Во многом благодаря российским торговым маркам ноутбуки становятся все более доступными
Андрей Хороненко: «Все ноутбуки iRU проходят тестирование в термокамере в течение 15 часов»

Минул год с тех пор, как на российском рынке ноутбуков появились две новые торговые марки — iRU и MaxSelect. Много это или мало? Для того чтобы увидеть изменения на рынке, связанные, целиком или частично, с появлением новых марок (основное — портативные компьютеры стали более доступны по цене, как следствие, растут объемы продаж), — уже достаточно. Но маловато для того, чтобы новички составили серьезную конкуренцию признанным лидерам рынка — Toshiba и Rover Computers.

Toshiba — лидер мирового рынка портативных ПК, ее объема продаж ноутбуков хватает на то, чтобы периодически вклиниваться в первую пятерку сборщиков ПК во всем мире (с учетом настольных систем). RoverBook — первая марка «отечественных» ноутбуков. Выпускаются они с 1995 года, в настоящее время — под эгидой компании Rover Computers.

Все без исключения «отечественные» ноутбуки и КПК родом из Юго-Восточной Азии, RoverBook — не исключение. В России, как правило, осуществляются лишь «досборка» (ноутбуков, но не КПК), «доукомплектация» и «переупаковка». Звучат эти «термины», возможно, несколько непривычно, зато суть происходящего делают понятной. Посему большой разницы между ноутбуками российских торговых марок нет — слишком многое зависит в их производстве от азиатских сборщиков. А там тоже действуют законы конкуренции. Ассортимент комплектующих одинаково доступен всем, ценами тоже особо не поиграешь — возможностей для оперативного маневра не так уж много. Это не означает их полное отсутствие, однако с потребительской точки зрения продукты более-менее равны, что, кстати, подтверждается результатами тестов в независимых лабораториях.

Разница, конечно, может проявиться в условиях и особенно в качестве гарантийной и постгарантийной поддержки. Сервис на рынке ноутбуков очень важен, и именно поэтому год — очень небольшой срок для того, чтобы новая торговая марка успела себя зарекомендовать. За год компания «НКА Групп», которой принадлежит торговая марка iRU, успела сформировать сервисную сеть из 25 авторизованных центров в 21 российском городе. Это, пожалуй, одно из наиболее весомых ее достижений. Теперь пользователи могут оценить сервисную сеть iRU в работе, но для того, чтобы эта оценка была адекватной, необходимо время.

Конечно, можно поискать отличия и в производстве ноутбуков, даже в той его заключительной стадии, которая осуществляется в России. Вряд ли отличий будет много. Особенно в том случае, если эти производства сертифицируются по международным стандартам ISO. Кто-то успевает получить заветный сертификат раньше, затем в течение некоторого времени пользуется конкурентным преимуществом. Потом оно исчезает. К примеру, производство портативных компьютеров RoverBook было сертифицировано по стандарту ISO 9001 в 2000 году, а ноутбуков iRU — в феврале нынешнего года. Разбираться, как предлагают некоторые представители фирм, кто из производителей купил себе сертификат, а кто «заработал честным трудом», может, и интересно, но вряд ли возможно. Конечно, наличие производства, сертифицированного по стандарту ISO, укрепляет имидж торговой марки, особенно на корпоративном рынке. Но не менее важны (и не только в отношении имиджа) проверенные временем партнерские связи, подобные тем, которые существуют, скажем, между Rover Computers и Mitac. Благодаря многолетнему тесному взаимодействию и большим объемам поставок у российской фирмы появилась возможность выступать в роли не только заказчика, но и разработчика ноутбуков. Та же «НКА Групп», по словам технического директора этой фирмы Андрея Хороненко, подобной возможности пока лишена.

Все отечественные «держатели ноутбучных марок» стараются быть в курсе последних веяний моды. В частности, модели на основе технологии Centrino с поддержкой беспроводных сетей Wi-Fi предлагают Rover Computers, «НКА-Групп», «Атлантик Компьютерс» (торговая марка MaxSelect) и Nexus (торговая марка Bliss). То, что одни представили свои модели еще в марте (как, например, Bliss 501C), одновременно с выходом в свет процессоров Pentium M, в то время как другие решили немного подождать (MaxSelect TravelBook Z4), вряд ли существенно.

По оценкам «НКА Групп», доля ноутбуков российских торговых марок на отечественном рынке к концу этого года должна достичь 50%. Для себя «НКА Групп» ставит цель на 2003 год завоевание 10-15% российского рынка ноутбуков. Такой же результат (12-15%) год назад компания планировала достичь уже к нынешнему лету. Однако, по признанию представителей «НКА Групп», вряд ли этого удастся добиться. По итогам первого квартала 2003 года, даже согласно собственным оценкам «НКА Групп», ноутбуки iRU занимали 6,4% рынка. А впереди, как обычно, Toshiba и Rover Computers.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями