SAP подводит итоги минувшего года
Алексей Шлыков: «Мы будем мигрировать в новый класс игроков — поставщиков платформы управления бизнесом»

Объявлять о результатах работы в 2004 финансовом году и планах на 2005 год собрался весь директорат SAP в СНГ и Балтии. И это не случайно. Во-первых, каждое подразделение компании внесло свой вклад в ее нынешние достижения, во-вторых, в ближайшем будущем бизнес SAP ожидают существенные изменения.

Мировая картина

Оборот «большого « SAP в 2004 финансовом году вырос на 7% по сравнению с предшествующим годом, достигнув 7,5 млрд. евро, а чистая прибыль увеличилась на 22% — до 1,3 млрд. евро. При этом доходы от продажи программных продуктов росли быстрее, чем совокупный доход: 2,4 млрд. евро, что на 10% больше, чем в 2003 году. Интересно, что наиболее «вызывающих» успехов немецкая компания добилась в США, где доходы от продажи решений SAP за прошедший год выросли на 27%, составив 625 млн. евро. Ей удалось заключить контракт на внедрение mySAP Business Suite во всех подразделениях PepsiCo, включая российское. SAP по-прежнему занимает третье место по капитализации среди разработчиков программного обеспечения после Microsoft и Oracle, а его доля на рынке систем управления бизнесом составляет больше половины этого рынка. Кроме того, как сообщил управляющий директор SAP в странах СНГ и Балтии Алексей Шлыков, в прошедшем году компания выбилась в лидеры на рынке CRM-решений.

Без «мега-контрактов»

На растущем отечественном рынке демонстрировать положительную динамику легче, чем на мировом; и здесь результаты 2004 года для компании выглядят неплохо. Оборот SAP в СНГ и Балтии вырос на 25,8% по сравнению с предыдущим годом и достиг 95,5 млн. евро. Доход от продаж программных продуктов рос практически с той же скоростью и составил 48,6 млн. евро. Быстрее всего увеличивались продажи услуг по сопровождению, составившие 19,9 млн. евро — на 52% по сравнению с 2003 годом. Интересно, что при росте дохода на четверть штат московского подразделения вырос лишь на 15%.

По словам директора по персоналу Татьяны Лебедевой, опрос, проведенный среди сотрудников SAP СНГ, показывает рост привлекательности компании как работодателя. Тем не менее совершенствование системы мотивации не прекращается. Для удержания специалистов в условиях дефицита в прошлом году была пересмотрена система поощрения сотрудников, которая включает такие компоненты, как кредиты на получение второго высшего образования, MBA и даже на приобретение квартиры.

В партнерской сети, насчитывающей около 70 компаний, количество консультантов по решениям SAP за год удвоилось: с 800 до 1600, причем 600 из них — сертифицированные специалисты. В прошлом году до России добралась глобальная программа партнерства SAP с высшими учебными заведениями University Alliance Program. Первым российским партнером по этой программе стал Государственный университет управления, который будет пополнять рынок труда специалистами, уже знакомыми с технологиями SAP.

По словам руководителей московского офиса, рост бизнеса компании в 2004 году происходил без «мега-контрактов», которые ранее всегда давали существенную долю ее оборота. Сотрудничество с предприятиями нефтегазового сектора, металлургии, энергетики и транспорта скорее углублялось, чем расширялось. Тем не менее из 62 новых договоров, подписанных в течение 2004 года, 33 — это контракты с новыми клиентами (без учета продаж SMB-решений).

На подступах к SMB

Что касается успехов SAP на рынке систем управления предприятиями малого и среднего бизнеса, они могли бы быть и более впечатляющими. Пока этот новый стратегический сегмент поддается с трудом. Каждый из двух продуктов SAP Business One для малых и mySAP All-in-One для средних компаний нашел по 30 покупателей. В основном это сервисные и торговые компании. Лицензии Business One обходятся им в среднем в 10-30 тыс. долл., а All-in-One примерно в 30-80 тыс. долл. Между тем за год только по внедрению Business One у SAP появилось 26 партнеров. Впрочем, локализованная версия этого продукта появилась только в третьем квартале прошлого года, так что у нее еще все впереди. Тормозит проникновение в этот сегмент и сформировавшееся отношение к SAP как к дорогой и сложной системе, и подход самого поставщика, привыкшего работать с крупными клиентами. Тем не менее в 2005 году планируется увеличить продажи SMB-решений примерно втрое с 1 млн. до 3 млн. евро, из них 750 тыс. придется на Business One и 2250 тыс. на All-in-One. Пока основные ожидания связаны с их внедрением в филиалах и дочерних структурах крупных заказчиков. В долгосрочной перспективе доля этих продуктов должна достичь 10% оборота компании, обеспечив ей лучшую устойчивость и выживаемость.

«Тектонические» планы

В 2005 году компания собирается осуществить значительные подвижки в своем продукте и его позиционировании, которые Шлыков назвал «тектоническими».

«Мы мигрируем в новый класс игроков — поставщиков платформы управления бизнесом», — заявил он. Новая стратегия по движению в смежную нишу основывается на платформе поддержки и интеграции приложений SAP NetWeaver, которая уже продается не только в мире, но и внедрена в российском концерне «Силовые машины». В 2005 году этот продукт разовьется в платформу для компоновки приложений, а к 2006 году SAP планирует вывести на рынок платформу бизнес-процессов, поддерживающую интеграцию на уровне данных, приложений, процессов и взаимодействия между людьми. На ней будут базироваться все продукты SAP, что должно обеспечить снижение временных и денежных затрат на внесение изменений в информационную систему в соответствии с трансформациями, происходящими в бизнесе ее клиентов.

По мнению директора по маркетингу SAP СНГ и Балтии Бориса Вольпе, главным сдерживающим фактором развития бизнеса компании являются не финансы, а низкая степень проникновения современных управленческих концепций в умы отечественных руководителей. Поэтому уже в первом полугодии текущего года для них планируется организовать «школы» как по ключевым концепциям управления, так и по NetWeaver.


Структура оборота SAP СНГ и Балтии

Оборот «большого» SAP в 2004 финансовом году вырос на 7% по сравнению с предшествующим годом, достигнув 7,5 млрд. евро, а чистая прибыль увеличилась на 22% — до 1,3 млрд. евро