Как показывает «Национальный рейтинг прозрачности закупок», организованный Национальной ассоциацией участников электронной торговли и общественным движением «Против коррупции», ситуация с коррупцией в сфере госзакупок остается очень далекой от идеала.

Рейтинг позиционируется как независимый проект общественного контроля в сфере государственных и корпоративных закупок. Организаторы подчеркивают, что в большей степени он направлен именно на деятельность госучреждений. «Без общественного внимания все усилия по борьбе с коррупцией теряют в эффективности», — утверждает исполнительный директор НАУЭТ Антон Никольский.

По результатам исследования закупочных процессов все участники рейтинга были распределены по категориям: гарантированная прозрачность (высшая оценка), а также высокая, средняя, базовая и низкая прозрачность. Основными показателями для оценок служили жалобы в ФАС в отношении участников торгов, уровень конкуренции поставщиков, эффективность работы официальных информационных ресурсов заказчиков.

Исследование показало, что доля закупок с низкой прозрачностью сокращается. Вторая положительная тенденция — это снижение уровня закупочных цен. У федеральных закупщиков оно составило 5%, у региональных и муниципальных закупщиков — около 4%. Рынок прозрачных государственных закупок пока оценивается в 700 млрд. рублей. Это весьма незначительная часть в общем бюджете закупок, составляющем 4 трлн. рублей.

В ФАС отмечают рост числа жалоб на организацию закупок, однако это не означает ухудшения ситуации. Наоборот, рынок госзакупок оживает. «Поставщики понимают, что можно в случае нарушений ‘качать права’ и побеждать в тендерах», — подчеркнул начальник управления ФАС РФ по контролю и размещению государственного и муниципального заказа Михаил Евраев. Тем не менее он признал, что законодательные инициативы работают далеко не в полную силу. В ближайшие годы ожидаются радикальные изменения, в первую очередь связанные с предусмотренным ужесточением наказаний. Главным вектором деятельности по повышению прозрачности, конечно же, является развитие электронных аукционов.

Среди региональных заказчиков высшей оценки рейтинга удостоились Москва и Санкт-Петербург, а также Владимирская и Томская области. Единственным муниципальным закупщиком, получившим наивысшую оценку, стал Ростов-на-Дону. Что характерно, ни одно федеральное ведомство высшей оценки не получило.

Трудно сказать, какое влияние может оказать рейтинг на практику процессов принятия решений о закупках в коммерческих компаниях. В их участии в рейтинге просматривается как минимум имиджевый оттенок, и корпоративный сектор проявил к нему значительный интерес. Тем не менее в целом компании характеризуются меньшей открытостью. Лишь у 35% из них на сайтах публикуется информация о проводимых закупках, а у 25% — сведения о победителях торгов. По-прежнему большинство российских компаний придерживается закрытых или даже неконкурентных процедур закупок. В 2006 году низшим уровнем прозрачности характеризовались 57% организаций, сейчас их доля уменьшилась до 44%. Высший рейтинг получили 17% компаний, а лучшими стали «Газпром-нефть», Магнитогорский металлургический комбинат и «ЦентрТелеком».