О состоянии кадрового потенциала рынка программного обеспечения

В числе ключевых проблем, тормозящих развитие ИТ-рынка, Елена Познякова, гендиректор агентства «Коннект Персонал», называет дефицит квалифицированных специалистов (и связанные с ним вопросы обучения) с одной стороны, и избыток персонала невысокой квалификации с другой.

Самая многочисленная группа на кадровом рынке — программисты и системные администраторы низкой квалификации или с незначительным опытом работы, а также выпускники российских технических вузов. Предложение по этим категориям персонала превышает спрос в несколько раз и растет с каждым годом, так как формально место системного администратора можно занять после прохождения учебных курсов.

По мнению аналитиков Kelly IT Resources, сохранение значительного превышения нетрудоустроенных специалистов над спросом связано с ухудшением конъюнктуры данного сектора и снижением активности ИТ-компаний в конце 2000 года, а также с понижением активности инвесторов, вкладывавших средства в Internet-разработки и офшорное программирование.

При падении спроса на разработчиков программного обеспечения почти вдвое, наблюдается рост потребности в специалистах по поддержке пользователей, минимум на 25-30%. Последние два года не хватает высококвалифицированных специалистов в области анализа бизнес-приложений, системного и сетевого программирования, разработки встроенных систем.

Практика «Коннект Персонал» показывает, что сегодня трудно найти квалифицированных консультантов по поддержке MBS Axapta, MBS Navision и других ERP-систем. Их малочисленность в совокупности с ростом спроса ведет к повышению уровня заработков: в российских компаниях консультанты в среднем получают около 1 тыс., а в западных от 1,5 тыс. долл. в месяц.

Как считают в Kelly IT Resources, недостаток специалистов по автоматизации бизнес-процессов, по ERP-системам, и в особенности по SAP R/3, скоро будет ощущаться не столь остро. Он связан с началом внедрения в 2001 году ERP-систем многими западными и крупными российскими фирмами. Готовых специалистов по западным информационным системам в России мало, стоимость обучения по SAP очень высока, поэтому большинство предприятий пошло по пути создания собственных групп внедрения с минимальным привлечением внешнего консалтинга (свой специалист обойдется в 4-5 раз дешевле). Сейчас эти начинания близятся к завершению, высвобождая профессионалов, готовых приступить к следующему проекту.

Студенты и мигранты

Основными источниками пополнения кадрового потенциала отрасли служат вузы и миграция специалистов из других стран, регионов и сфер бизнеса. Например, софтверный рынок Санкт-Петербурга по данным рекрутингового агентства «Аркадия++», ежегодно пополняют около 2 тыс. выпускников 8-10 здешних университетов и вузов, примерно 400 человек, получивших второе высшее образование, или окончивших серьезные курсы по ИT-специальностям. Из США, Западной Европы, Израиля и Скандинавии, начиная с середины 2002 года, в Санкт-Петербург вернулись не менее 200 российских специалистов, при этом отток на Запад сегодня практически равен нулю. Миграция из других городов России дает 200-300 человек в год, приток специалистов из стран СНГ оценить труднее, но сейчас это не менее 200 человек, что в 2 раза больше прошлого года. На московском рынке региональные кадры тоже частично компенсируют дефицит профессионалов высокого уровня, но, по словам Позняковой, недоверие к ним со стороны работодателей сохраняется.

Кроме того, на софтверном рынке всегда присутствуют специалисты, не привязанные к одной конкретной компании, работающие удаленно, и/или «многостаночники».

Внутригородская миграция разработчиков ПО и тестировщиков, составлявшая в начале 2002 года 2-3% от общей численности сотрудников Санкт-Петербургских компаний-разработчиков, выросла в этом году как минимум вдвое. Гендиректор агентства «Аркадия++» Юрий Иванов считает, что это вызвано группой факторов, в том числе уменьшением объемов западных заказов и перемещением их части во вновь образуемые компании, отказом от использования «дешевых» ресурсов в «продвинутых» организациях, а также повышением статусной самооценки программистов.

Самооценка повысилась не беспочвенно: несмотря на распространенное мнение, что программисты не любят учиться, средний уровень подготовки разработчиков в последнее время вырос. По мнению Иванова, это произошло в основном за счет самообразования, равнения на лидеров, благодаря обмену информацией на уровне профессиональных сообществ (новостных групп и форумов программистов), а также с ростом технологичности самих ИT-компаний. Все большее количество работников стремится получить документальное подтверждение своей квалификации: Kelly IT Resources отмечает рост доли сертифицированных специалистов.

Вместе с тем увеличился и порог «покидания» компании квалифицированными специалистами в связи с переходом в другую фирму, то есть возросла плата за риск потерять стабильную, но со средним заработком работу. Если раньше, по данным «Аркадии++», этот порог составлял примерно 100 долл., а официальная зарплата практически не принималась в расчет, то сейчас он достигает 200-300 долл. плюс большая часть «белой» зарплаты, которая стала одним из важных мотивов при смене места работы.

Наряду с ростом окладов наращивается и «социальный пакет». В частности, набирает популярность способ удержания перспективных работников или ключевых персон, занятых на долговременных проектах, с помощью кредитов. Кредиты ИТ-компаний выдаются, в первую очередь, на покупку жилья, кроме того, появились кредиты на оплату образования в России и даже за рубежом.


Золотник становится дорог

Если раньше, по данным агентства «Аркадия++», порог «покаидания» компаний составлял примерно 100 долл., а официальная зарплата практически не принималась в расчет, то сейчас он достигает 200-300 долл. плюс большая часть «белой» зарплаты, которая стала одним из важных мотивов при смене места работы