству крупных организаций в дополнение к системам Tier1 и специализированным решениям требуются «рабочие лошадки» с адекватным соотношением цена/качество. С системами Unity, в том числе с Unity All Flash, по этому показателю крайне сложно конкурировать.

Что касается высокой производительности, то вернусь к своему тезису о том, что заказчикам не нужны быстрые системы хранения сами по себе. Заказчикам нужны системы, обеспечивающие требуемый прирост производительности приложений. Большинство пилотных проектов, в которых мы участвуем, помимо синтетических тестов обязательно включает в себя работу под нагрузкой конкретных приложений. И заказчиков не устраивает прирост производительности на единицы или десятки процентов – они совершенно обоснованно рассчитывают на радикальные улучшения. Так что Unity появилась в нашем портфеле очень вовремя.