В течение 2006 года мы будем собирать, анализировать и публиковать информацию по тематике SMB

Наряду с интенсивным продвижением информационных технологий в «большой» бизнес — нефтегазовую, телекоммуникационную, финансовую отрасли и государственный сектор — в течение последних нескольких лет наблюдалась еще одна устойчивая тенденция — рост интереса к сектору малых и средних предприятий (SMB). Сегодня она настолько окрепла, что ее можно смело назвать мэйнстримом. Ни один крупный производитель оборудования или программного обеспечения не упустил возможности разработать специальное предложение для компаний, относящихся к этой категории, многие вендоры делают стратегические инвестиции в это направление. Что неудивительно, ведь предприятия малого и среднего бизнеса — не только огромный и относительно стабильный рынок, но еще и потенциальные крупные заказчики в будущем.

Мы не могли остаться в стороне от столь важного тренда. Издательством «Открытые системы» принято решение о создании виртуального центра компетенции в области ИТ для SMB-сектора. В течение 2006 года мы будем собирать, анализировать и публиковать информацию по этой тематике, в частности на сайте www.osp.ru появится раздел «ИТ для SMB». Планируется обсуждение проблем, связанных с использованием ИТ небольшими компаниями, на круглых столах, проведение опросов поставщиков и заказчиков, а также выпуск тематических новостных рассылок.

Специальный выпуск Computerworld Россия — первый шаг в этом направлении. В процессе его подготовки обнаружилось, что в вопросе, кого именно причислять к SMB в России, совершенно нет ясности. Каждая беседа, которую журналисты вели, готовя материалы по теме, начиналась с попытки определить, что же это за зверь такой — малый и средний бизнес, по каким критериям можно относить предприятие к этому сегменту и имеет ли смысл объединять столь разнообразное сообщество компаний в одну группу.

Какой вес следует придавать таким характеристикам, как количество компьютеров, численность штата, оборот? Принимать ли во внимание структуру собственности? Куда, например, относить небольшое предприятие, входящее в крупный холдинг, если его бюджет относительно самостоятелен?

«В России бизнес очень консолидирован, хотя это часто не видно», — отмечает директор «1С» Борис Нуралиев.

«Сегодня мы наблюдаем активный рост и развитие средних по масштабу предприятий, многие из них входят в крупные холдинги и привлекают иностранные инвестиции», — заметил директор Microsoft Business Solutions Евгений Воронин.

Доходы предприятий вендоры редко используют для классификации российских заказчиков. Microsoft, например, оценивает клиентов по двум параметрам: количеству компьютеров и сотрудников. В средний сегмент попадают компании, имеющие от 25 до 500-1000 ПК. Учитывая, что на один ПК в России приходится от двух до четырех сотрудников, средний сегмент начинается от 50 и заканчивается на уровне 2 тыс. сотрудников. Кроме того, у средних предприятий есть ярко выраженная специфика — большой парк техники, инфраструктура, включающая несколько серверов начального и более высокого уровней, выделенные ИТ-специалисты, внедряющие серьезные системы управления. Для малого бизнеса характерно наличие 1-24 ПК и в среднем до 100 сотрудников.

Резюмируя итоги обсуждений с участниками рынка, можно сказать, что ни единого подхода, ни даже общего понимания вопроса сегментации клиентской базы на российском ИТ-рынке нет. У каждого вендора свое представление о том, кого целесообразно относить к этому сегменту. И это правильно. Единственное, в чем мнения почти всех опрошенных сходятся, — потребности малых и средних компаний слишком различны, чтобы говорить о них как о чем-то целом.

Ирина Шеян — обозреватель еженедельника Computerworld Россия, руководитель виртуального центра компетенции «ИТ для SMB». С ней можно связаться по электронной почте по адресу rrisha@osp.ru

Чтобы окончательно не дезориентировать читателя, остановимся на следующем определении границ нашего «предмета». Говоря о субъектах рынка SMB, мы будем руководствоваться моделью их поведения в качестве потребителя информационных технологий. С этой точки зрения нас не интересуют компании, которым для удовлетворения их потребностей достаточно послать сотрудника в ближайший компьютерный магазин, а также компании, устраивающие тендеры для осуществления каждой из своих закупок. Тех же, кто попадает в этот интервал «между ритейлом и тендером», придется делить на «S» и «M».

В этом выпуске мы постарались выявить специфику «S» и «M» по отношению к верхним и нижним сегментам с точки зрения аналитиков, производителей оборудования и разработчиков программного обеспечения, рассмотреть особенности продвижения ИТ этим потребителям, а также сравнить состояние развития данного сектора в России с другими странами. В некоторых вопросах ясности стало больше, но все актуальные проблемы в одном номере осветить невозможно. Так что мы не останавливаемся на достигнутом.

Тенденции спроса и предложения, особенности маркетинга на рынке малых и средних предприятий, проблемы выбора оборудования и ПО, оптимальной технологии построения локальных сетей и опыт их решения, обеспечение информационной безопасности — эти и другие вопросы будут в сфере нашего внимания в течение всего года.