До сих пор российские ИТ-компании не проявляли особого интереса к выходу на биржу, выбирая альтернативные методы поиска инвесторов или предпочитая справляться своими силами. Так нужна ли российским компаниям, работающим в сфере ИТ, возможность продавать свои акции всем желающим и стимулируют ли их выход на IPO инициативы Мининформсвязи?

Игорь Касимов, генеральный директор компании «АйТи»:

Я думаю, что специально заинтересовывать в выходе на фондовый рынок российские ИТ-компании не требуется. IPO является обычным инструментом капитализации, и потребность в нем объективно возникает на определенных этапах развития как рынка в целом, так и отдельных компаний в частности. Но «дружественность», консалтинг и поддержка процесса могут ускорить процесс «созревания» компаний и облегчить как организационные, так и финансовые затраты по выходу на IPO. Такие дополнительные услуги, естественно, сделают данный инструмент более эффективным и популярным. Не думаю, что требуется создание специализированной ИТ-биржи, вполне достаточно будет таких площадок, как ИРК и RTS Start на имеющихся биржах, но вышеуказанная специальная поддержка ИТ-компаниям не помешает.

Что касается нашей компании, то мы не планируем выход на биржу «прямо завтра», но рассматриваем IPO в качестве одного из возможных инструментов для обеспечения адекватной капитализации. Соответственно, по поводу конкретной биржи также пока нет определенного мнения.

Борис Бобровников, владелец и генеральный директор компании «Крок»:

IPO — весьма полезный инструмент для привлечения в компанию средств. Но для российской ИТ-отрасли я бы, пожалуй, назвал его применение преждевременным. Пока банки готовы профинансировать практически любой ИТ-проект. Выход на IPO только увеличивает временные и материальные затраты по привлечению средств, приносит лишние проблемы и риски. Я абсолютно уверен, что ни один нанятый извне управленец, тем более ограниченный формальными процедурами, решениями совета директоров, собраниями акционеров, не сделает для компании столько, сколько сделает владелец и его команда топ-менеджеров. Кстати, в Великобритании и США крупные успешные поставщики ИТ-решений часто не являются публичными. Поэтому тем, кто собирается на открытый рынок, я искренне желаю успеха, но следовать за ними не планирую. «Крок» — частная компания, и я думаю, что она такой и останется. Я хочу жить этим бизнесом, самостоятельно управляя компанией и развивая ее.

Шамиль Шакиров, президент компании «Ай-Теко»:

Заинтересовать российские ИТ-компании в выходе на IPO можно тем же, чем и всех остальных: доступностью к дополнительным недорогим ресурсам для дальнейшего, более активного развития, возможностью получить справедливую оценку бизнеса, что в свою очередь будет способствовать процессу консолидации компаний. Создание российской ИТ-биржи или специализированного сектора на существующих площадках мне видится очень не простой, но чрезвычайно полезной для всего ИТ-сообщества задачей. Причем это важно не только для участников ИТ-рынка, но и для всех тех, кто верит и готов инвестировать в российский высокотехнологичный потенциал. Технологически возможно создание ИТ-биржи в Internet, однако непонятно, будет ли востребована такая услуга.

В нашей компании мы не планируем выход на IPO в ближайшее время, но внимательно следим за развитием рынка и интересом к нему со стороны различных инвесторов и не исключаем для себя такой сценарий развития в будущем. Когда мы поймем, что готовы к проведению IPO, что для нас это эффективно и сложилась наилучшая рыночная ситуация, тогда и объявим о своих планах. Сейчас же мы активно развиваемся и считаем, что еще далеко не исчерпали возможность для роста и повышения капитализации компании за счет внутренних ресурсов.

Алексей Журавлев, директор по маркетингу компании Merlion:

Решение, что именно поставить во главу угла — более высокую степень контроля и управляемости бизнесом или возможность привлечения дополнительных средств, — следствие существующих целей и стратегии развития бизнеса и индивидуальный выбор каждой компании. На сегодняшний день у Merlion достаточно ресурсов для того, чтобы сохранять лидирующие позиции в широкопрофильной ИТ-дистрибуции и развивать новые проекты. Поэтому в ближайшие год-два мы выход на биржу не планируем.

Александр Калинин, президент «Национальной компьютерной корпорации»:

Любая компания рассматривает различные варианты своего развития. Первичное размещение может стать частью выбранной стратегии, но момент для этого шага выбирается после тщательного анализа плюсов и минусов такого решения. К плюсам можно отнести получение более-менее реальной рыночной оценки бизнеса, возможность использования акций как инструмента в процессе приобретения других активов. Минусом являются расходы на размещение и, конечно, дополнительные обязательства, которые на себя накладывает публичная компания.

Юрий Баев, исполнительный директор «ТехноСерв А/С»:

В ближайшей перспективе мы не рассматриваем выход на IPO, однако не исключаем для себя эту возможность через несколько лет. На сегодняшний момент положение компании устойчиво: мы динамично растем и не видим необходимости резко форсировать процесс выхода на биржу. Соответственно, оценку компании мы будем готовы проводить непосредственно перед размещением акций.

Что касается того, ведется ли подготовка, — мы активно занимаемся выстраиванием внутренних процессов, повышением нашей эффективности и работаем над расширением клиентской базы в перспективных направлениях рынка. Это отвечает в первую очередь интересам нынешних акционеров. Это же должно обеспечить повышение стоимости компании и интерес потенциальных инвесторов в момент выхода на биржу.