В Санкт-Петербурге прошел «ИТ-Саммит 2006»

Традиционный «ИТ-Саммит 2006: встреча лидеров индустрии», прошедший в Санкт-Петербурге под эгидой АП КИТ, собрал 180 участников, главным образом руководителей ведущих отечественных ИТ-компаний и представительств иностранных корпораций. Его центральной темой стали инвестиционные перспективы ИТ-бизнеса в России. Не обошлось также без дискуссий об особых экономических зонах и проблемах подготовки кадров. Кроме того, участники саммита обсудили обстановку в экономике страны, взаимодействие с государством и вопросы легализации бизнеса.

Мининформсвязи ждет поддержки

На этот раз глава Мининформсвязи РФ на саммит не приехал. Официальные данные о состоянии ИТ-отрасли посредством телемоста представлял его заместитель, Дмитрий Милованцев. По его словам, в 2005 году объем отечественного ИТ-рынка достиг 302 млрд. рублей, а темпы его роста снизились по сравнению с 2004 годом с 24 до 18%. Структура рынка не претерпела существенных изменений. Продажи оборудования по-прежнему составляют почти две трети рынка (187 млрд. рублей); на программы приходится лишь 12%; доля ИТ-услуг составляет 26%. Динамика поддерживается растущим спросом со стороны зарубежных компаний: экспорт программного обеспечения вырос по сравнению с 2004 годом на 30%, достигнув 994 млн. долл.

Больше всего вопросов у участников саммита вызвал доклад Андрея Илларионова

Рынок услуг доступа к Internet в 2005 году увеличился на 45%, до 960 млн. долл. Самый динамичный сектор этого рынка — домашние пользователи широкополосного доступа, однако 57% оборота приносят корпоративные клиенты, а доля потребительского сегмента за год выросла лишь на 3%.

В течение прошедшего года, когда активно обсуждались меры по стимулированию инвестиций, включая создание технопарков и венчурный фонд с государственным участием в 2,2 млрд. рублей, главным оппонентом Мининформсвязи выступало Мин?экономразвития. Теперь же, по словам Милованцева, основное противодействие министерство встречает со стороны «крупных компаний отрасли, которым и без этого хорошо».

«Мы стараемся реализовывать документы, принятые совместно с вами», — обратился он за поддержкой к участникам саммита.

Самое ценное, что получила отрасль, как отметил директор «1С» Борис Нуралиев, — политическая поддержка. К конкретным же мерам, предлагаемым государством, у многих участников рынка немало вопросов. Так, инициатива по снижению единого социального налога вылилась в предложение ввести единый налог с выручки по ставке 6% взамен налогов на прибыль, имущество и ЕСН (кроме взносов в Пенсионный фонд), распространив его… только на компании численностью более ста человек, получающие 70% дохода от иностранных заказов. Программу, разработанную конкретной компанией, пытаются навязать отрасли, считает президент «Руссофт» Валентин Макаров, призвавший министерство больше контактировать с ассоциациями, а не с отдельными компаниями.

Директор Департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи РФ Олег Бяхов, в свою очередь, заметил: обращаясь за поддержкой к государству, нужно понимать, что механизм бюрократической машины весьма инерционен. Необходимо быть последовательными и не стоит ждать от нее быстрой реакции.

Минимальный рост

Для обсуждения макроэкономической ситуации в России и ее влияния на ИТ-рынок был приглашен бывший советник президента России, глава Института экономического анализа Андрей Илларионов. Его доклад был посвящен связи экономических перспектив страны с уровнем политической свободы. Илларионов добавил изрядную ложку дегтя к бодрым отчетам компаний и прогнозам аналитиков, заявив, что уничтожение политических свобод сродни параличу нервных центров организма. В 2005 году исследовательская организация Freedom House отнесла Россию к группе политически несвободных стран. Согласно данным Института экономического анализа, в несвободных странах рост ВВП ограничен пределом в 12 тыс. долл. на душу населения, и Россия уже близка к этому барьеру. Что касается ИТ-индустрии, рост на 25‑30% в год — это фактически тот минимальный рост, который соответствовует объективному изменению удельного веса отрасли в структуре современной экономики, полагает Илларионов.

По подсчетам аналитиков IDC, ИТ-расходы на душу населения в России составляют всего 83 долл. в год. Для сравнения, в странах Евросоюза этот показатель равен примерно 700 долл., а в США — 1026 долл.

Российский ИТ-рынок составляет более 1,1% мирового, однако доля произведенной добавленной стоимости составляет менее 0,4% стоимости мирового рынка, отметил Бяхов. Рынок услуг, где обычно доминирует это самое «прибавление», развит у нас явно недостаточно.

Инвестировать следует в программы

Сегодня, как считает директор агентства J?son & Partners Джейсон Смолек, самые выигрышные сегменты ИТ-рынка в России — системная интеграция и розница. В прошлом году объем розницы превысил, по данным агентства, 7,5 млрд. долл. — при том что размер всего рынка на 2006 год оценен примерно в 17 млрд. долл.

К 2015 году объем отечественного ИТ-рынка, по прогнозам J?son & Partners, вырастет до 57 млрд. долл., его структура будет более сбалансированной, а ключом к успеху станет разработка нового программного обеспечения. К тому времени ряды игроков ИТ-рынка существенно поредеют: из 3 тыс. операторов связи останется около 300, из 40 поставщиков оборудования выживет менее десяти, из 25 поставщиков программного обеспечения и услуг — 10-12, большинство из которых будут российскими.

Смолек рекомендовал участникам саммита инвестировать доходы, полученные от продажи «железа», в разработку программ и развитие услуг, а также строить экспортную стратегию, ориентируясь на ненасыщенные и быстрорастущие развивающиеся рынки стран с многочисленным населением, таких как Иран, Саудовская Аравия, Филиппины.

Следуя этим рекомендациям, к 2015 году объем экспорта можно увеличить до 28% ИТ-рынка.

Однако сначала необходимо достичь определенного веса на внутреннем рынке, а экспансия за его пределы займет еще три-пять лет и потребует вложений.

IPO или венчурный капитал?

Иностранные компании все охотнее наращивают свои ресурсы за счет покупки российских, а вот найти венчурного инвестора небольшой отечественной компании несколько сложнее. Особенно очевидно это тем, кому подобный поиск удался.

«Венчурные фонды, которые интересуют сделки на сумму менее 10 млн. долл., практически отсутствуют», — отметил генеральный директор компании «Рексофт» Александр Егоров.

Кроме того, венчурные капиталисты и ИТ-компании, часто основанные бывшими программистами, пока разговаривают на разных языках, считает глава «Софткей» Феликс Мучник, и прежде чем давать им деньги, их нужно учить бизнесу. По его словам, деньги на развитие у малых ИТ-компаний есть, но как правильно масштабировать бизнес, как превратить идею в производство, мало кто из них знает. Поэтому ценность участия венчурного фонда заключается не столько в капитале, сколько в опыте подобного масштабирования. «Венчурные капиталисты знают, как первый миллион умножить на десять или на сто», — подчеркнул президент компании AMUST Software Ратмир Тимашев.

IPO — не тот инструмент, который следует использовать на начальном этапе, к тому же выход на фондовый рынок — дело долгое, дорогое и требующее прозрачности бизнеса. Поэтому для большинства российских компаний выход на фондовый рынок остается лишь одной из рассматриваемых возможностей. Например, «Яндекс» на IPO не торопится. «Главная причина — нам сейчас не нужны деньги», — заявил генеральный директор «Яндекса» Аркадий Волож. Кроме того, по его словам, компания еще не пережила этап венчура.