Эта концепция предполагает сквозное моделирование процесса производства

Концерн DaimlerChrysler развертывает работы по «оцифровке» всех своих производственных процессов, по завершении которых должно произойти 30-процентное сокращение длительности общего производственного цикла. На проект выделена, по скромным оценкам, «восьми-, а то и девятизначная сумма».

Третий по величине мировой автогигант анонсировал концепцию «цифровой фабрики» во время симпозиума North American Innovation Symposium. По словам Сьюзан Унгер, старшего вице-президента и директора по информационным технологиям DaimlerChrysler, она предполагает моделирование всего развертываемого процесса производства — от подготовки чертежей до сборки на поточных линиях до того, как «будет уложен первый кирпич».

Продажи DaimlerChrysler в 2001 году составили 136 млрд. долл. В концерне предполагают, что к 2005 году все работы по планированию, проектированию и управлению текущими операциями всех производственных мощностей во всем мире будут вестись при помощи программных средств моделирования и визуализации компании Dassault Systemes.

В DaimlerChrysler предполагают, что к 2005 году все работы по планированию, проектированию и управлению текущими операциями всех производственных мощностей во всем мире будут вестись при помощи программных средств Dassault Systemes

Пилотная программа уже работает на заводе Mercedes на выпуске машин класса S. Здесь используются CATIA, разработанная Dassault система автоматизированного проектирования и поддержки производства, а также инструментарий «виртуального производства», разработанный ее подразделением — компанией Delmia. В DaimlerChrysler уже «до некоторой степени» внедрена цифровая система планирования производства, одновременно со строительством завода Mercedes-Benz для выпуска машин класса A и завода по производству двигателей. Кроме того, предприятие в США, на котором собирается джип Liberty, проектировалось с нуля с использованием инструментов моделирования.

Концепция «цифровой фабрики» DaimlerChrysler отражает общую тенденцию отрасли. Аналогичные проекты развивают и другие ведущие производители автомобилей, в том числе General Motors, Ford Motor и Toyota Motor, заметил Джек Мейнард, аналитик Aberdeen Group. «Они стараются проделать максимум работы на стадии проектирования в электронной форме, так как вносить изменения в электронные модели значительно дешевле, нежели в физические прототипы», — подчеркнул Мейнард. Он также добавил, что сумма, упомянутая Унгер, отнюдь не является неслыханной, — другие производители выделяют на эти цели примерно столько же. «Развертывание подобной системы обходится дорого, зато производство в расчете на каждую машину будет стоить гораздо дешевле», — пояснил Мейнард, по оценкам которого использование инструментов моделирования и проектирования сможет сократить производственный цикл на 20-30%.

Унгер подчеркивает преимущества, которые может дать «цифровая фабрика», включая повышение качества и оптимизацию потоков работ. Используя сложные инструменты проектирования и производства, конструкторы DaimlerChrysler до начала фактического производства смогут определить, подходят ли те или иные детали к той или иной машине, как это планировалось, или придется менять точки сварки и тому подобное. Это позволит избежать внесения дорогостоящих изменений в производственные процессы после начала производства.

В феврале 2002 года DaimlerChrysler начала применять концепцию «цифровой фабрики» в строительстве завода по производству двигателей для корпорации Mitsubishi. Используя цифровой инструментарий проектирования и планирования расположения производственных помещений, концерн смог сократить сроки строительства примерно на 30%, а затраты в пересчете на квадратный метр площади — на 10%, сообщила Унгер, добавив, что компания никогда бы не вложила средства в ИТ-проект, если бы не ожидала высокой отдачи.

Помимо работ, связанных с «цифровой фабрикой», DaimlerChrysler недавно заменила суперкомпьютер, применявшийся для проектирования новых моделей автомобилей, кластером из 108 рабочих станций IBM на базе процессоров Intel под управлением ОС Red Hat Linux. Сеть распределенных вычислений (grid), созданная в рамках этого проекта, начатого несколько месяцев назад, обеспечила 20-процентное повышение производительности по сравнению с суперкомпьютером при 40-процентном снижении затрат.