Ни у кого нет сомнений в том, что наступает эпоха виртуальных рабочих мест

На протяжении многих лет на предприятиях обсуждается концепция создания работникам необходимых условий вне зависимости от того, где они находятся. И похоже, что 2004 год стал переломным этапом на пути к достижению этой цели.

По данным Nemertes Research, за последние пять лет количество «виртуальных работников» — людей, которые трудятся на удалении от начальства — увеличилось в девять раз. Это означает, что все больше торговых агентов выполняют свои обязанности непосредственно на территории клиентов, контактные центры географически отделены от штаб-квартир, а творческие работники остаются дома.

Джона Джонсон — президент и научный директор Nemertes Research — независимой фирмы, занимающейся исследованиями в области ИТ. Электронную почту ей можно направлять по адресу johna@nemertes.com

Но у такой географической независимости есть и своя цена, о которой, очевидно, хорошо знают сетевые администраторы. До 40% расходов организации на связь уходит на поддержку удаленных работников. Сотовая телефония, цифровая беспроводная связь и удаленные офисы, доступ к которым осуществляется через Internet и виртуальные частные сети, требуют от компаний примерно таких же затрат, как и традиционные сети frame relay и голосовые сервисы.

Кроме того, предоставлять ИТ-услуги удаленным работникам значительно сложнее.

Сотрудники головного офиса в любой момент могут обратиться к консультантам из ИТ-департамента, а вот те, кто трудится в удаленном режиме или дома зачастую ограничены в маневре при отказе ПК или возникновении сбоя в сети.

Безусловно, специализированное программное обеспечение помогает удаленным друг от друга командам наладить эффективное взаимодействие, но и оно имеет свою цену. Организация аудио-, видео-, Web-конференций и налаживание оперативной связи требует сотен долларов, потраченных на каждого удаленного работника. А для того чтобы эти средства использовались эффективно — всеми сотрудниками, а не только удаленными работниками, — соответствующие системы необходимо установить на каждом рабочем месте.

Итак, если привлечение виртуальных работников приводит к увеличению затрат на развертывание сети, организацию технической поддержки и взаимодействия, стоит ли компаниям вообще двигаться в данном направлении? На самом деле, да. Активное привлечение виртуальной рабочей силы сулит сразу несколько весомых преимуществ.

  • Заметно сокращаются расходы на организацию рабочего места. Офисное пространство для одного сотрудника обходится компаниям в тысячи долларов в год. Перемещение сотрудников из штаб-квартиры в удаленное помещение или домой позволяет компании ежегодно экономить огромные суммы, зачастую совершенно несопоставимые с затратами на техническую поддержку удаленных работников.
  • Растет быстрота реакции. Преодолев факторы географической удаленности, сотрудники получают возможность постоянно находиться рядом с клиентами и покупателями. Нет нужды перемещать ключевых сотрудников и в случае каких-то организационных изменений.
  • Уменьшение текучести кадров. Как отмечают представители крупных организаций, которые избежали соблазна размещения сотрудников в непосредственной близости от начальства, специалисты работают дольше, а вместе с тем растет и уровень их профессиональной подготовки.

Самые сложные вопросы, которые предстоит решить при организации управления виртуальными работниками, связаны с корпоративной культурой. Некоторые сотрудники прекращают работать, как только исчезают из зоны видимости своего начальника.

Другие же с исчезновением четкой структуры рабочего дня начинают трудиться по 24 часа в сутки семь дней в неделю до полного истощения сил. Менеджеры должны эффективно управлять людьми как первого, так и второго типа.

Здесь им помогают средства организации взаимодействия в режиме реального времени.