По мере смены ориентиров в области интеграции инструментальные средства и технологии, призванные решать эти вопросы, также развиваются и претерпевают определенные изменения. В результате технология интеграции постепенно перестает представляться чем-то из области черной магии, как это было еще совсем недавно.

По оценкам аналитиков IDC, рынок интеграционного инструментария масштаба предприятия (Enterprise Integration Software, EIS) вырос с 1999-го до 2000 года на 88%
В один прекрасный день в ИТ-отрасли появились интеграторы — специалисты, которые знали, как заставить ПО разных производителей работать в рамках одной и той же системы. Но со временем термин «интеграция систем» фактически перестал употребляться в этом значении. Растущая потребность части отрасли в новой аббревиатуре привела к появлению термина EAI (Enterprise Application Integration) — «интеграция приложений предприятия».

Впрочем, как бы вы это ни называли, речь идет об одном и том же — о процессе интеграции множества приложений, которые были разработаны независимо друг от друга, возможно, используют несовместимые технологии и обладают независимыми средствами управления.

EAI предусматривает консолидацию и координацию работы компьютерных приложений, установленных на предприятии. Возможно, для этого потребуется выработать новое, более полное представление о бизнесе предприятия и его приложениях, понять, в какой степени имеющиеся приложения соответствуют этому новому представлению, и определить пути эффективного использования уже существующих программ при добавлении новых приложений и данных.

В конце 90-х годов все это привело к созданию новых форм, которые поддерживались крупными консалтинговыми компаниями и известными производителями программного обеспечения. Они предлагали «всеобъемлющие» решения, которые зачастую оказывались чересчур громоздкими, иногда неэффективными и, как правило, весьма дорогостоящими.

По оценкам аналитиков IDC, рынок интеграционного инструментария масштаба предприятия (Enterprise Integration Software, EIS) вырос с 1999-го до 2000 года на 88%. Несмотря на то что из-за неблагоприятных экономических условий в последующие пять лет предсказывается замедление темпов развития, в период до 2005 года они все равно будут превосходить средние показатели отрасли ПО: по прогнозам IDC, средние темпы ежегодного роста будут находиться на уровне 44%. В Gartner также предсказывают весьма значительный рост. Объемы продаж на мировых рынках интеграции приложений, программного обеспечения промежуточного слоя и порталов увеличатся с 5,1 млрд. долл. в 2001 году до 10,5 млрд. долл. в 2006-м.

Так же, как и в IDC, аналитики Gartner уверены в необходимости интеграции корпоративных приложений как внутри области действия межсетевого экрана, так и при организации взаимодействия с партнерами через Internet. Технологии интеграции способны помочь компаниям контролировать расходы и основные бизнес-процессы.

Крупные компании (например, телекоммуникационные операторы) обнаруживают, что им неизвестно, сколько денег должны им клиенты в конце месяца. Эта информация собирается с помощью 20-30 различных приложений, поэтому возникает необходимость в их интеграции.

«Системные интеграторы не стремятся досконально разобраться в особенностях различных технологий и продуктов и не предлагают никаких уникальных решений, — отмечает директор компании TurnAround Solutions Стивен Уильямс. — Зачастую они набирают себе сотрудников из крупных организаций, консалтинговых фирм и аутсорсинговых компаний. Покупатели ИТ начинают осознавать необходимость привлечения специалистов, обладающих высокой степенью компетентности, особенно в ключевых областях, таких как хранилища данных, системы информационной безопасности и разработка приложений. Все это заставляет их отдать предпочтение системным интеграторам, имеющим соответствующих специалистов».

Кевин Макисаак, ведущий аналитик компании Meta Group, заметил, что в области EAI наиболее вероятен успех тех производителей, которые не только предлагают полный набор программных средств промежуточного слоя, но и готовы подкрепить его сопутствующими услугами настройки и внедрения.

Однако директор по маркетингу отделения PeopleSoft в Азиатско-Тихоокеанском регионе Рэй Клосс не разделяет этой точки зрения: «Сегодня мы становимся свидетелями настоящего возрождения небольших системных интеграторов. В конце 90-х в моду вошли серьезные интеграционные проекты. Практически любая крупная компания пыталась реализовать в этот период дорогостоящий, иногда многомиллионный проект, предусматривающий полное перепроектирование серверного приложения под новую программную среду. Многим из них это действительно было нужно, и некоторые добились успеха, но при этом ресурсы отдельных компаний были истощены. Поэтому сейчас предприятия пытаются найти ?точечное? решение, которое позволит устранить имеющиеся трудности, может быть реализовано за разумное время и отразится на ведении бизнеса до начала очередных внутренних преобразований. Рынок стал весьма прагматичным. Клиенты хотят видеть какие-то реальные ценности, им импонирует седина консультантов, выполняющих работу, и решения, которые направлены на достижение конкретных целей, приносящих реальный выигрыш».

