Компания «МТУ-Интел» о перспективных направлениях рынка Internet-услуг в России
Хачатур Арушанов за год радикально изменил свою позицию: от полного неприятия выплат производителям информации до призыва к их финансовой поддержке

Компания «МТУ-Интел» провела 15 мая на выставке «Связь-Экспокомм 2003» серию круглых столов, посвященных перспективным направлениям развития бизнеса провайдеров в России. Сама компания, по словам Николая Репина, ее генерального директора, будет концентрировать внимание на дополнительных услугах. К ним можно отнести и телевизионные программы, вещаемые через Internet, и продажу различной мультимедийной информации, и развитие точек радиодоступа в общественных местах.

Телевидение через Internet

«МТУ-Интел» объявила о заключении партнерского соглашения с компанией РБК об открытии телевизионного бизнес-канала, который называется «РБК-ТВ». Клиенты «МТУ-Интел» смогут подписаться на этот канал и получать его передачи на свои телевизоры и компьютеры через DSL-соединение. Оплачиваться эта услуга будет не помегабайтно, как это принято у «МТУ-Интел», а предлагается взимать абонентскую плату за пакет услуг. Финансовая сторона проекта пока находится в разработке, но, по данным «МТУ-Интел», около 40% из их 10 тыс. пользователей уже заинтересовались новой услугой.

Компания РБК называет «РБК-ТВ» первым российским деловым каналом, противопоставляя его традиционным телеканалам социальной направленности. Программа канала разбивается на три блока: утренний канал делового человека (с 6:00 до 10:00), основной дневной блок, состоящий преимущественно из финансовых новостей (до 18:00), и вечерняя подборка аналитических материалов и программ. В основном блоке передаются новости с бирж: 36 выпусков деловых новостей и 10 ежедневных передач. Для подписчиков «МТУ-Интел» будут доступны дополнительные материалы, отснятые сотрудниками телекомпании, но не попавшие в основной поток. Они делятся на темы: отраслевые новости, обзор законодательства, репортажи с выставок и конференций и т.д.

Передача видеосигнала построена по технологии широковещательной рассылки информации и базируется на решениях компании Kasenna. В качестве платформы для распространения видео используется Kasenna MediaBase XMP. Эта платформа обеспечивает подготовку видеоматериалов, их распространение по технологии широковещательной рассылки, создание локальных видеобиблиотек и демонстрацию мультимедиа на телевизорах и компьютерах. Телевизионный канал «РБК-ТВ» занимает полосу пропускания около 3,5 Мбит/с, то есть значительную часть всего DSL-соединения. Дополнительные мультимедийные материалы, снабженные текстовыми комментариями, будут распространяться из локальных библиотек, куда поступают в фоновом режиме.

Как продавать контент

В продолжение темы мультимедийных Internet-услуг «МТУ-Интел» провела круглый стол, на котором обсуждались взаимоотношения между провайдерами и поставщиками информации. Его компания проводит уже второй год, и если в прошлый раз среди приглашенных были в основном провайдеры, то сейчас акцент сместился в сторону «информационщиков». Впрочем, граница между провайдерами и поставщиками контента начинает размываться, поскольку последние заводят дружественных провайдеров. Так, холдинг «Рамблер» создал компанию-провайдера «Рамблер-телеком», а в холдинге e-Style, куда входит «Кирилл и Мефодий», есть также и провайдер e-Style ISP. Видимо, это связано с тем, что «друзья контента» начинают торговать трафиком своих партнеров, получая под этот бизнес разрешение в виде лицензии на предоставление телематических услуг.

По оценкам Дениса Калинина, директора «Рамблер-Телеком», при наличии бесплатного телевидения лишь около 1% его клиентов будут платить деньги за дополнительные услуги. То есть потенциальный рынок для интерактивного телевидения составляет 50 тыс. человек. Части из этих людей можно предложить телевидение через Internet. Кроме того, Internet дает возможность телеканалам получить клиентов даже в тех районах мира, где организовывать эфирное вещание просто экономически невыгодно. Можно сказать, что для телекомпаний Internet является наиболее дешевым способом выхода на рынок или доставки узкоспециализированной телевизионной продукции. Впрочем, пока рынок Internet-телевидения еще не сформировался, и наиболее эффективной моделью ведения бизнеса в Сети является рекламная модель. Тем не менее Хачатур Арушанов, директор медиа-проектов «МТУ-Интел», призвал всех провайдеров поддержать их инициативы.

Уже начали появляться проекты, аналогичные «РБК-ТВ», в которых информация продается клиентам отдельных провайдеров в качестве дополнительной услуги. Впрочем, возможна и другая схема получения денег, которую использовала компания «Кирилл и Мефодий». Она закрыла бесплатный доступ к своему мультимедийному ресурсу vip.km.ru. Заплатить может либо сам человек, либо его провайдер. Лично оплачивать услуги (10 долл. в месяц) будут, видимо, в основном зарубежные пользователи Internet, в России предполагается собирать деньги с провайдеров. За два месяца коммерческой эксплуатации vip.km.ru уже заключено девять договоров с провайдерами и еще более 50 контрактов готовится.

«Горячие пятнышки»

Именно так буквально переводится столь модное сейчас понятие Hot Spots (зоны радиодоступа в общественных местах). Этот рынок активно развивается. Так, компания Intel представила технологию Centrino со встроенной поддержкой радиодоступа по технологии 802.11b. Провайдеры, пытаясь оседлать волну интереса к публичному радиодоступу, начали исследования потенциала данного рынка. Уверенность в успешном его развитии базируется на заверении министра связи и информатизации Леонида Реймана, который пообещал не чинить препятствий для развития этой технологии. Не осталась в стороне и «МТУ-Интел», проведшая по данной теме круглый стол, на котором обсуждались перспективы развития рынка локального радиодоступа, а наибольший интерес был проявлен к организации зон публичного радиодоступа.

Однако у нас рынок устройств локального радиодоступа развит слабо. По данным Петра Кочегарова, технического директора компании Comptek, в России 95% радиодоступа приходится на соединение сегментов радиосетей мобильных операторов. Проблема с локальным доступом заключается в том, что до прошлого года для его организации нужно было пройти ту же процедуру выделения и согласования частотных присвоений, что и для сетей уличного доступа. Компаний, которые решились пройти этот путь для офисного использования радиодоступа, оказалось немного. Существующие сейчас проекты базируются на постановлении Минсвязи о заявительном порядке внутриофисного использования радиодоступа в диапазоне 2,4 ГГц. Однако вопрос о том, являются ли услуги общественного доступа внутриофисным использованием радиодоступа, пока остается открытым. Вопрос этот не праздный, поскольку Минсвязи, в теории, должно контролировать качество любых коммерческих услуг связи. В общем же на этом направлении развития бизнеса провайдеров, похоже, намечаются наиболее интересные и радикальные перемены.