Участникам конференции «Информационные технологии в образовании» была предоставлена возможность сравнить российский и европейский опыт внедрения ИТ в высшей школе
Мануэль Жофре: «ERP-системы европейских вузов сегодня эволюционируют в системы электронного образования»

Первый день работы конференции «Информационные технологии в образовании» завершился круглым столом «Система управления вузом: роскошь или необходимость?». Дискуссия велась вокруг извечного вопроса, что делать: купить готовую систему или разрабатывать ее самим? Ответ до сих пор не очевиден ни для коммерческих предприятий, ни для высшей школы, ресурсы которой еще более ограниченны, ибо только самые активные из государственных вузов зарабатывают 60-70% своих доходов сами.

ИТ против бумаг

Исследование 324 российских вузов (это почти четверть их общего количества), в основном государственных, показало, что в самой автоматизированной области, финансах, 42% из них либо используют лишь офисные приложения, либо по старинке — бумагу.

Но даже там, где уровень автоматизации относительно высок, модули, как правило, никак не связаны между собой. А таких подсистем должно быть порядка десяти: финансовое планирование, управление недвижимостью, проектами, качеством, отчетность, инструментальная среда и т.п. При разработке каждой из них только на оплату труда уйдет, по самым скромным оценкам, примерно 25 тыс. долл. Если учесть, что на разработку идет 25-40% всех затрат на создание программного продукта, полученную оценку необходимо увеличить минимум в 2,5-4 раза. Поддержка внедренной системы обойдется еще в 140-240 тыс. долл. ежегодно. «Так что мнение, будто собственная разработка обходится дешево — это иллюзия, возникающая в отсутствие эффективных средств контроля затрат», — считает президент компании Redlab Руслан Смелянский.

Redlab автоматизировала в МГУ управление кадрами, финансами, учебным процессом и научной работой двух факультетов с помощью своей системы «Университет», построенной на базе SAP R/3. В 2002 году внедрены подсистемы «Оргменеджмент», «Кадры», и «Финансы» в Волгоградском университете, а в 2001-м автоматизированы административные и кадровые функции в ЛЭТИ и Тамбовском ГТУ. На информатизацию вузы тратят 2-6% своего бюджета, часть из них получает финансовую поддержку Министерства образования на финансирование ИТ-проектов. В 2003 начаты проекты внедрения системы «Университет» в Томском университете и МИРЭА, проводится обследование бизнес-процессов МИСИС и БелГУ, но пока ни один из перечисленных вузов не решился переделывать свои бизнес-процессы под систему.

Другим путем

«На каком-то этапе проекта всегда выясняется, что какой-то процесс забыли, и приходится менять либо процесс, либо систему», — считает руководитель компании «Центр открытых систем» Александр Хельвас. Поэтому данная компания, возникшая на базе Московского физико-технологического института, пошла по другому пути. В 1998 году она разработала и внедрила на нескольких факультетах МФТИ систему «Косинус». В 2000 году было решено предложить ее другим вузам, но выяснилось, что отнюдь не типовая структура МФТИ им не подходит. Заказчиком, согласившимся довести систему до ума совместными усилиями, стал полтора года назад Московский институт экономики, менеджмента и права, поставивший перед собой задачу добиться максимальной прозрачности и снижения расходов на управление. «Центр открытых систем» предложил ему инструменты изменения «Косинуса» и интеграционные шлюзы с имеющимися у него решениями. При этом за год на внедрение 60 рабочих мест институт потратил, по словам Хельваса, около 70 тыс. долл., включая расходы на приобретение двух серверов Sun Fire, дискового массива, лицензий на СУБД Informix и оплату консалтинга.

Право на жизнь

Между тем сегодня нельзя сказать определенно, что будущее — за одним из этих двух подходов к информатизации вузов. В европейских странах, которые часто служат ориентиром, популярны оба, лишь иногда один из них получает некоторый перевес в одних странах и слегка проигрывает в других. Например, во Франции министр образования создал организацию, отвечающую за разработку информационных систем для всех государственных вузов страны, в Испании также созданы две компании, обслуживающие пять-шесть университетов, которые в настоящее время передают эти наработки остальным 60 государственным вузам. Однако университет Каталонии свою систему разрабатывал сам. Бюджеты крупных университетов Испании составляют в среднем 150 млн. евро, из которых на информатизацию выделяется 5-6%, при этом бюджеты на администрирование постепенно сокращаются.

Немало примеров применения вузами и ERP-систем известных поставщиков: французская бизнес-школа INSEAD использует комбинацию решений Oracle SIS (Students Information System) и Finance Portal, Амстердамский университет — систему от PeopleSoft, Мюнхенский университет не только сам пользуется системой SAP по ASP-модели, но и учит работать с ней своих студентов. В общем, право на жизнь сегодня имеют любые решения.

Главное отличие между автоматизацией российских и западных университетов заключается в целях и мотивации этого процесса. Европейские вузы подталкивает к информатизации борьба за студентов, 80% которых предпочитают активно участвовать в организации своего процесса обучения, многие выбирают дистанционное образование, так что весьма актуален сегодня доступ в университетскую сеть с помощью беспроводных технологий. «Поэтому ERP-системы европейских вузов сегодня эволюционируют в системы электронного образования», — подчеркнул Мануэль Жофре, отвечающий в Sun Microsystems за архитектуру решений для образовательных учреждений в EMEA.