Окупают ли себя инвестиции в ИТ-сферу в условиях экономической нестабильности?
Алексей Наволокин призвал как можно скорее переходить на использование Windows XP

Технологии призваны способствовать развитию бизнеса. Мысль не новая, в том или ином виде об этом говорится с высоких трибун представителями ИТ-компаний уже десятилетиями. А ведь желающих опровергать подобного рода утверждения крайне мало.

Правда, в последнее время становится все больше сомневающихся в выводах, казалось бы логично проистекающих из возведенных чуть ли не в ранг аксиом — в силу частого употребления — тезисов. Виной тому продолжающийся глобальный экономический спад (на ситуацию в России он тоже оказывает влияние, хотя и в меньшей степени). Компании вынуждены заниматься реструктуризацией, оптимизировать свои расходы, и все чаще это приводит к сокращению средств, выделяемых на ИТ-инфраструктуру, пусть даже ее поддержание на современном уровне и призвано способствовать развитию бизнеса.

Почему так происходит? Соглашусь с популярной точкой зрения, одна из причин в том, что на фоне стремительного роста мегагерц (а теперь — и гигагерц), миллионов транзисторов на кристаллах, гигабайт на пластину, гигабит на квадратный дюйм и т.п. пользователи перестали ощущать реальный экономичекий эффект, который несет в себе внедрение передовых технологий. Гонки тактовых частот не вчера начали сравнивать со спортивными соревнованиями. Говорить о полном тождестве, конечно, нельзя, но сходств действительно немало, особенно по части эмоций и внешней атрибутики.

В 70-80-е годы прошлого века в советской публицистике часто говорилось о том, что достижения спортсменов на Олимпийских играх способствуют росту производительности труда. До цифр, правда, при этом не доходило. Теперь аналитики уважаемых исследовательских фирм связывают рост производительности труда с инвестициями в ИТ, называя конкретные, притом довольно внушительные цифры.

У меня нет оснований не доверять, скажем, Forrester Research. Данные ее аналитиков свидетельствуют о том, что инвестициями в ИТ-сферу было обусловлено 40-процентное (!) увеличение производительности за последние десять лет. Немного смущает срок давности. Вспомните Internet в начале 90-х, вспомните историю операционных систем с графическими интерфейсами. Есть ли у современной компьютерной индустрии такие же резервы технологического развития?

Помимо гонок гигагерц и гигабайт сегодня нам в виде пищи для размышлений предлагается некое новое качество — беспроводные сети. «Мы вложили 9 млн. долл. в то, чтобы предоставить беспроводной доступ к локальной сети 35 тыс. пользователей. По нашим планам эти вложения должны окупиться в течение 18 месяцев», — заявили недавно представители Microsoft. Чем не пример для подражания?

Беспроводные сети на нынешнем этапе их развития ассоциируются в первую очередь с ноутбуками, усилиями Intel — с ноутбуками на основе технологии Centrino, дебютировавшей в марте этого года. По словам генерального директора представительства Intel в странах СНГ Алексея Наволокина, объем поставок процессоров Pentium M во втором квартале превысил 1 млн. штук, в то время как настольных систем на базе процессоров Pentium 4 с технологией Hyper-Threading было поставлено около 2 млн. «В период с 1998 по 2002 год доля мобильных ПК, использующихся в нашей корпорации, возросла с 20% до более чем 65%», — заявил Наволокин, приводя ИТ-инфраструктуру Intel как пример успешного внедрения беспроводных и мобильных технологий. «По нашим оценкам, один дополнительный час рабочего времени в день, ?набегающий? за счет использования сотрудниками ноутбуков, окупает разницу в совокупной стоимости владения между настольными и портативными ПК», — добавил он. Семнадцатый год подряд Intel неизменно заканчивает с прибылью каждый финансовый квартал.

Нужны ли другие данные, свидетельствующие о том, что внедрять передовые технологии жизненно необходимо? Нужны, иначе картина будет неполной.

Документально подтвержденные капиталовложения корпорации Intel в развитие своей ИТ-инфраструктуры в прошлом году составили 183 млн. долл., почти вдвое превысив показатель 2001 года (100 млн.). Для сравнения: суммарный объем ассигнований в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также в расширение производственных мощностей в этом году, как ожидают в Санта-Кларе, составит 9 млрд. долл. Так какие же технологии в наибольшей степени способствуют развитию бизнеса Intel? Что порекомендовать компаниям других отраслей промышленности в условиях экономической нестабильности — развивать собственное производство, вкладывать средства в научно-исследовательскую деятельность или покупать новые компьютеры и ноутбуки?

Безусловно, Наволокин прав, обращая внимание на слабую защищенность нынешних информационных систем. Хакеры становятся изобретательнее, вирусы — изощреннее, растет ущерб от несанкционированных вторжений и вредоносных программ. По данным калифорнийской компании Computer Economics, объем потерь от вируса LoveLetter составил 1 млрд. долл., от вируса Code Red — 2,6 млрд. долл. По словам председателя совета директоров и генерального директора Symantec Джона Томпсона, вирус Nimda нанес ущерб на сумму 3 млрд. долл. Безопасность — одна из главных причин, делающих модернизацию ИТ-решений необходимой.

Технологии стареют. Даже окупив себя в рекордно короткие сроки, затем они могут стать, прямо или косвенно, причиной немалых убытков. Получается, самой природой ИТ заложена необходимость ускоренного обновления решений на их основе, и медлить с этим никак нельзя. Вот и Наволокин призывает... как можно скорее переходить на использование Windows XP.

Кого должна благодарить редмондская корпорация за подобные призывы? Хакеров? Вирусописателей? Может быть, со временем, особенно с учетом присоединения Intel к проекту Eclipse, таких призывов станет меньше и акценты в них сместятся, хотя бы немного, в сторону программного обеспечения, распространяемого с открытыми исходными кодами? «Наш альянс с Microsoft, операционным системам которой принадлежит около 90% рынка, не меняется, — ответил Наволокин. — Мы продолжаем поддерживать Microsoft, но при этом изучаем возможности выхода на новые рынки. Что касается Eclipse, то этот проект в Intel рассматривают, прежде всего, как трамплин для выхода на рынок высокопроизводительных вычислительных систем».

Окупаемость ИТ — одна сторона медали. Другая — технологии подстегивают новые затраты. Что это? Вечный экономический двигатель? Очередная финансовая пирамида, которая рано или поздно рухнет? Замкнутый круг? Что получится, если из него выйти? Можно попробовать, но сначала подумайте о том, чем это может грозить. О последствиях, предсказуемых и не очень.