Алексей Коровин: «Руководство банка не устраивало, что для работы с медленными системами требовалось много персонала» Пока объемы розничного рынка были относительно невелики, выполнение практически любых операций с ними было возможно в полуручном режиме. Однако, когда речь идет о миллионах клиентов, по словам президента «ОТП-банка» Алексея Коровина, крайне остро встает вопрос скорости введения новых банковских продуктов и необходимости в многочисленном персонале для работы с медленными системами.

Заместитель генерального директора компании «Форс — Банковские Системы» Геннадий Заманский считает, что единственный выход из этой ситуации — организация некоего подобия конвейерного производства, то есть разделение по стадиям, на каждой из которых выполняются только специфичные для нее функции. Для этого в архитектуре современных АБС изначально должна быть заложена жесткая структуризация бизнес-процессов.

Исходя из этих соображений в «ОТП-банке» внедрили систему «Ва-Банк XL» разработки компании «Форс». Банку был обеспечен четырехкратный запас производительности, что позволит обслуживать до 10 млн клиентов. Вместе с тем благодаря компонентной архитектуре системе удалось сохранить необходимую гибкость. «Возмущения», вносимые бизнес-средой или внешней инфраструктурой, распространяются только в рамках того компонента, которого они касаются. В результате у банка появилась возможность быстро адаптировать свою ИТ-инфраструктуру под новые потребности. В частности, теперь в «ОТП-банке» скорость запуска новых банковских продуктов занимает не более двух дней.

Кроме того, от современной «розничной» АБС требуется умение поддерживать работу с пластиковыми картами. По оценкам Коровина, рынок пластиковых карт в России все еще нельзя считать насыщенным предложениями. При этом пластиковая карта считается самым сложным банковским продуктом в силу того обстоятельства, что поток операций по ней не регламентирован. Перед АБС встает задача «поймать» весь поток операций по карте и направить его в надлежащее алгоритмическое русло. Ключевым для работы с картами становится Internet-сервис, позволяющий клиентам «видеть» любую свою транзакцию, с одновременным адекватным отражением соответствующих операций в бухгалтерском учете.

Но, чтобы люди активнее пользовались карточками, а не просто снимали деньги, необходимо создание инфраструктуры, которая включает в себя терминальные устройства — банкоматы, POS-терминалы в магазинах. С другой стороны, платежные сервисы должны стоить разумных денег и для продавцов; пока же многие из них вынуждены отказываться от работы с электронными платежами, так как это связано с выплатой больших комиссионных банкам.

По прогнозам Коровина, после освоения банками корпоративного и розничного рынков, а также рынка пластиковых карт дальнейшего развития АБС стоит ожидать в области дистанционного обслуживания, при помощи которого клиент сможет воспользоваться банковскими услугами, имея только доступ в Internet. При этом традиционные отделения банков не исчезнут, но будет меняться соотношение операций. Если раньше только одна операция из десяти выполнялась в режиме онлайн, то со временем одна-две будут выполняться в отделениях банка, а все остальные — через Internet-сервисы.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF