cloudПо данным исследования IDC «Russia Cloud Services Market 2012–2016 Forecast and 2011 Competitive Analysis», размер российского рынка публичных и частных облачных операционных услуг вырос в 2011 году на 417,3% до 59,38 миллионов долларов. Расходы на услуги публичных облаков достигли 27,35 млн. долларов, включая 3,1 млн. долларов на услуги, предоставленные в рамках модели виртуального частного облака.

В 2011 году произошел резкий рост услуг IaaS. Категория IaaS составила наибольшую долю (49,6%) публичных облачных услуг, доля SaaS – 46,8%, PaaS – 3,6%.
Впечатляющий рост показал сегмент частного облака. Расходы на данный тип услуг составили 32,03 млн. долларов. Более 75% данной суммы пришлось на категорию IaaS. По прогнозам IDC, рынок облачных услуг будет расти гораздо быстрее, чем весь рынок ИТ-услуг, и к концу 2016 года объем всего рынка облачных услуг составит более 460 млн. долларов, демонстрируя среднегодовой темп роста 50,8%.

Среди продуктов, на базе которых были построены наиболее популярные в России SaaS-решения, были отмечены продукты компаний Microsoft, Salesforce.com, Google. Среди отечественных поставщиков упомянуты компании Megaplan, KORUS Consulting, Softline, CT Consulting, «МойСклад». Среди наиболее успешных поставщиков IaaS в публичном облаке названы компании «Крок», Parking.ru, Softline; в частном облаке – HP, «Ай-Теко», IBM. В IDC считают, что главной движущей силой, способствующей переходу к новой модели потребления ИТ из облака будет новое поколение сотрудников и руководителей.

В отличие от прошлогоднего отчета, где рейтинг компаний был приведен на базе суммы операционных и проектных услуг, в настоящем отчете учитывались лишь операционные услуги (услуги, оказанные по подписке). Анализ рынка публичных облачных услуг также включал функциональные сегменты «приложения как услуга», «платформа как услуга» и «инфраструктура как услуга» (системное ПО, серверы и СХД) с указанием ведущих поставщиков и их долей. Отчет основан на интервью с поставщиками облачных услуг в России, исследованиях IDC в других странах, а также открытых источниках.

Как видно, весьма скромные объемы российского облачного рынка пока не позволяют делать каких-либо значимых выводов, но темпы роста по-прежнему внушают оптимизм, хотя и они не должны вводить в заблуждение, ведь это рост практически «с нуля».

См. также: Как построить облако?