Впрочем, Клосс предупреждает, что все прогнозы относительно грядущего бума Web-служб могут оказаться преждевременными: «Существуют определенные различия между тем, о чем говорят аналитики, и тем, чем на самом деле занимаются клиенты. Людей интересует поддержка Web-служб нашими продуктами, поэтому мы обязаны иметь данные технологии, но мы пока не видим, чтобы пользователи их внедряли».

Джон Энларго, директор компании SI2, которая специализируется на управлении проектами, утверждает, что в сфере EAI наблюдается отток клиентов от консалтинговых компаний и поставщиков программных продуктов. Это обусловлено неспособностью многих из них предложить действительно важные для конкретного бизнеса решения.

Партнеры разработчиков и ведущие консультанты успешно доказывают клиентам выгоды от реализации изменений (в том числе в проектах по внедрению ERP и CRM), но их специализация ограничена уровнем стратегических консультаций.

У поставщиков программного обеспечения реализация проектов вызывает слишком много головной боли. После продажи продукта они не получают живых денег, поэтому все усилия клиента, стремящегося добиться по-настоящему эффективного внедрения, должны быть направлены на отвлечение поставщика от гораздо более выгодной для него продажи дополнительных лицензий новым клиентам.

«Небольшие и средние интеграторы сегодня вполне способны заниматься крупными проектами, используя уже готовую и вполне зрелую технологию, — подчеркнул Энларго. — Крупные производители ERP-систем за счет использования XML-служб имеют возможность извлечь дополнительную выгоду из своих продуктов, предоставляя мелким игрокам возможность сглаживать острые края при помощи этой технологии».

По словам Энларго, за последние два года цены на решения EAI упали. Причиной этого является давление со стороны крупных производителей, а также широкое распространение языка XML и связанных с ним средств управления и обмена сообщениями. Мечта о доступном всем интерактивном взаимодействии в конечном итоге станет реальностью и откроет небольшим игрокам дверь на новые для них рынки.


EAI: Большие ожидания

На абстрактном уровне интеграция означает возможность совместного использования накопленных знаний системами планирования, обработки и анализа, а также организации информационного обмена между различными компонентами и потоками процедур. Эволюция ожиданий и связанных с этим требований к системной архитектуре оказывает заметное влияние на характер тех решений, которые предлагаются в данной области. Развитие промышленных стандартов (или общепринятых технологий) позволило нам рассматривать отдельные низкоуровневые компоненты «технической» интеграции в качестве обычных потребительских товаров или услуг. Основным средством решения всех проблем интеграции стал язык XML. Однако конечно, только его одного недостаточно, чтобы взойти на информационный Олимп.

Понимание того, что технология XML сама по себе не может быть абсолютно универсальным и законченным решением (поскольку она не дает ответов на вопросы, кто определяет маршрутизацию, кто описывает метаданные и пр.), ведет к появлению большого количества организаций, занимающихся стандартами.

Какой стандарт XML вы хотели бы использовать сегодня? Многие специализированные отраслевые и горизонтальные рынки диктуют свои форматы и схемы для всех компаний, работающих на этих рынках, но что делать, если участники двух рынков хотят наладить взаимодействие друг с другом? Похоже, мы возвращаемся к тем дням, когда представление информации в интересах клиента и разработка программ для него означали объединение различных систем на каких-то компромиссных условиях.

Все технологии, которые мы сегодня видим на рынке, предлагают какие-то практические решения, упрощающие интеграцию. Однако обещанные горизонты во многом еще не изучены, если речь идет об истинном управлении процессами, которое является отражением реального бизнеса. Он меняется с течением времени, сулит разные перспективы каждому из участников. Реальный бизнес не всегда в достаточной степени понимают даже те, кто осуществляет управление им.

И здесь организациям, которые предоставляют клиентам различные услуги, отводится очень важная роль. В данном случае значение имеют не только знания, но и опыт, а также умение делать нужные выводы. Иногда достаточно просто позвонить по телефону, чтобы узнать, в какую сторону следует двигаться дальше. Речь идет также о приобретении опыта в тех областях, о которых вы не имеете полного представления.

Ключевая роль разработчиков технологий заключается в том, чтобы предоставить общую конструкцию для получения, хранения и совместного использования информации об интеграции при возникновении потребности в таких сведениях. Упорядочив свои собственные системы, вы сможете инициировать процесс интеграции с основными клиентами или поставщиками.

— Филип Меррик, Channel X, Австралия


Интегрируем?

Результаты опроса 500 читателей еженедельника Infoworld «какой процент корпоративного бюджета ваша компания намерена потратить на интеграцию приложений в ближайшие 12 месяцев»