Аналитики ITResearch представили новую методику, с помощью которой собираются рассчитывать реальный объем российского рынка ПК

Юрий Бонкарев уверен, что его компания смогла разгадать самую большую загадку российского ИТ-рынкаАналитическая компания ITResearch представила результаты своего исследования ИТ-рынка в России за 2006 год и новую методику, с помощью которой собирается оценивать реальный объем рынка настольных компьютеров. Как сообщил генеральный директор ITResearch Юрий Бонкарев, было исследовано 15 сегментов рынка, общий объем продаж в которых в прошлом году составил около 13,5 млрд. долл. в ценах конечного пользователя. Он также добавил, что индекс роста ИТ-рынка, который ITResearch определяет как соотношение суммарных денежных показателей сегментов рынка за два предыдущих года, в 2006 году составил 35,8%, что превышает аналогичный результат за 2005 год (34,8%).

Ключевые тенденции развития рынка в прошлом году аналитики компании разделили на глобальные и локальные. К первым отнесены устойчивый темп роста рынка в целом, ценовая эрозия, которая наиболее сильна, по словам Бонкарева, в развивающихся сегментах рынка, а также интенсивная конкуренция технологий: поскольку одни и те же запросы потребителей становится возможным удовлетворить с помощью разных технологий, возникает конкуренция между производителями, работающими в ранее совершенно не пересекавшихся сегментах.

Что касается локальных тенденций, то, например, на рынке ПК наблюдается увеличение средней стоимости компьютеров — из-за смещения потребительского спроса в сторону более мощных систем. В то же время в 2006 году вендоры уделяли больше внимания бюджетным моделям, причем это относится даже к тем компаниям, которые традиционно не занимались вплотную этим сегментом, например к Hewlett-Packard и Samsung (в области ноутбуков). Были названы и такие тенденции, как увеличение доли процессоров AMD, в том числе в сегменте мобильных компьютеров, «претензия» ноутбуков стать заменой настольным ПК на рабочих местах, а также увеличение доли сегмента лезвийных серверов, которая в 2006 году превысила 4%.

На российском рынке мониторов были выделены следующие тенденции: фактическое исчезновение ЭЛТ-мониторов, начало активной эксплуатации маркетологами идеи широкоформатных ЖК-мониторов и усиление консолидации рынка, на котором, по данным ITResearch, сегодня лидируют три брэнда — Samsung, LG и Acer.

Интересные тенденции наблюдаются и на рынке ИБП. Как отмечают аналитики компании, интенсивный рост этого рынка начался в 2005 году, после столичного энергокризиса, а в 2006 году по тем же причинам увеличились темпы роста корпоративной составляющей рынка, поскольку расходы на покупку ИБП во многих компаниях смогли внести только в бюджет следующего года.

Из основных тенденций развития рынка принтеров, сканеров и многофункциональных устройств отмечен продолжающийся рост продаж МФУ при падении темпов этого роста. Последнее, как предполагается, связано с завершением первой волны замены печатающих устройств на МФУ. Также было упомянуто о снижении темпов роста продаж цветных лазерных принтеров, однако в ITResearch прогнозируют вероятный взрывной рост по этому направлению в недалеком будущем, за счет продолжающейся ценовой эрозии и активных разработок, которые ведут производители в направлении этих устройств печати. Еще одной тенденцией в этом сегменте ИТ-рынка стало заметное усиление конкуренции вендоров по направлению расходных материалов.

«Самой горячей точкой роста», как выразился Бонкарев, по всей вероятности, станут ЖК-телевизоры.

На 20% больше

Новая методика расчета объема рынка, представленная ITResearch, стала попыткой решения давней проблемы расхождения данных, полученных аналитиками, с реальными цифрами, поскольку первые не учитывают объем значительной доли рынка десктопов, условно именуемой «самосбором». В качестве примера заместитель директора ITResearch Василий Мочар привел данные компании Microsoft, представившей рынок сборщиков ПК в виде пирамиды. Эта пирамида, по словам Мочара, включает в себя 24 крупнейших, 200 крупных, 750 средних, 1,6 тыс. малых и 3,4 тыс. «очень малых» сборщиков, однако не учитывает самый нижний и самый многочисленный сегмент самосбора. Единственный способ «вывести из тени» этот сегмент и подсчитать количество производимых в нем ПК, как заявил Мочар, — это оценить его через данные, полученные в результате исследования смежных сегментов рынка, выведя коэффициент корреляции между ним и сегментом ПК.

В качестве таких сегментов компанией ITResearch были выбраны рынки мониторов, жестких дисков, устройств печати и сканирования, а также устройств бесперебойного питания. Коэффициент корреляции для мониторов составил 1,18 (т. е. на 100 компьютеров, по мнению аналитиков ITResearch, продается 118 мониторов), для дисков — 1,23, для устройств печати и сканирования — 0,71, а для ИБП — 0,38. Разделив объем в штуках каждого из сегментов на полученный коэффициент, аналитики ITResearch получили примерно схожие цифры расчетного объема рынка ПК — от 6102 до 6127 тыс. штук. Почти одинаковые результаты расчета, по словам Мочара, свидетельствуют о достаточной надежности и достоверности разработанной методики. Можно предположить, что в 2006 году объем рынка ПК составил примерно 6,1 млн. штук, что на 20% больше, чем предполагают аналитики других сегментов. В первом квартале 2007 года реальный объем рынка ПК, подсчитанный с помощью новой методики, по данным ITResearch, составляет около 1,35 млн. штук.

В планах компании, по словам Мочара, подсчет с помощью той же методики реального объема рынка ПК, но уже в денежном выражении. Пока же компания официально объявила о том, что вводит мораторий на подсчет долей официальных производителей на этом рынке и временно прекращает подсчет темпов роста рынка, поскольку расчетов объемов рынка в 2005 году по новой методике не производилось.