После ввода в действие принципа «платит звонящий» в «МегаФоне» сохранили профиль трафика
Алексей Ничипоренко: «Профиль трафика компании не изменился»Компания «МегаФон» решила подвести первые итоги работы в новых условиях, после введения принципа «платит звонящий». Оказалось, что, несмотря на атмосферу нервозности, которую неизбежно порождают столь радикальные шаги регулирующих органов, кардинальных перемен в бизнесе одного из членов «большой тройки» не случилось. «Любые изменения правил игры при таком объеме бизнеса, как у нас, — это риски. Сегодня мы можем сказать, что эти риски не оправдались. И регуляторы, и операторы остались довольны», — заявил первый заместитель генерального директора компании «МегаФон» Алексей Ничипоренко. По его словам, главным и неожиданным результатом анализа нескольких месяцев работы «по-новому» стал факт, что существенного перераспределения и перекосов трафика, как и увеличения объема трафика со стороны МРК (межрегиональные компании, «дочки» «Связьинвеста». — Прим. ред.) не произошло. Соотношение входящего и исходящего трафиков также осталось неизменным: на 1 октября доля исходящих звонков составила 51%, это всего на 1% меньше, чем до 1 июля. Небольшие колебания, отмеченные сразу после ввода в действие новых правил, были непродолжительными, а затем все вернулось на круги своя.Но, несмотря на общий позитивный настрой руководства компании, смена условий работы все же доставила оператору немало неприятностей. На момент введения новых правил стоимость пропуска трафика по сети «МегаФона» составляла в зависимости от региона от 0,21 до 0,43 руб./мин, сегодня — от 1,0 до 1,6 руб./мин. Установленный государством для существенных операторов тариф 0,95 руб./мин не покрывал издержек; поэтому компания предложила всем операторам, включая фиксированных, постепенно перейти на тариф 1,1 руб./мин плюс скидки в зависимости от объема трафика. (Термин «существенный оператор» применительно к компаниям фиксированной связи обозначает любую компанию, чья монтированная емкость или доля в пропуске трафика в определенной географической зоне превышает 25%. — И. Ш.) Дисконт должен был в основном достаться МТС и «ВымпелКому», на которых приходится более 40% входящего трафика. Однако небольшие региональные операторы мобильной связи, чья бизнес-модель разрушилась в результате этих пертурбаций, подали иск в Федеральную антимонопольную службу, обвинив «большую тройку» в сговоре.

На сегодняшний день «ВымпелКом» и МТС выполнили требования ФАС о снижении тарифов до 0,95 руб., а «МегаФон» собирается обжаловать это решение. Соответствующее заявление в Арбитражный суд Москвы уже подано. С точки зрения «МегаФона», предписание ФАС посягает на один из самых важных принципов свободного рынка — отсутствие государственного вмешательства в экономическую политику операторов, чье положение на рынке услуг связи не признано существенным. Взаимодействие операторов по ценовым вопросам не подлежит регулированию, а является предметом переговоров, как считают в компании.

«Решение ФАС может оказать дестабилизирующее влияние на договорные отношения ‘МегаФона’ с другими операторами связи, теми, кто не выступал заявителем в споре», — опасается Ничипоренко. Так или иначе, до решения арбитражного суда в «МегаФоне» не намерены ничего менять.

Между тем процесс перезаключения договоров с региональными операторами несколько затянулся, в том числе из-за искусственного торможения со стороны некоторых компаний. К настоящему времени подписано 90% общего числа соглашений (всего требуется переоформить 316 договоров с 11 компаниями). Компания рассчитывает, что к новому году будет перезаключено 95-98% договоров, на остальных контрагентов сейчас готовятся документы для судебных исков. Однако даже в том случае, если не все операторы подпишут новые договоры, «МегаФон» не будет разрывать межоператорских соединений, как уверяет Ничипоренко, ибо возможность абонента дозвониться по нужному номеру превыше всего.

В структуре доходов «МегаФона» поступления от «интерконнекта» не превышают 10%, однако операторы лишились еще и возможности тарифицировать входящие звонки внутри собственной сети. Возникшие убытки в «МегаФоне» компенсировали, повысив стоимость первой минуты разговора для абонентов. Также компания вводит новые тарифные планы, нацеленные на «приземление» максимального количества звонков внутри сети. По словам Ничипоренко, сейчас бизнес-модель компании экономически сбалансирована. Однако, если в битве с ФАС удастся «отыграть» тариф на пропуск трафика 1,1 руб./мин, то в новых тарифных планах оператор сможет снижать розничные цены.

Кроме того, «МегаФон» диверсифицирует свой бизнес, расширяя портфель услуг до уровня «традиционных» операторов; в частности, компания приобрела лицензии на международную и фиксированную связь. Однако выход на розничный рынок в новых областях не планируется, данный шаг предпринят лишь с целью уменьшения операционных расходов и для обслуживания корпоративных клиентов.