«Открытые системы»

IBM провела в Москве семинар, посвященный программным технологиям корпорации

С периодичностью примерно раз в два года IBM высаживает в Москве десант своих технических специалистов, которые посвящают целый день подробному рассказу о программных технологиях корпорации, объединяя выступления одной, наиболее значимой для текущего момента темой. Для ведущего производителя инфраструктурного программного обеспечения в этом году трудно найти тему более актуальную, чем SOA (Service-Oriented Architecture). Прошедший в начале июня семинар IBM был посвящен «построению фундамента для сервисно-ориентированной архитектуры». Строительные инструменты для этого процесса в IBM сосредоточили в программных продуктах семейства WebSphere, о возможностях которых рассказали руководитель лаборатории конкурентных технологий IBM Software Group Кит Карлсен и исполнительный разработчик-консультант лаборатории Гари Эндрюс.

Обозначив азы SOA, докладчики перешли к более тонким материям сервисно-ориентированной архитектуры, таким как построение бизнес-процессов на базе SOA, интеграция приложений с помощью корпоративной сервисной шины и сервисы интеграции информации.

Являясь инструментом бизнес-аналитика, система WebSphere Business Modeler не только предоставляет графические средства для создания диаграммы процесса и позволяет задавать для каждого элемента диаграммы атрибуты, такие как время и затратность выполнения данного этапа процесса и другие важные метрики, и с их помощью оптимизировать модель в процессе симуляции

Организация и управление бизнес-процессами в сервисной архитектуре по версии IBM представляет собой замкнутый цикл, включающий моделирование процесса (WebSphere Business Modeler), разработку и интеграцию компонентов процесса (WebSphere Integration Developer), развертывание процесса в рабочей среде (WebSphere Process Server) и его мониторинг (WebSphere Business Monitor). Являясь инструментом бизнес-аналитика, система Business Modeler не только предоставляет графические средства для создания диаграммы процесса, но и позволяет задавать для каждого элемента диаграммы атрибуты, такие как время и затратность выполнения данного этапа процесса и другие важные для бизнеса метрики, и с их помощью оптимизировать модель в процессе симуляции. По полученной диаграмме автоматически генерируется код на языке описания бизнес-процессов BPEL или UML-модель, экспортируемые в систему Integration Developеr (последняя обеспечивает представление в виде программных сервисных компонентов как бизнес-процесса в целом, так и всех его этапов).

Выполнение экземпляра готового процесса поддерживают сервер приложений WebSphere Application Server и специальное решение Process Server, а его мониторинг с помощью Business Monitor обеспечивает систему Business Modeler данными реального времени для дальнейшего совершенствования программной модели процесса. Тем самым замыкается цикл управления бизнес-процессом на SOA-платформе WebSphere.

Корпоративная сервисная шина ESB дополняет простейшие возможности взаимодействия Web-сервисов для интеграции приложений в SOA более гибкими механизмами асинхронной передачи сообщений и предоставляет инфраструктуру управления таким взаимодействием. В WebSphere сервисная шина реализуется с помощью нескольких продуктов. Базовой является система WebSphere MQ, а более глубокие возможности среды интеграции приложений на базе асинхронной передачи сообщений, такие как маршрутизация сообщений, их трансформация и преобразование транспортных протоколов, реализует система WebSphere Message Broker.

С появлением все более зрелых реализаций SOA компании приходят к пониманию важности интеграции корпоративной информации для построения эффективных сервисных архитектур. IBM активно развивает эту область, предлагая инструменты для объединения данных о клиентах (WebSphere Customer Center) и продуктах (WebSphere Product Center), средства агрегирования, профилирования и обеспечения качества данных (WebSphere Data Stage, Profile Stage и Quality Stage), а также систему для объединенного доступа к данным из различных источников WebSphere Information Integration.