Минсвязи и Минэкономразвития обсуждают проблемы информатизации параллельно
Андрей Коротков признал, что россияне довольно плохо осведомлены о программе «Электронная Россия» — о ней знает лишь 17% населения страны

В Петербурге в середине ноября с интервалом в один день прошло два мероприятия, посвященных федеральной целевой программе ?Электронная Россия?». Министерство экономического развития и торговли провело семинар «ФЦП «Электронная Россия» и технологии электронного правительства», а Министерство связи и информатизации — конференцию «Электронная Россия — человеку, бизнесу, обществу».

Ходят слухи, что два вышеупомянутых ведомства соперничают между собой, стремясь оказывать больше влияния на распределение государственных денег. Начальник управления по координации федеральной целевой программы «Электронная Россия» Минсвязи РФ Олег Бяхов эти слухи опровергает: «Никакой конкуренции нет. Мы координируем наши действия. Например, совместно проводим конкурсы».

Судя по тому, что не все посетители и даже спонсоры конференции Минсвязи знали о прошедшем днем ранее семинаре Минэкономразвития, координация между двумя ведомствами все-таки не совсем налажена. Вероятно, имело бы смысл как-то объединить два мероприятия, чтобы они дополняли друг друга.

Доклад к декабрю

Конференция «Электронная Россия — человеку, бизнесу, обществу» прошла, пожалуй, слишком торжественно. Обсуждаемые темы не были четко сформулированы, поэтому выступления оказались не связаны между собой, имели место и дежурные речи, и достаточно скучные презентации некоторых спонсоров.

Недостатки в организации отчасти признал первый заместитель министра Российской Федерации по связи и информатизации Андрей Коротков: «Именно на таких конференциях, которые проходят в разных городах России, мы встречаемся с региональными компаниями. Они хорошо знают реальное положение дел на местах. В будущем подобные конференции, наверное, должны быть похожи на круглые столы». Признал замминистра еще одну недоработку — слабую информированность россиян о программе «Электронная Россия» (знает о ней только 17% населения страны).

Коротков рассказал о том, что рабочая группа, созданная при Минсвязи, обсуждает вопрос о создании пакета отечественного базового программного обеспечения (БПО). Над проблемой разработки собственных программных продуктов работают во многих странах мира. Однако на вопрос, касающийся отношения российского правительства к предложению ряда наших разработчиков создать отечественное БПО на базе Linux, Коротков не ответил.

Интересно, что во многих выступлениях прозвучала в разных формулировках мысль: «Пора понять, зачем и для кого существует ?Электронная Россия?» — и это после почти двух лет с ее старта. Тем не менее Минсвязи намерено в декабре этого года представить на рассмотрение правительства РФ концепцию внедрения информационно-коммуникационных технологий в органах власти.

Пока же не ведется даже полноценный мониторинг состояния информатизации в регионах. Судя по выступлению на конференции Петра Иванова, директора ГУ «Новгородский информационно-аналитический центр» администрации Новгородской области, московские чиновники интересуются совсем не тем, чем нужно. «Нам постоянно приходят анкеты. Чиновников интересует, сколько у нас пользователей Internet, компьютеров и т. д. Однако никто не спрашивает, как все это используется. Агентство РБК даже построило рейтинг регионов по уровню информатизации, в котором наша область оказалась в отстающих. Но в использовании информационных технологий в органах власти мы часто являемся пионерами», — заявил Иванов.

Как создать электронное правительство

Обсуждение на семинаре Минэкономразвития проходило более плодотворно, а тема была четко определена — речь шла только о проблемах создания электронного правительства. Главным лицом семинара был Церен Церенов, руководитель департамента корпоративного управления и новой экономики Министерства экономического развития и торговли РФ.

В его выступлении была определена последовательность необходимых действий, обозначены сроки разработки необходимых документов, названы конкретные проблемы и пути их решения, озвучен негативный и позитивный опыт в области информатизации госструктур на различном уровне. Интерактивный режим семинара позволял его участникам вступать в дискуссию и задавать вопросы Церенову и другим выступающим.

«Информатизация на?чинается с Web-присутствия госструктуры. Это первый этап создания электронного правительства. Обязательно нужно постоянно обновлять содержимое Internet-ресурса. Затем необходимо полностью отстроить процесс взаимодействия и обмена информационными потоками между отдельными подразделениями и другими ведомствами. Третий этап предполагает предоставление государственными структурами интерактивных сервисов. Так будет выглядеть процесс создания электронного правительства со стороны. Внутри все сложнее», — описал процесс «электронного госстроительства» Церенов.

В следующем году начнется реализация нескольких межведомственных проектов. Будут объединяться базы данных ГТК и МНС, ЖКХ и ЗАГСов, Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству и Госкомстата. Такое слияние очень важно, поскольку, по словам Церенова, 80% решаемых государством задач находится на стыке функций различных ведомств. Еще до Нового года будет разработана концепция электронных административных регламентов, без которых невозможно объединение информационных систем различных ведомств. Кроме того, должна быть завершена разработка единой для всех регионов структуры управления. Будут представлены в Госдуму несколько законопроектов, касающихся электронного правительства.

«Технические задачи, касающиеся информатизации деятельности органов власти, сейчас решить не сложно. Для успешной реализации программы «Электронная Россия» в первую очередь необходимо справиться с организационными проблемами и имеющимся сопротивлением. Для этого на федеральном уровне должен быть ответственный человек, с которого можно будет спросить», — заявил Церенов. Пока с какой-либо харизматической фигурой программа «Электронная Россия» не ассоциируется.