Гордон Мур корректирует закон, названный его собственным именем
Гордон Мур: «Мне трудно представить себе обстоятельства, при которых стал бы целесообразным немедленный отказ от x86»

В июле корпорация Intel отпраздновала свое 35-летие. Около 200 сотрудников собрались на лужайке около кампуса в Санта-Кларе, чтобы отметить годовщину закладкой памятной капсулы. В ней среди прочего находились такие предметы, как процессор Itanium 2, палочки для еды, дарованные дочерней компанией Intel из Малайзии, а также экземпляр журнала Time с фотографией соучредителя и председателя совета директоров Intel Энди Гроува на обложке. Присутствовал на церемонии и другой основатель Intel — Гордон Мур. Он был генеральным директором компании с 1975 по 1987 год, но больше известен как автор знаменитого закона Мура, который предрекал удвоение числа транзисторов на кристалле процессора каждые два года. Сегодня Гордону Муру отведена роль почетного председателя совета директоров Intel. Мы беседуем с ним о том, будут ли еще использоваться x86-совместимые процессоры, когда через 15 лет памятная капсула будет выкопана.

Как долго будет действовать закон Мура?

Закон работает с 1965 года (когда он был сформулирован), потому что с той поры и до настоящего времени все еще есть возможность постоянного уменьшения размеров изделий. Но ведь любая материя состоит из атомов, существуют физические пределы для уменьшения размеров транзисторов на кристалле. Квантомеханические эффекты заметны уже на выпускаемых сейчас изделиях. Думаю, у себя в Intel мы сможем следовать выбранному пути, создавая еще два-три поколения процессоров. Потом нужно будет что-то менять.

К примеру, мы можем выпускать чипы большего размера, тем самым увеличивая и количество транзисторов. Конечно, темпы роста при этом будут уже не такими захватывающими, как прежде. Вместо двухлетнего цикла удвоение числа транзисторов будет происходить каждые четыре года. Но все равно даже такие темпы роста останутся практически беспримерными. Наверное, они будут снижаться, но это зависит от факторов, которые трудно поддаются прогнозированию, от ситуации на рынке, например. Ведь темпы роста в любой области во многом зависят от инвестиций. Растущий рынок обеспечивает больше возможностей для увеличения капиталовложений, чем рынок, переживающий стагнацию. Я все-таки верю, что рынок будет расти.

Хорошо, допустим, удвоение числа транзисторов будет происходить каждые четыре года, но откуда взять резервы для этого?

Как я уже сказал, можно просто выпускать чипы большего размера, тем самым увеличивая количество внутренних элементов. Но это не единственный путь. Наши возможности далеко не исчерпаны. Дайте инженерам бюджет, рассчитанный на разработку процессора с миллиардом транзисторов, поручите им разработать что-то полезное, и у них появится простор для маневра.

Архитектуре x86 уже четверть века. Как вы считаете, долго ли она еще просуществует?

В действительности она развивается уже более 25 лет. Мы очень много в нее внесли за это время, стараясь учитывать достижения разработчиков компьютерных архитектур и результаты академических исследований. Да, она несет в себе элементы прошлого, но в наличии этого багажа есть и положительные моменты. «Багаж прошлого» позволяет нам работать со старыми, «историческими» приложениями, и на самом деле это важно. Я думаю, что эта архитектура просуществует еще много лет. Мне трудно представить себе обстоятельства, при которых стал бы целесообразным немедленный отказ от x86. Разве что если бы кто-то создал полностью аппаратно-независимое программное обеспечение, тогда — может быть. Но тогда вам все равно придется преобразовывать десятки тысяч старых программ, огромное наследие прошлых лет. Думаю, что этого не случится.

В отличие от x86 архитектура Itanium не слишком зависит от пласта существующего программного обеспечения — она ориентирована на большие машины. Itanium может выйти и на уровень настольных систем, если люди захотят. Однако я отношусь к этому немного скептически. Поживем — увидим.