На конференции в Дублине заказчики поделились опытом комплексного использования решений НР
Джон Савилл: «Лидерство на трассе невозможно без опоры на прочный фундамент высоких компьютерных технологий»

Какой должна быть информационная инфраструктура современного предприятия? Гибкой, распределенной, масштабируемой, надежной, построенной на открытых стандартах и защищенной от вторжений злоумышленников, способной эволюционировать вместе с развитием технологий, а главное, адекватно отвечающей потребностям бизнеса компании. Все эти характеристики очевидны, но слишком общи. Их можно наполнить реальным содержанием, если приглядеться к опыту реального бизнеса в деле построения своей ИТ-инфраструктуры. На конференции, проведенной в январе НР Business Computing Organization EMEA в Дублине, заказчики поделились своим опытом комплексного использования технологий и услуг НР.

Чтобы выявить приоритеты в вопросах управления и поддержки информационных систем для бизнеса, компания SWR Worldwide по заказу НР провела опрос среди трех сотен ИТ-менеджеров предприятий в Германии, Франции и Великобритании. Исследование показало, что на первое место выходят такие требования к ИТ-инфраструктуре, как эффективное предотвращение простоев, качество поддержки критически важных решений, гарантии доступа к данным с разных устройств, в том числе удаленных и мобильных, и безопасность информационной среды. В НР утверждают, что продвигаемая компанией стратегия Awlays-On Internet Infrastructure (AOII) позволяет выполнить все эти требования.

AOII — это четыре базовых принципа организации ИТ-инфраструктуры: эффективное архитектурное решение; централизованное и проактивное управление; динамическая оптимизация; возможность развития с наибольшей пользой для компании.

Практическую реализацию этих принципов проиллюстрировали выступления представителей известных мировых компаний, в которых внедрены решения от НР.

Avaya и HP OpenView

Avaya, поставщик сетевых технологий и услуг, осенью 2000 года выделилась из Lucent Technologies. Одной из наиболее серьезных задач на тот момент оказалась централизация всех функций управления ИТ-инфраструктурой новой компании. Вместо множества специализированных групп по поддержке информационных систем, как это было в Lucent, была сформирована единая команда Service Technology Management — своего рода внутренний поставщик услуг, отвечающий за нормальную работу всех компонентов ИТ-инфраструктуры во всех подразделениях компании.

«Нашим клиентом является ИТ-сообщество Avaya, члены которого, в свою очередь, обслуживают конечных пользователей — служащих компании», — отметил Жан-Филипп Дрей, старший специалист по системной архитектуре Lucent SMT. Мониторинг и управление ИТ-инфраструктурой компании решено было сосредоточить в глобальном центре Infrastructure Operations Centre. В качестве платформы для построения IOC была выбрана система НР OpenView, модули которой развернуты на двух кластерах MC/ServiceGuard на базе серверов НР 9000 с использованием дисковых подсистем SC10. Кроме того, подразделение НР Consulitng оказало помощь Avaya в планировании работ по созданию центра и обучению специалистов.

Почему OpenView? Перед SMT были поставлены три задачи — получить единую платформу для контроля за всем многообразием сетей, систем, приложений и информационных услуг в Avaya; предупреждать проблемы, прежде чем они возникнут; предоставлять своим клиентам ИТ-ресурсы как бизнес-услуги, а не как отдельные технологические элементы. Этих целей позволяет добиться OpenView. Система поставляется как набор интегрированных модулей, причем заказчик сам выбирает необходимые для себя компоненты и имеет возможность в дальнейшем дополнять и развивать свое решение. Интеграция компонентов обеспечивает единую платформу управления, разнообразные модули охватывают функции мониторинга за всеми необходимыми типами информационных ресурсов. Модуль ServiceDesk реализует принципы управления ИТ-услугами (ITSM — IT service management), среди которых подход, предусматривающий принятие превентивных мер к разрешению проблем. В системе накапливается и анализируется информация о причинах часто повторяющихся ошибок, что позволяет предотвращать их до появления, более того, оптимизировать инфраструктуру с целью ликвидации проблемных ситуаций. Главная же идея ITSM — превратить управление ИТ в процесс предоставления пользователям тех услуг, которые необходимы для реализации бизнес-процессов компании.

