По словам Евгения Чаркина, проводимый в «Северстали» проект имеет неограниченную поддержку «сверху» Когда же наступило время трансформации и оптимизации бизнеса, они стали обращаться к лучшим мировым практикам. Например, как отметили руководители российского офиса SAP в ходе «Металлургического форума», за последний год бизнес компании в металлургической отрасли вырос вдвое, хотя в результате сокращения спроса объемы производства металлургических предприятий снизились на 50%.

Разумеется, подобного поведения можно ждать далеко не от всех отраслей, и в первую очередь это связано с их различной степенью зрелости. Например, нефтегазовые предприятия уже прошли этап внедрения ERP и реорганизации процессов и находятся в стадии оптимизации совокупной стоимости владения созданными решениями и построения центров компетенции.

Экономическая нестабильность кардинально изменила подходы к управлению бизнесом. Кроме того, динамика развития спроса и цен на сталь стала непредсказуемой, что создало для компаний дополнительные риски. Кризис показал, что компаниям необходимо иметь четкое представление об объеме спроса, чтобы прогнозировать изменения рыночной конъюнктуры, а также быть достаточно гибкими, чтобы иметь возможность эффективно управлять поставками. Таким образом, в текущей ситуации основной задачей является переработка и оптимизация бизнес-процессов, а не просто их автоматизация.

«Мы понимаем, что компания должна меняться — необходима ее трансформация с целью внедрения лучших практик», — признал Евгений Чаркин, ИТ-директор группы «Северсталь». Именно поэтому проводимый в компании проект имеет неограниченную поддержку «сверху», включая серьезный интерес со стороны генерального директора. При этом реорганизации процессов будет уделено огромное внимание. Необходимо проанализировать всю цепочку процессов, после чего провести унификацию, сделав их проще и эффективнее.

Однако наиболее заметной тенденцией 2009 года стало существенное расширение границ типовых проектов. Они стали включать в себя не только стандартный функционал ERP, но и оперативное планирование производства, создание систем отчетности и консолидации. Кроме того, заметно вырос интерес к решениям для управления поставщиками, включающим в себя функциональность для электронной торговли и организации аукционов.

«Безальтернативные закупки — очевидное место для злоупотреблений», — уверен Андрей Папшев, начальник департамента информационных систем «Евразхолдинга». В компании используется как централизованный канал поставок, обеспечиваемый дирекцией снабжения, так и децентрализованный, поддерживаемый предприятиями самостоятельно. При внедрении системы управления поставщиками главными требованиями со стороны руководства были повышение эффективности и прозрачности закупочной деятельности, а также сокращение времени обработки предложений поставщиков. Еще одним важным эффектом стало расширение конкуренции: сейчас в тендерах участвуют до 45 поставщиков. Ранее обработать такой объем информации было нереально. Что характерно, несмотря на достигнутую прозрачность закупочных процедур и рост конкуренции, цены на приобретаемые товары не снизились. «Теперь мы закупаем товары не по самым низким ценам, а по самым лучшим, с учетом предлагаемого сервиса, времени поставки, надежности поставщика и качества продукта», — отметил Папшев.

«Обучение сотрудников, особенно ‘гуманитариев’ — огромный рычаг для преодоления сопротивления пользователей информационных систем», — заявила Нина Разумовская, руководитель проекта eLearning в «Объединенной металлургической компании». В случае территориально распределенной структуры дистанционное обучение является чрезвычайно эффективным средством. Кроме того, возможность неоднократного повторения занятий и использование демонстрационных роликов помогают персоналу лучше усвоить программу курса. Пока же такой способ обучения явно недооценивается и, как следствие, не пользуется большой популярностью.

Проект внедрения электронного обучения в ОМК задумывался именно с целью подготовки пользователей корпоративных систем. Однако еще во время защиты проекта руководством компании была добавлена новая цель: поддержка всех процессов корпоративного обучения. Такое пожелание расширило границы проекта как минимум на 80%. Система, построенная на базе SAP Enterprise Learning Environment, осуществляет управление корпоративным обучением — как аудиторным, так и удаленным. Помимо учетных функций, она включает в себя портал обучения, инструменты управления контентом, среду эмуляции и средства проведения Web-конференций.