Computerworld, США

Потребительские технологии проникают в мир корпоративных ИТ

Изрядную часть своего свободного времени в последние выходные вы наверняка уделили технологиям. Нет, речь в данном случае не идет о работе дома. Я имею в виду такие вещи, как загрузка музыки в ваш новый плейер iPod Nano, избавление ноутбука вашего соседа от вирусов, а также попытки умерить пристрастие ваших детей к компьютерным играм.

Удивительно, насколько глубоко потребительские технологии уже проникли в нашу жизнь. Казалось бы, между некоторыми бытовыми устройствами и корпоративной ИТ-инфраструктурой пролегает пропасть, но на самом деле это не так. Есть по крайней мере несколько тенденций, которые зародились в результате широкого распространения персональных систем. Каждая из этих тенденций оказывает заметное влияние на ИТ-службы. Остановимся на некоторых из них чуть подробнее.

Потеря ИТ-службой контроля над настольными компьютерами. Возможно, настанет день, когда системные администраторы вообще откажутся от какого-либо контроля за настольными компьютерами. И может быть, ждать этого осталось не так уж долго. Уже сегодня некоторые организации попросту выделяют своим сотрудникам деньги, предоставляя им возможность самостоятельно покупать все, что нужно для настольного компьютера. Вам это кажется безумством? Но кое-кто уверен, что ничего нелогичного в этом нет. Почему мы должны требовать от сотрудников обязательного применения «стандартных» ПК, когда доступ к электронной почте и приложениям пользователи получают через мобильные телефоны, карманные устройства и ноутбуки?

Если управление безопасностью и программными продуктами осуществляется на уровне сети и серверов, настольные устройства не играют особой роли. Но, конечно, этому прекрасному новому миру требуется серьезная техническая поддержка. Ведь снижение стоимости поддержки и технического обслуживания считается основной движущей силой стандартизации. Нельзя забывать и о влиянии соответствующих тенденций на управление ресурсами и осуществление контроля за ними. Когда ИТ-служба занимается закупками и отвечает за управление всем оборудованием, уследить за настольными компьютерами становится довольно сложно.

Мой совет: составляйте долгосрочные планы без учета требований к стандартизации и проведению централизованных закупок настольных компьютеров.

Популярность технологии определяется ее потребителями. Мы привыкли к тому, что предприятия диктуют необходимость использования той или иной технологии, и что именно эти технологии в конечном итоге получают широкое распространение. К примеру, впервые доступ к электронной почте я получила в 1991 году от своего работодателя. Подобно большинству людей, я начала пользоваться электронной почтой сначала на работе и лишь потом дома.

Впрочем, сегодня все происходит не так. Домашние пользователи в деле внедрения новых технологий находятся впереди представителей бизнеса. Поэтому вполне вероятно, что сотрудники захотят принести на работу знакомые им средства и использовать их в своей трудовой деятельности. Мы уже имели возможность наблюдать это явление в случае со средствами мгновенного обмена сообщениями, приложением Skype и даже надстройками Excel.

Барбара Гомольски, бывший корреспондент еженедельника Computerworld, ныне занимает пост вице-президента компании Gartner. С ней можно связаться по электронной почте по адресу barbgomolski@yahoo.com

В корпоративной среде всегда избегали подобного подхода, думая в первую очередь о стандартизации, безопасности и других вещах, имеющих традиционную ценность для ИТ-служб. Работодатели стремились ограничивать и запрещать использование технологий, получивших распространение в быту, считая их нежелательными.

Впрочем, как бы то ни было, грани между корпоративными и потребительскими технологиями продолжают стираться, и работники вправе ожидать более тесной интеграции уже привычных для них понятий в свою жизнь. Все это означает, что пользователи самостоятельно начинают рассматривать, применять и даже поощрять подобное слияние. В конце концов, большинство из нас черпает знания о технологиях на работе.

Все большую популярность приобретает удаленная работа. Одним из наиболее существенных побочных продуктов смещения технологий в сторону конечных потребителей является объективная глобализация рабочей силы и формирование повсеместной армии домашних пользователей. Сочетание персонализации технологий с тенденциями глобализации и перехода к удаленной работе способствует зарождению класса, представители которого сами выбирают, как и где им трудиться, а также дальнейшей дифференциации клиентской базы.

Не стоит думать, что изменение характера работы отражает традиционную демографическую ситуацию. Те, кто работает на нас и покупает наши продукты и услуги, все отчетливее представляются в виде некоего сплава индивидуальностей, собранных со всего мира. Таким образом, надежды на то, что работники будут трудиться там же, где и их клиенты, или хотя бы на том же континенте, становятся все более призрачными.

Некоторые ИТ-руководители, безусловно, будут препятствовать развитию данных тенденций, настаивая на том, чтобы потребительские технологии никогда не проникали внутрь предприятий. Но я с этим решительно не согласна.