Железнодорожники переориентировали концепцию информатизации на решение бизнес-задач

В ОАО «Российские железные дороги», являющемся одним из крупнейших заказчиков на российском ИТ-рынке, изменилась политика корпоративной информатизации. Новая концепция внедрения информационных технологий стала одной основных тем, обсуждаемых на прошедшей в Санкт-Петербурге научно-практической конференции «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» («Инфотранс 2006»).

О возможной коррекции основных принципов информатизации железнодорожники и некоторые поставщики говорили еще год назад на аналогичной конференции, которая проводилась через три месяца после смены руководства в РЖД. Они ожидали, что после того, как новый президент Владимир Якунин войдет в курс дела, осуществит кадровые перестановки и определит стратегию развития всей компании, дело дойдет до информационных технологий. По их мнению, должна повыситься значимость экономических расчетов при решениях относительно реализации проектов в области информационных технологий.

Подобные предположения, как оказалось, имели основания, и 11 сентября 2006 года в РЖД была утверждена «Политика корпоративной информатизации». Документ отчасти повторяет принципы, заложенные в прежней концепции. Это максимально возможная централизация обработки информации, стандартизация, переход к типовым решениям и создание единого информационного пространства.

Необходимость централизации во многом связана с тем, что в российской глубинке сложно найти специалистов, способных поддерживать в рабочем состоянии вычислительные мощности. Поэтому на местах пользователи в основном лишь вводят информацию, которая поступает по каналам связи в информационно-вычислительные центры, расположенные только в крупных городах.

Типовые решения и стандартизация обеспечивают унификацию процесса внедрения информационных технологий. В середине 90-х чуть ли не каждое депо имело собственную политику автоматизации управления.

Принципы, заложенные еще в прежней концепции, позволили создать вполне современную инфраструктуру и улучшили управляемость компании, а также качество предоставляемых услуг по перевозке грузов и пассажиров. Тем не менее требовались серьезные коррективы.

ИТ-подразделения, как заявили в РЖД, исторически ориентировались на нормативы по количеству обслуживающих специалистов, фонду заработной платы и различные требования, обеспечивающие безопасность. Они зачастую не понимали потребности бизнес-подразделений, а те не могли оценить предложения специалистов по информационным технологиям. Когда представителей ИТ-подразделений просили подготовить к предлагаемому им проекту бизнес-план, они часто не понимали, о чем идет речь. Экономическая эффективность предоставляемых услуг, как правило, не просчитывалась.

В связи с этим политика информатизации, принятая в сентябре этого года, дополнена принципами, которые определяют ИТ-службу компании как сервис-ориентированное подразделение. Для него определены четкие критерии эффективности, позволяющие руководству компании оценить качество и полезность ИТ-услуг.

Для более точной оценки вклада ИТ-подразделений применяется система ключевых показателей, которые, в частности, характеризуют себестоимость и объемы оказываемых потребителю услуг. Эти показатели отражают, насколько деятельность ИТ-подразделений соответствует стратегическим и оперативным целям компании.

Документ также предусматривает внедрение механизмов мотивации руководителей ИТ-подразделений, формализацию отношений ИТ-подразделений с внутренними заказчиками и пользователями информационных систем. Предполагается разработать ясную схему процедур оказания услуг.

Создание и отработка механизмов взаимодействия бизнеса и ИТ-подразделений должна занять какое-то время. Однако уже в ближайшем будущем внешним поставщикам ИТ-услуг и решений придется откорректировать свои отношения с РЖД в связи с принятием новой политики информатизации.