Минэкономразвития РФ вырабатывает доктрину управления учебными заведениями
Церен Церенов арбитром выступать не собирается

В рамках программы «Электронная Россия» Министерством экономического развития и торговли в 2003 году было принято решение о запуске двух проектов по созданию типовых информационных систем управления образовательным учреждением. В качестве первых объектов автоматизации были выбраны Академия народного хозяйства и Высшая школа экономики.

По словам заместителя директора Департамента корпоративного управления МЭРТ Церена Церенова, «использование в деятельности образовательного учреждения информационной системы поможет достичь необходимой степени динамизма в управлении через распределение ресурсов и контроль их использования». Церенов полагает, что в рамках данных проектов должна быть выработана единая идеология и методология управления вузом, предложены стандарты по информационному взаимодействию и, возможно, конкретные прикладные разработки с открытым кодом.

Для выполнения работ по разработке систем управления вузами были привлечены две известные российские компании. Автоматизацией АНХ на основании результатов открытого тендера занялись в ЛАНИТе. Систему управления для ВШЭ разрабатывает компания Redlab.

Проект «Разработка информационной системы управления образовательным учреждением на примере Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации» стартовал в июне 2004 года. Специалистами ЛАНИТ в результате анализа структур деловых процессов АНХ была спроектирована информационная система управления, состоящая из двух взаимосвязанных частей — управления учебным процессом и управления поддерживающими процессами. Имеющиеся на рынке решения не могли быть использованы для построения первой части либо по причине высокой стоимости лицензий, либо из-за несоответствия «ядра» специфике вуза. Поэтому, используя среды разработки Borland Delpi 7 и PHP 4, в ЛАНИТ создали собственные модули. Для создания модулей управления поддерживающими процессами были использованы решения SAP, «1С» и «Паруса». В качестве платформы для хранения данных используется СУБД Oracle 9i.

Затраты на реализацию первого этапа проекта в 2004 году составили 12 млн. руб. На этот год запланировано внедрение первой очереди системы управления в АНХ, а также анализ результатов внедрения и внесение корректив в систему управления. Объем финансирования должен остаться на прежнем уровне.

Для проекта «Создание информационной системы управления государственным учреждением на примере высшего учебного заведения (Государственный университет — Высшая школа экономики)» базой послужила информационная система «Университет» компании Redlab на базе mySAP Business Suite.

Первая очередь проекта заключалась в создании организационно-технической базы системы; уточнении внутренних регламентов в кадровой и финансовой службах университета; разработке частных технических заданий; создании единой системы организационно-кадрового, управленческого и бухгалтерского учета и бюджетного планирования; вводе системы в опытную эксплуатацию с использованием средств реализации задач стратегического планирования и анализа на основе модулей SAP BW/SEM. На этом этапе оборудование и лицензии в рамках проекта не закупались — использовалась имеющаяся техническая база и mySAP Business Suite на основе временных ключей, предоставленных Redlab. На втором этапе, которому отведен весь этот год, планируется передача финансово-кадрового блока системы управления в эксплуатацию и начало процесса интеграции системы «Университет» с другими компонентами общей системы управления вуза — документооборотом, Internet-порталом, хранилищем знаний. Окончание работ запланировано на 2006 год. На реализацию проекта в 2004 году МЭРТ выделило 3 млн. рублей. В этом году объем финансирования увеличен до 8 млн.

Несмотря на различные подходы к построению информационных систем, оба проекта решают сходные задачи. Во-первых, автоматизируется учет и планирование учебного процесса (от уровня принятия стратегических решений до вопросов использования в учебном процессе конкретных ресурсов), а во-вторых, автоматизируются поддерживающие процессы, такие как финансовое управление, фискальный учет, социально-кадровый учет и делопроизводство.

По мнению Церенова, обе представленные системы успешно справляются с возложенными на них задачами. Заключение об уровне соответствия системы управления задачам отечественных вузов можно будет сделать после окончательного завершения проектов. Но в любом случае МЭРТ не будет навязывать вузам страны какое-то конкретное решение. Главное — должны быть разработаны рекомендации и документы, описывающие все этапы внедрения системы. А использовать готовое решение, опробованное в другом вузе, или, опираясь на чужой опыт, создавать свою информационную систему управления, — должно решать руководство образовательного учреждения.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями