Тагир Яппаров: «Мы поняли, что без привлечения учеников и учителей мы не достигнем результатов»В 2006 году по заказу Министерства образования и науки в рамках национального проекта «Образование» началась разработка электронных обучающих ресурсов нового поколения, иначе называемых открытыми образовательными модульными мультимедиа-системами. Официально их создание будет завершено только к концу этого года, но эксплуатация систем в тестовом режиме начинается уже в сентябре.

В разработке учебных модулей приняло участие порядка десяти образовательных учреждений и ИТ-компаний, в том числе Марийский государственный технический университет, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, «АйТи», «Кирилл и Мефодий», «Новый диск», «Физикон». Но, как заметил президент группы компаний «АйТи» Тагир Яппаров, разработчики часто имеют неверное представление о том, какими должны быть данные модули. Поэтому к проекту решено было привлечь их непосредственных пользователей — школьников и учителей.

С этой целью минувшим летом был проведен конкурс «Формула будущего 2007», в ходе которого школьники пятых-одиннадцатых классов писали эссе о том, какими им хотелось бы видеть электронные образовательные ресурсы, придумывали сценарии учебных модулей и даже сами выступали их разработчиками. Так как конкурс проходил во время летних каникул, участников вербовали из летних лагерей и откликнулись преимущественно обитатели заведений компьютерной направленности, число заявок оказалось сравнительно небольшим — немногим более 4,5 тыс. Их предложения были рассмотрены на специальных семинарах.

В результате совместных усилий были созданы уникальные электронные ресурсы, придающие процессу обучения и выполнению заданий игровую форму. Текстовая информация сопровождается многочисленными звуковыми файлами, интерактивными заданиями и анимационными вставками. При этом контрольные вопросы предполагают не только выбор правильного решения из ряда предложенных, но и написание развернутого ответа либо проведение эксперимента в виртуальной лаборатории.

Еще одна отличительная черта — открытость системы. Учитель может самостоятельно изменять контент, а если он знаком с Javascript и XML, перестраивать существующие модули и разрабатывать новые. Кроме того, возможно не только произвольное сочетание модулей, но и использование различных вариантов — модулей с одним и тем же материалом, но изложенным с учетом разных уровней сложности.

Продукт предназначен главным образом для выполнения домашних заданий. Предполагается, что необходимые модули будут записываться учителем на личный электронный носитель ученика, а после прохождения заданий данные с него будут считываться в электронный «журнал» учителя.

Центральным хранилищем новых учебных модулей является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (fcior.edu.ru). На том же сервере располагается необходимое программное обеспечение. На сегодняшний день учебные модули разработаны для 12 школьных предметов. Будет ли их число увеличиваться, разработчики пока ответить не могут. Тем не менее ожидается, что проект будет активно развиваться.

«Это работа на годы, а может быть, и на десятилетия», — заявил Яппаров.