Ориентация на предоставление ИТ-услуг — отличительная особенность OpenView. Продвигать принципы ITSM в своем семействе инструментов управления HP начала с 1997 года, поэтому сейчас, когда рынок по-настоящему созрел для их широкого распространения, компания оказалась во всеоружии. По словам Берхарда Хаберстроха, менеджера европейского отделения НР Software and Solutions Organization, большинство аналитиков ставят программное обеспечение НР на первое место по уровню реализации сервис-ориентированного управления ИТ-инфраструктурой.

Avaya SMT — пример того, как подразделение компании по поддержке ИТ-технологий превращается в поставщика услуг. В этом случае необходимо не только суметь «вписать» информационные ресурсы в бизнес-процессы компании и предоставлять их как комплексные услуги, но и оценить необходимый уровень качества и, соответственно, стоимость таких услуг для конкретных пользователей.

Как рассказал Хаберстрох, в НР подготовлен специальный пакет на базе модулей OpenView для полной реализации принципов ITSM. В компании также ведут работу по созданию заранее скомпонованных решений по управлению ИТ-инфраструктурами для предприятий разных отраслей. Особое внимание уделяется телекоммуникационному рынку, Internet-провайдерам, компаниям, предоставляющим услуги Web-хостинга и аренды приложений. Для этой группы поставщиков услуг разработано специальное решение НР Intеgrated Service Management, которое позволяет управлять всем жизненным циклом ИТ-услуги.

S1 всегда на связи

Компания S1 — крупный поставщик программных решений Internet-банкинга и Web-приложений для финансовых институтов. Системы от S1 относятся к той категории программного обеспечения, простои которого оборачиваются прямыми убытками для пользователя. Поэтому, когда S1 решила организовать в Англии Европейский центр услуг по хостингу собственных приложений, ключевым требованием для создаваемой инфраструктуры стало обеспечение непрерывности предоставления таких услуг. Необходимо было построить не просто отказоустойчивую, но катастрофоустойчивую конфигурацию, чтобы гарантировать восстановление нормальной работы всех систем за время, которое исчисляется минутами, а не часами или днями, независимо от серьезности причин, приведших к сбою. В центре работает кластер MC/ServiceGuard на базе серверов НР 9000 и систему управления HP OpenView, включая модули контроля транзакций в Web и использования Web-ресурсов.

Ключевым элементом в инфраструктуре центра хостинга S1 является удаленный резервный центр, который поддерживает служба НР Business Recovery Service. Она предоставляет услуги по восстановлению данных для ИТ-инфраструктур любой степени сложности и консультирует специалистов по вопросам обеспечения непрерывности работы критичных для бизнеса систем и приложений. Резервный центр S1 развернут на расстоянии 20 километров от основного здания с производственными системами. Все данные центра хостинга, включая Web-страницы, операционные системы и данные приложений, реплицируются в оперативном режиме на дисковую подсистему резервного центра. Компьютеры резервного центра подключены к Internet и подхватывают обработку транзакций вышедшего из строя приложения.

Прежде чем запустить в эксплуатацию центр хостинга, было решено смоделировать ситуацию отказа работы Internet-приложения, чтобы удостовериться в возможности оперативного восстановления службы без потери данных. В центре хостинга была приостановлена работа дисковой подсистемы и коммуникационных устройств. Из S1 был инициирован телефонный звонок в НР BRS, пользователь Internet-приложения получил сообщение об ошибке сервера. Специалист службы BRS начал процедуру восстановления. Дисковые модули были переведены из состояния доступа только по чтению в состояние чтения/записи и загружены серверы под управлением HP-UX. Internet-соединение переключилось на резервный центр, приложение начало работу с базой данных, содержимое которой благодаря репликации было полностью идентично содержимому базы данных в центре хостинга на момент останова. Перезагрузив свой компьютер после предупреждения о сбое, Internet-пользователь продолжил работу с приложением. Никакой потери данных не произошло, на всю процедуру восстановления ушло 34 минуты. Как отметил вице-президент S1 Стюарт Грейнджер, это превосходный результат для структуры, которой передают на аутсорсинг свои Internet-приложения ведущие финансовые институты Европы.

