Борис Немшич убежден, что «Билайну» достались самые сложные обязательства по срокам ввода сети 3G в эксплуатацию Сейчас услуги 3G под маркой «Билайн» доступны в 112 городах России.

По словам главного управляющего директора «ВымпелКома» Бориса Немшича, «Билайну» достались самые сложные обязательства по срокам ввода сети в эксплуатацию. Одним из условий выдачи третьей лицензии на сервисы 3G (первые две были вручены «МегаФону» и МТС) стал коммерческий запуск услуг во всех регионах страны не позднее 21 ноября 2009 года. Каждый региональный фрагмент должен представлять собой полнофункциональную систему сотовой связи, то есть включать в себя мобильный коммутатор и минимум по одному сетевому контроллеру и базовой станции. Все эти условия «Билайном» выполнены. Даже в Москве, где сервисы 3G пока доступны лишь внутри помещений, развернута уличная сеть из нескольких сотен станций.

Немшич предполагает, что частотные присвоения, необходимые для коммерческого запуска сети 3G вне помещений в Москве, операторы получат к концу декабря. После очередного публичного предупреждения, высказанного Дмитрием Медведевым в адрес причастных к развитию сотовой связи ведомств, бюрократическая махина сдвинулась с мертвой точки. Военные, наконец, согласовали распределение частот с гражданскими связистами, и теперь дело за формальными процедурами подтверждения заявленных частот. Если ГКРЧ и Россвязьнадзор окажутся расторопнее обычного, то к Новому году связь третьего поколения официально выйдет на улицы столицы.

Следующей вехой станет апрель 2010 года. К этому времени «Билайн» должен реализовать обязательства по количеству развернутых по стране фрагментов 3G — не меньше 3,5 тыс. На Москву, согласно расчетам, будет приходиться 1450 базовых станций.

«На самом деле это очень много, — пояснил Немшич. — Для хорошего уличного покрытия Москвы на первом этапе хватило бы и пары сотен, но мы вынуждены соответствовать жестким лицензионным требованиям».

Впрочем, «много» базовых станций внутри мегаполиса не бывает. Количество развернутых передатчиков определяет не только зону покрытия, но и абонентскую емкость сети, а также уровень сигнала в местах, расположенных вне зон прямой видимости станций (уличные дворы, нижние этажи зданий и т. д.). А там тоже находятся пользователи «Билайна», свыше 16% которых уже имеют телефоны с поддержкой 3G (данные самой компании). Запустив сеть с запасом емкости, оператор избавляет себя от последующих хлопот по улучшению сетевого покрытия.

Развертываемая инфраструктура 3G будет пропускать и голосовой трафик, и пакеты данных, однако основное назначение сети нового поколения — предоставление услуг мобильного широкополосного доступа. Как заметил вице-президент по маркетингу и продажам «ВымпелКома» Кент Макнили, в основе коммерческой стратегии — продажа как можно более доступных для населения пакетов услуг мобильного Internet с предоплаченным трафиком. Минимальная стоимость таких пакетов — 50 руб., а цена мультистандартного USB-модема GSM/3G составляет 1190 руб. Уже продано 1,1 млн комплектов «Билайна» для мобильных пользователей Internet.

Деловым пользователям и фанатам мобильных приложений «Билайн» предлагает безлимитные тарифы. Правда, безлимитными их можно назвать лишь с некоторой оговоркой: как признал Макнили, на полной скорости абоненты способны скачивать до 3 Гбайт трафика в месяц, а затем следует снижение скорости канала. Малому бизнесу оператор рекомендует решение «Офис за 5 минут», в которое входят 3G-шлюз производства ZTE и SIM-карта. Шлюз позволяет обеспечить услугами связи (Internet и телефония) небольшой офис, к которому по разным причинам трудно подвести проводной канал связи.

С декабря в тестовых зонах в Санкт-Петербурге и Тамбове начнется предоставление услуг видеотелефонии. Как уже не раз отмечалось, возможность организации видеозвонков, на которую возлагали большие надежды первопроходцы 3G, теперь рассматривается как довольно сомнительная по коммерческой востребованности опция.

В «Билайне» тоже не уверены в безоблачном будущем этой услуги, а потому решили тщательно протестировать ее в указанных регионах — и в сегменте конечных пользователей, и в сегменте B2B. И хотя в корпоративных сетях наблюдается настоящий бум видеокоммуникаций, до полноценного использования мобильных средств видеоконференц-связи, считают аналитики, нашей стране еще очень далеко.