На санкт-петербургском розничном рынке компьютерной техники стало довольно тесно для сохранения прежних темпов развития. Лидеры петербургской компьютерной розницы — «Компьютерный мир» (15 магазинов в Петербурге) и «Компьютер-Центр ?Кей?» (10 магазинов), которым принадлежит около 60% соответствующего рынка, считают, что быстрый рост в их сегменте закончился в 2003 году. А бороться за проценты стагнирующего рынка их руководство полагает нерациональным. В связи с этим компании намерены создавать свои торговые точки в других городах

Первые шаги уже сделаны. «Компьютерный мир» в сентябре 2004 года появился в Пскове, а «Компьютер-Центр ?Кей?» в декабре открыл свою первую торговую точку в Великом Новгороде.

«Питерский рынок достиг насыщения. Скорость его роста снижается из года в год. Регионы растут с запаздыванием, и сейчас они переживают бум, который был в Петербурге и Москве в 2000-2003 годах», — объяснил причины выхода в регионы Александр Хомяков, директор по маркетингу компании «Кей».

Планы определяются

О конкретных планах развития розничной сети вне Петербурга ни «Кей», ни «Компьютерный мир» не сообщают. Вероятно, какая-то определенность появится после отработки региональной модели ведения бизнеса. Известно только то, что «Кей» планирует занять в Великом Новгороде половину рынка и что «планы по продвижению в регионах очень большие».

«Пока нас интересуют только крупные города Северо-Запада, а дальше — посмотрим», — говорит Хомяков.

«Компьютерный мир», имея единственный магазин в Пскове, задачу по получению 50-процентной доли на псковском рынке объявил уже выполненной. Эта компания для развития сети вне Петербурга пока также выбрала Северо-Западный регион. Однако она присматривается и к московскому рынку.

«Я специально изучал работу московских компьютерных магазинов и компьютерных отделов в магазинах бытовой техники. Считаю, что культура розничного ИТ-бизнеса в Петербурге выше. Поэтому в принципе мы можем рассматривать Москву в качестве региона для возможного развития нашей сети. Однако это пока только мое личное мнение, которое никак не отразилось в планах нашей компании», — заявил Владимир Солодов, директор по маркетингу и рекламе компании «Компьютерный мир».

«Кей», по словам Хомякова, открывать свои магазины в Москве не собирается. Хотя, по его мнению, столичные торговцы компьютерной техникой не имеют каких-либо конкурентных преимуществ перед крупнейшими петербургскими сетями компьютерных магазинов.

Дмитрий Левин, руководитель петербургского филиала сети компьютерных центров Polaris (принадлежит московской компании NT Computer), считает, что торговые сети Северной столицы не идут в Москву, потому что не готовы к жесткой конкуренции на более плотном рынке. По его словам, в Петербурге локальные лидеры достаточно продолжительное время существовали «в тепличных условиях», с высокими ценами и большой прибылью. К тому же, считает Левин, в Москве сложнее подобрать подходящие торговые площади.

«Я бы не стала делить компьютерную розницу на московскую, петербургскую и региональную. Не вижу принципиальных отличий. Существенная разница имеется между компьютерными специализированными сетями и сетями магазинов бытовой электроники, которые среди прочего продают и компьютерную технику. Для компьютерных сетей характерно лучшее понимание компьютерного рынка, наличие опытных продавцов-консультантов, умение продвигать эту технику и большая увлеченность этим бизнесом», — считает Роксана Янборисова, директор по маркетингу дистрибьюторской компании OCS, достаточно активно занимающейся поставками «розничных» товаров.

Такие непохожие

Пока, без сомнения, можно сказать, что две столицы очень не похожи друг на друга, если анализировать структуру розничного рынка. По данным русского офиса немецкой исследовательской компании GfK, в Москве в общем объем продаж компьютеров на сетевые компьютерные магазины приходится 54%, на независимые магазины — 29%, на магазины электробытовых товаров — 7%. Еще 10% занимают продавцы товаров и услуг сектора B2B. В рыночных специализированных комплексах Москвы, где площади арендуют как торговые сети, так и одиночные компьютерные магазины, продается 31% компьютеров.

В Петербурге более 90% рынка (по всей компьютерной технике) на протяжении уже нескольких лет уверенно держат сети специализированных компьютерных магазинов. «Одиночки» занимают незначительную долю. На рынках в Северной столице компьютеры уже давно не продаются. Правда, надо признать, что московские рынки из барахолок превратились в достаточно хорошо оборудованные торговые центры. Крупные «бытовые» сети («М-Видео», «Эльдорадо») в Петербурге имеют приличную долю рынка только по отдельным позициям — настольным компьютерам серийного производства и ноутбукам. Хомяков предполагает, что в 2004 году на «бытовиков» приходится около 10% всех проданных в петербургской рознице компьютеров. По данным OCS, по всей компьютерной технике магазины электробытовых товаров имеют 6-8%. Сергей Пацкевич, вице-президент по маркетингу дистрибьюторской компании «Марвел», считает, что сетям бытовой техники в Петербурге принадлежит не более 3% компьютерной розницы и их доля вряд ли существенно увеличится в ближайшие год-два.

В ожидании столкновения

Тем не менее в Москве сети специализированных компьютерных магазинов (хотя они все вместе и не получили более 90% рынка) имеют значительные обороты. С некоторыми из них петербургские компании могут пересечься в регионах. Из московских фирм стремление закрепиться на региональных рынках более других обозначила компания Polaris. Кроме Москвы она имеет свои магазины в Воронеже, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Петербурге (всего 11 торговых точек за пределами столицы). Получается, что на петербургском рынке пересечение уже есть.

Правда, еще рано делать какие-то выводы. Три петербургских магазина Polaris пока не смогли существенно повлиять на расклад сил на рынке Северной столицы, им принадлежит около 3% продаж. По мнению Пацкевича, московская сеть вряд ли будет иметь на петербургском рынке более 5%.

«Полтора года присутствия в Петербурге наша компания лишь готовилась к развитию, прощупывая рынок. Теперь уже есть твердая уверенность, что необходимо расширять торговую сеть с развертыванием полного спектра своих услуг. В 2005 году Polaris планирует открыть еще пять-шесть магазинов. Петербургский рынок еще может в ближайшие годы демонстрировать высокие темпы роста. Поэтому всем места хватит», — считает Левин.

Вполне возможно, что в других городах Polaris, «Компьютерный мир» и «Кей» встретятся друг с другом еще не скоро. Во всяком случае, у них пока имеется возможность избегать встреч с сильными конкурентами. Ведь еще очень много российских городов, в которых нет мощных сетей компьютерных магазинов с широким ассортиментом, прогрессивными методами организации торговли и маркетинговой поддержкой вендоров.

Ценовых войн тоже не ожидается. Цены у крупнейших российских сетей компьютерных магазинов примерно одинаковые. Несколько ниже они разве что у тех торговцев, которые экономят на обслуживании покупателей или готовы довольствоваться малой прибылью. Это могут быть и крупные сети магазинов бытовой техники, и маленькие одиночные компьютерные магазины, и Internet-магазины.

Петербургские компании в регионах больше всего опасаются пересечения со своими земляками, а не с москвичами. А Левин считает, что Polaris в России стоит бояться только западных компаний, которые могут осуществлять значительные вложения при длительном сроке окупаемости. По его словам, в российских регионах инвестиции в компьютерные магазины окупаются в течение пяти-шести лет. Петербургские (да и другие отечественные) компании столько ждать, как правило, не готовы морально, хотя и имеют необходимые ресурсы для развития в регионах.

Пацкевич считает, что московские и петербургские сети в ближайшие годы вряд ли «встретятся» в регионах. Поскольку для петербургских компаний будет большой удачей закрепиться в большинстве городов Северо-Запада. Дальше они в обозримом будущем не пойдут. «Москвичам» же этот регион (кроме самого Петербурга) не интересен из-за отсутствия в нем крупных городов. Они выбрали для себя приоритетными Юг, Поволжье, Урал и Сибирь.

Компьютеры и картошка

Западных компаний, активно торгующих компьютерной техникой в розницу, у нас пока не видно. Однако Левин убежден, что благодаря зарубежным торговым сетям в течение пяти лет структура компьютерного рынка изменится, как изменилась структура многих других рынков с открытием в России магазинов таких компаний, как Metro, «Ашан», IKEA. «Если на российском рынке успешно работает компания Metro, то почему бы не появиться ее ?дочке? MediaMarket, которая торгует компьютерной техникой. А у нее те же технологии, те же источники капитала и те же ресурсы. Нельзя не воспринимать всерьез в качестве участников компьютерного рынка и продуктовые сети. Например, в Германии сеть продуктовых дискаунтеров Aldi однажды за выходные продала 265 тыс. компьютеров. После этого продажи германских компьютерных компаний на неделю остановились», — отметил Левин.

Правда, отношение к компьютерной технике у россиян и немцев очень сильно различается. Если в Германии за компьютером, как правило, работают только те люди, которые прошли специальные курсы, то в России большинство обычных пользователей освоило ПК самостоятельно. Кроме того, многие из неспециалистов самостоятельно переустанавливают операционную систему и даже осмеливаются модернизировать свои ПК. Да и сложно представить, что в российских регионах покупатели за несколько лет станут относиться к покупке компьютера так же, как к приобретению утюга или мешка картошки.

«Предполагаю, что регионы будут копировать структуру петербургского рынка, характеризующуюся доминированием специализированных компьютерных сетей. При этом не важно, какие это будут сети — местные или столичные. Причин для этого много. Во-первых, люди, живущие в регионах, имеют более схожий менталитет с петербуржцами, чем с москвичами. Общим также является более низкий по сравнению с Москвой уровень доходов населения, что приводит к более вдумчивому и аккуратному вложению средств в компьютерную технику. Следовательно, в Петербурге и регионах имеется большая потребность в консультациях профессиональных продавцов», — уверена Янборисова.

В то же время постепенная конвергенция «бытовиков» и «компьютерщиков» вполне возможна. Она уже идет. Торговцы бытовой электроникой больше внимания уделяют компьютерной технике, а в специализированных компьютерных магазинах появились такие устройства, как, например, плейеры, фотоаппараты и видеокамеры. Правда, пока все эти устройства, как правило, являются цифровыми и могут подсоединяться к компьютеру.

Вполне возможно, что когда-нибудь «компьютерщики» начнут торговать пылесосами и утюгами (они сами не отрицают такой возможности), а в российских регионах покупка компьютера в гипермаркете станет обычным делом. Однако в обозримом будущем структура региональных рынков может существенно измениться только из-за экспансии московских и петербургских сетей специализированных компьютерных магазинов. Впрочем, как считает Янборисова, в России и вне двух столиц есть розничные компании, которые могут составить серьезную конкуренцию москвичам и петербуржцам. Пацкевич предполагает, что в регионах будут доминировать местные компании, которые, как правило, не имеют больше трех магазинов. Их и сетями сложно назвать. Даже если московские и петербургские компании будут иметь серьезные конкурентные преимущества с точки зрения финансовых возможностей и номенклатуры товара, местные продавцы могут не дать им развернуться, применяя различные неэкономические методы борьбы.