Jaguar Racing — на пути к победе

НР Intеgrated Service Management позволяет управлять всем жизненным циклом ИТ-услуги, в частности контролировать выполнение соглашений об уровне обслуживания, ликвидировать причины нарушения таких соглашений

На конференции об опыте сотрудничества с НР рассказывали представители разных индустрий. Однако в качестве главной «истории успеха» для этого мероприятия был выбран, несомненно, наиболее эффектный пример партнерства с целью создания полномасштабной корпоративной ИТ-инфраструктуры. Речь идет о производителе гоночных автомобилей Jaguar Racing, компании, которая вынашивает амбициозные планы вывести свою команду в лидеры «Формулы-1». В 2000 году к Jaguar Racing перешла команда Stewart-Ford, созданная в 1997-м трехкратным чемпионом «Формулы» Джеки Стюартом.

Лидерство на трассе невозможно без опоры на прочный фундамент высоких компьютерных технологий. Гонка — кульминация деятельности сотен специалистов по разработке, проектированию и испытанию машины и одновременно начало очередной итерации по совершенствованию болида. Этот непрерывный и ограниченный во времени процесс предъявляет самые жесткие требования к производительности, надежности и доступности информационных систем.

«Вычислительная мощность и эффективный доступ к информации — те ключевые факторы, которые обеспечивают возможность гонщику сэкономить секунды на очередном круге», — отметил ИТ-директор Jaguar Racing Джон Савилл.

Jaguar Racing работает с технологиями НР на всех этапах подготовки болида к гонке — от проектирования до испытаний и оперативного анализа данных во время прохождения трассы. HP взяла на себя роль консультанта по созданию комплексного инфраструктурного решения и поставщика основных ее элементов. Проектирование и производство всех компонентов, за исключением двигателя, сосредоточено в штаб-квартире Jaguar Racing в Великобритании. Все фазы проектирования, моделирования аэродинамических условий, анализа влияния различных типов нагрузок на болид, подготовки машины к производству ведутся в режиме параллельной работы специалистов разных профилей на объединенных в сеть рабочих станциях HP Visualize C3700. Управление данными о продукте, управление инфраструктурой и хранилище данных, получаемых на всех этапах проектирования, анализа и испытаний болида, реализованы на серверах НР N-Class RP7400. Высокая производительность систем и поддержка виртуального проектирования — работы над всей машиной в целом, а не последовательно над отдельными компонентами — позволяют предельно сократить цикл разработки. Это имеет критическое значение для успеха команды. Серьезные изменения с целью сделать машину более скоростной и более приспособленной к новой трассе требуются от гонки к гонке, и на подобные модернизации отводится не более двух-трех недель.

Информационная инфраструктура компании-владельца команды «Формулы-1» должна поддерживать не только стационарные процессы разработки машины, но и все, что происходит с болидом в разных уголках планеты, где проводится очередной этап гонки. Вот где открывается прекрасная возможность в полной мере реализовать принцип always-on infrastructure, что можно перевести как «инфраструктура, которая всегда с тобой». Свыше сотни специалистов выезжают на каждую гонку, при этом перевозится порядка 22 тонн оборудования, включая несколько десятков сетевых серверов, ПК и ноутбуков. Они получают данные с машины на трассе с помощью бортовой телеметрической системы от НР. Эти данные передаются в штаб-квартиру для анализа и моделирования гонки на высокопроизводительном сервере, что позволяет быстро находить решения по усовершенствованию аэродинамических и скоростных характеристик машины. В планах Jaguar Racing и НР использование беспроводных технологий для оперативной связи специалистов на трассе с корпоративной сетью. Кроме того, в Jaguar Racing с нетерпением ждут появления рабочих станций на базе Itanium.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями