В начале сентября международная исследовательская компания IDC и Лига независимых экспертов ЛИНЭКС представили результаты совместного проекта по уточнению параметров российского рынка ИТ-услуг. Его результаты использованы IDC для выпуска отчета Russia IT Services 2007-2011 Forecast and 2006 Vendor Shares.

Сфера услуг становится системообразующей на ИТ-рынке России. Поэтому возникла необходимость более точного определения его объема, структуры и динамики развития. Однако этому препятствует низкая прозрачность рынка и отсутствие достоверных данных о заключаемых контрактах.

Ведущий аналитик IDC по рынку ИТ-услуг Александр Прохоров заявил: «Мы поставили задачу определить реальные объемы выручки от продажи ИТ-услуг в 2006 году компаниями, предоставившими сведения в рамках опросов, проведенных IDC». В основу исследования были положены методология IDC оценки рынка ИТ-услуг и разработанная в ЛИНЭКС методика уточнения объемов доходов от таких услуг на базе статистических данных, полученных в результате исследования «Цены на российском рынке ИТ-услуг 2006», проведенного аналитическим центром REAL-IT в составе ЛИНЭКС.

В IDC рассматривают 13 основных типов (или базовых рынков) ИТ-услуг, которые разделяются на шесть укрупненных групп — консалтинг, системная интеграция, разработка заказного программного обеспечения, ИТ-аутсорсинг, ИТ-поддержка, обучение и тренинги. Для анализа рынка используются такие источники данных, как интервью с представителями индустрии, анкетирование, финансовые отчеты, причем учитывается информация, которая, по мнению аналитиков IDC, наиболее достоверно описывает состояние определенных сегментов рынка.

Как заявил Сергей Карелов, председатель совета ЛИНЭКС, предлагаемая организацией методика (при ее разработке аналитики имели доступ к конфиденциальным данным компаний, которые не предоставляются в их официальных документах) позволяет определить выработку на одного сотрудника компании с учетом типов предоставляемых услуг, маржинальности проектов, процента участия специалистов в работах, коэффициента загрузки сотрудников, затрат на оплату специалистов отдельных категорий. На основании данного показателя и численности персонала производится оценка финансовых поступлений за счет ИТ-услуг.

Оценка результатов

«Когда мы проанализировали предоставленные данные о результатах деятельности компаний в 2006 году, сложилось впечатление, что рынок ИТ-услуг в России за этот год увеличился более чем на 40%, однако это показалось сомнительным», — прокомментировал результаты Прохоров. (Напомним, что, по данным IDC, объем российского рынка ИТ-услуг в 2005 году достиг 2,4 млрд долл. при темпах роста 29,9%).

Началась работа по уточнению данных с использованием методики ЛИНЕКС и повторное обсуждение результатов с предоставившими их компаниями. При обработке информации выяснилось, что относительные расхождения заявленного и расчетного объемов продаж ИТ-услуг тем выше, чем больше доход компании. В результате по старой методике доля первой десятки компаний составила бы в 2006 году половину суммарного объема продаж ИТ-услуг, в то время как по новой методике она не превышает трети.

Среди основных причин расхождения, по мнению Карелова, — неадекватное определение ИТ-услуг в контрактах на системную интеграцию, включение в сервисных договорах в цену услуг стоимости запасных частей, учет ИТ-услуг, переданных субподрядчикам.

Еще один важный фактор, позволивший уточнить объем рынка ИТ-услуг, — учет деятельности компаний, не охваченных опросом, на основе данных приблизительно двух десятков «фокусных» исследований, проведенных различными организациями и независимыми аналитиками.

В числе «новых» игроков — ИТ-компании, отделившиеся от российских индустриальных гигантов, многочисленные сервисные компании, обеспечивающие широкий спектр услуг в области Internet — от Web-дизайна до создания внутрикорпоративных поисковиков, создатели мобильного контента для систем сотовой связи, разработчики встроенных систем сбора и обработки информации, студии цифровой обработки для кино- и телепроизводства, а также ряд других фирм, предоставляющих совершенно новые для российского рынка виды ИТ-услуг. Такие компании быстро развиваются, оказывая заметное влияние на распределение доходов в этом сегменте ИТ-рынка.

Для определения объема отечественного рынка ИТ-услуг в 2006 году в общей сложности был проведен анализ данных 69 компаний. Объем рынка (без учета доходов от проектов, выполненных вне территории России, и работ, переданных субподрядчикам) достиг 2,99 млрд. долл. при темпах роста, составивших по сравнению с предыдущим годом 23,2%, что меньше не только первоначально полученных результатов, но и показателя 2005 года (29,9%).

Изменилась и структура рынка. Наибольшая доля доходов, как отметил Прохоров, сместилась из сегмента системной интеграции в область разработки заказного программного обеспечения. Отмечается заметный рост доходов за счет аутсорсинга и консалтинга в области информационных систем.

Что же касается «новых ИТ-компаний», или, по выражению Карелова, «другой ИТ-России», то, по данным ЛИНЭКС, на долю последних приходится 43% объема продаж ИТ-услуг, в то время как 57% заработали 50 крупнейших игроков рынка (в 2005 году этот показатель составлял, по версии IDC, 65%). Персонал этих компаний достиг в 2006 году 66% трудовых ресурсов рынка ИТ-услуг (46,6 тыс. человек), а суммарный штат работников Tор 50 — 24,4 тыс. человек, или 34%.

За что боролись

Насколько нужны объективные показатели оценки параметров рынка и стоит ли из-за них ломать копья?

«Не соответствующие действительности завышенные оценки чреваты самыми неприятными последствиями», — утверждает Карелов. Это связано с формированием неадекватных планов, неправильной оценкой со стороны инвесторов. Все это способно нанести значительный вред как каждой компании, так и рынку в целом.

По мнению и Прохорова, и Карелова, погрешность расчетов при определении метрик рынка ИТ-услуг лежит в пределах от 20 до 25%. Для предоставления более полной и точной его картины в IDC рассматривают возможность проведения очередного исследования в два этапа, включающие работу как с поставщиками услуг, так и с их потребителями.


Первая пятерка

В IDC подчеркивают, что проведенные исследования не носят рейтингового характера, а призваны в первую очередь дать объективное представление о состоянии дел на рынке ИТ-услуг России. Однако к любым рейтингам в нашей стране традиционно проявляют повышенный интерес: специалистов интересуют конкретные результаты и положение компаний на рынке. Пятерка ведущих российских поставщиков ИТ-услуг по результатам работы в 2006 году сформирована на основе данных, скорректированных по методике ЛИНЭКС; в них включены доходы от офшорных работ, но не учтены контракты с субподрядчиками.

Российский рынок ИТ-услуг в 2006 году

По сравнению с 2005 годом наибольшая доля доходов сместилась из сегмента системной интеграции в область разработки заказного программного обеспечения. Отмечается заметный рост доходов за счет аутсорсинга и консалтинга в области информационных систем. Общий объем рынка в 2006 году, по подсчетам аналитиков, составил 2,99 млрд. долл.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями