Microsoft готовится расширить свою инициативу «совместно используемых исходных текстов», в рамках которой партнеры корпорации имеют возможность получить определенные фрагменты кода операционных систем семейства Windows.

Крейг Манди: «Многие рассуждают об открытых исходных текстах и открытых стандартах. Это абсолютно разные вещи. История развития свободно распространяемых программ показала, что здесь крайне сложно создавать стандарты в силу разрозненности этого сообщества»

Microsoft готовится расширить свою инициативу «совместно используемых исходных текстов», в рамках которой партнеры корпорации имеют возможность получить определенные фрагменты кода операционных систем семейства Windows. Вместе с тем корпорация по-прежнему находится в активной оппозиции сообществу сторонников свободно распространяемого программного обеспечения. При этом особую неприязнь у Microsoft вызывает популярная лицензия GNU General Public License (GPL).

В своем выступлении перед аудиторией в 150 человек на семинаре, проведенном в Школе бизнеса Леонарда Штерна Нью-йоркского университета, Крейг Манди, первый вице-президент корпорации, рассказал о новых инициативах, реализуемых Microsoft. Он отметил, что многие разработчики, использующие лицензию GPL, не отдают себе отчета в том, к чему это может привести.

«Эта лицензия — попытка создать водоворот, который затянет в себя интеллектуальную собственность других людей и в конечном итоге разрушит саму идею интеллектуальной собственности», — заявил Манди.

С другой стороны, как стремился доказать Манди, инициатива Microsoft позволяет отбирать партнеров, которым предоставляется право доступа к исходным текстам, причем они ни при каких обстоятельствах не могут менять этот код. По словам Манди, такой подход удовлетворяет требованиям многих пользователей, которые в значительно большей степени заинтересованы в обеспечении интероперабельности и открытости стандартов, нежели в открытости исходных текстов.

Философия разделяемых исходных текстов

Представители Microsoft объявили, что программа Enterprise Source Licensing Program будет распространена еще на 12 стран мира. Манди также подчеркнул, что в этом году Microsoft начнет лицензировать исходные тексты Windows ряду ведущих независимых разработчиков программного обеспечения, а во второй половине года предоставит некоторым организациям лицензии на исходный текст Windows CE. Список новых стран оглашен не был, но, согласно заявлению представителей корпорации, это преимущественно государства Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.

В своем выступлении Манди постоянно подчеркивал обеспокоенность Microsoft в отношении свободно распространяемого ПО: «Многие рассуждают об открытых исходных текстах и открытых стандартах. Это абсолютно разные вещи. История развития свободно распространяемых программ показала, что здесь крайне сложно создавать стандарты в силу разрозненности этого сообщества».

Далеко не впервые Microsoft ополчается на идеологию, выработанную в 80-х сообществом разработчиков и предусматривающую свободный обмен и совместную работу специалистов над программным обеспечением с целью его совершенствования и полного устранения ошибок. Microsoft давно критикует операционную систему Linux. Однако в этот раз Манди предпринял попытку опровергнуть многие из факторов, которыми часто объясняют успехи свободно распространяемого ПО.

«Мы пришли к выводу, что свободно распространяемые программы имеют ряд преимуществ, в частности в том, что касается мотивированности участников сообщества, улучшения обратной связи и расширенной отладки, но этот подход имеет и весьма существенные недостатки», — говорится в подготовленном к семинару заявлении Манди, опубликованном на Web-сайте Microsoft.

Корпорация воспользовалась семинаром, чтобы поведать миру о своей философии «разделяемых исходных текстов», предусматривающей ограниченный доступ к коду, принадлежащему Microsoft. Критики утверждают, что представление руководства корпорации о совместном использовании базируется на жестком контроле, аналогичном условиям соглашения о неразглашении. Кроме того, Манди подробно рассказал, в чем, по его мнению, состоят возможные негативные последствия свободно распространяемого кода — несовместимость, угроза утраты интеллектуальной собственности и все, что является признаком плохой бизнес-модели.

Манди напомнил участникам семинара о том, как развивались инициативы в данной области самой Microsoft, начиная с действующей уже десять лет программы лицензирования исходных текстов Windows и заканчивая ее последним начинанием, предусматривающим доступ избранных корпоративных заказчиков к исходным текстам. По мнению Манди, заказчиков Microsoft главным образом интересует реальная возможность обеспечить надежное взаимодействие используемых ими программ и платформ, а не права на работу с исходными текстами.

В прошлом Microsoft не обладала репутацией приверженца идеи интероперабельности, но Манди подчеркнул, что корпорация все в большей степени проявляет заинтересованность во взаимодействии с конкурирующими разработчиками. В его выступлении говорилось о том, что создание повсеместной среды, объединяющей разнородные устройства, не по силам ни одной отдельной компании и даже группе компаний.

Microsoft в роли канатоходца

Манди назвал оправданным стремление к извлечению дохода, заложенное в бизнес-модель Microsoft, напомнив о происходящем в последнее время массовом закрытии Internet-компаний. По словам Манди, такие пытающиеся заработать на свободно распространяемом ПО компании, как Red Hat и VA Linux Systems, отказываются от наиболее ценных своих активов и стремятся, жертвуя прибыльностью, любой ценой увеличить клиентскую базу. Он утверждает, что несостоятельность подобной бизнес-модели подтвердил недавний спад в экономике.

Манди сравнил Microsoft с канатоходцем, идущим по натянутой проволоке, учитывая ее стремление соблюсти баланс между предоставлением заказчикам доступа к исходным текстам своих продуктов и собственными финансовыми интересами, которые требуют держать эти тексты в секрете. Особенности национальных законодательств об интеллектуальной собственности и степень строгости, с которой они применяются, заставляют Microsoft с особой тщательностью подходить к выбору стран, в которых она реализует программу Enterprise Source Licensing Program.

Особенно резкую критику Манди вызвала лицензия GPL. Он утверждает, что она создает непроходимую чащу вокруг программ, ею охватываемых, препятствуя их дальнейшему развитию и распространению.

Вместе с тем некоторые крупные разработчики ПО предприняли попытку воспользоваться этой лицензией, в том числе корпорация IBM, несколько месяцев назад выделившая более 1 млрд. долл. на развитие Linux.

В недавней статье в The New York Times вице-президент IBM Ирвинг Владавски-Бергер утверждал, что корпорация вполне удовлетворена результатами использования GPL, а ее юристы приветствуют сотрудничество с сообществом свободно распространяемых программ.

Манди заметил: «Если вы хотите работать по условиям лицензии GPL, то у вас должно быть не меньше юристов, чем у IBM. Мы тоже консультируемся с юристами, и считаем, что риск, связанный с разработкой по условиям такой лицензии, превышает возможные преимущества».

Вице-президент фонда Free Software Foundation Брэд Кан, основатель которого Ричард Столлман в 1984 году стал автором лицензии GPL, после выступления Манди заметил, что капитализация компании Cygnus Solutions, купленной Red Hat в январе 2000 года, превышала 670 млн. долл., что, безусловно, может служить подтверждением успешности бизнеса, связанного с ПО, распространяемым на условиях GPL.

«Мы создали GPL с тем, чтобы защитить свободу пользователей и программистов копировать, изменять и распространять код по своему желанию, — подчеркнул Кан. — Microsoft же стремится отобрать у них эту свободу».

Третья фаза Internet

Во время своего выступления Манди коснулся масштабной инициативы Microsoft .NET, связав ее с наступлением новой фазы развития Internet. По его словам, сначала все разработки в Internet были связаны с созданием магистрального сетевого оборудования, необходимого для функционирования Сети; затем наступила фаза «публикаций», о начале которой возвестило появление электронной почты и браузеров.

Теперь Internet вступает в третью фазу, которая, заявил Манди, «характеризуется переносом акцентов с отдельных Web-сайтов или устройств на новое созвездие компьютеров, устройств и служб, работающих совместно».

В этом «созвездии», уверен Манди, .NET найдет свое место, учитывая, что эта инициатива во главу угла ставит пользователя, а не устройство, с которым он работает.

«Если древо Internet будет разрастаться так, как мы предполагаем, потребуется намного больше программ, — заметил он. — Большинство программистов в мире не принимают участия в совершенствовании Internet. Два фундаментальных приложения уже созданы — это электронная почта и браузеры. Теперь программистам нужно дать новую платформу, где они смогут заниматься творчеством, и мы готовы этому всемерно способствовать».

Способствовать, пока программисты не отдали предпочтение GPL.

Мнение оппонентов

«Нужно честно сказать: мы не относимся к тем компаниям, которые готовы отказаться от своих исходных текстов. Мы занимаемся бизнесом и хотим добиваться рентабельности этого бизнеса, — подчеркнул Манди. — По сути, наш выбор определяет вера в защиту интеллектуальной собственности».

Как заметил Крис Ле Ток, ведущий аналитик компании Guernsey Research, ни одна из этих сентенций не нова для Microsoft. Он считает, что Microsoft направила на борьбу со свободно распространяемым программным обеспечением свои главные маркетинговые силы.

«Это мощная рекламная кампания, которая призвана убедить разработчиков и пользователей отказаться от поддержки свободно распространяемого программного обеспечения, — заметил Ле Ток. — В Microsoft ощущают угрозу со стороны движения в поддержку открытых кодов и обеспокоены ростом числа корпоративных пользователей, которые примеривают их к своим нуждам».

Как считает Ле Ток, Microsoft воспользовалась к своей выгоде некоторыми лозунгами движения в поддержку свободно распространяемого программного обеспечения.

«Они весьма искусно связали слово ?открытый? с XML. И при этом не упоминают о том, что посмотреть XML-файл с определениями для Microsoft Word пользователи могут, только подписав лицензию, в соответствии с которой обязуются никогда не использовать этот код», — подчеркнул Ле Ток.

Брайан Белендорф — известный сторонник программ, распространяемых в исходных текстах, по его словам, якобы случайно оказался среди участников семинара, на котором стал свидетелем призывов сплачивать ряды против движения за свободно распространяемое программное обеспечение.

Однако поскольку семинар был организован главным противником этого движения — корпорацией Microsoft, это наводит на мысль, что такое мероприятие — не их тех, где можно оказаться по ошибке. Белендорф — один из создателей Apache Server, быть может, самого успешного проекта в области свободно распространяемого ПО.

Сервер Apache, который был создан в 1995 году в рамках проекта, целью которого была разработка коммерческого Web-сервера на основе свободно распространяемого кода, стал самым популярным из подобных продуктов на рынке. Из более чем 29 млн. Web-сайтов, опрошенных в апреле исследовательским сервером Netcraft, 62,6% используют Apache, и только 20,8% работают с Microsoft Internet Information Server.

Вместе с другими адептами свободно распространяемых программ Белендорф, около шести лет назад поклявшийся, что никогда не будет пользоваться продуктами Microsoft, считает, что последняя атака, предпринятая корпорацией, была неаргументированной.

«По сути, Манди нарисовал картину отрасли программного обеспечения, в которой Microsoft выбрала верный путь развития, а то, что предлагает сообщество сторонников свободно распространяемых программ, — дорога, ведущая в тупик, — сказал Белендорф. — Думаю, ему следовало бы остановиться на первом утверждении».

«Microsoft пытается посеять страх, неопределенность и сомнения в перспективности движения сторонников свободно распространяемого ПО и GNU GPL, поскольку корпорация чувствует угрозу со стороны Linux, опасаясь широкого распространения этой операционной системы», — пишет в своем отзыве о семинаре Лайл Болл, вице-президент по общественным связям компании Lineo, разработчика свободно распространяемого ПО.

Мнение Болла разделяют и некоторые другие участники семинара. Вот что заявил Джереми Эллисон, ведущий разработчик компании VA Linux Systems и соавтор Samba — свободно распространяемого сервера файлов и печати, работающего со многими операционными системами Microsoft и Apple: «Цель, которую в своем выступлении стремился достичь Манди, по-видимому, связана именно с контролем. Если они потеряют контроль, который им давало монопольное положение на рынке, то превратятся в рядового производителя программного обеспечения».

Многие из сторонников идеи свободно распространяемых программ весьма огорчены нападками Microsoft на GPL, которая считается своего рода конституцией этого сообщества. Манди заметил, что условия этой лицензии противоречат идее защиты интеллектуальной собственности и заставляют тех, кто поддерживает GPL, отрекаться от результатов собственного труда.

«Суть вопроса состоит в том, что GPL опирается на закон об интеллектуальной собственности во многом так же, как и другие лицензии», — подчеркнул Белендорф, отметив, что есть масса примеров того, как ведущие производители, в том числе IBM и SGI, предлагают свои собственные продукты в комплекте с программами, распространяемыми на условиях GPL.

Робин Гросс, юрист ассоциации Electronic Frontier Foundation, придерживается того же мнения. «GPL полностью базируется на фундаменте законодательства об авторском праве и активно использует его положения, — заявил Гросс, выступавший адвокатом по целому ряду исков, касавшихся защиты гражданских прав. — Если кто-то нарушит условия GPL, ему придется отвечать перед судом за несоблюдение закона об авторском праве».

Но результат коллективных усилий лучше закона защищают вера и заинтересованность сообщества разработчиков в создании ярких и недорогих программных продуктов. На семинаре представители Microsoft заявили, что ими движет стремление развивать свой бизнес на основе модели, которая, по их мнению, стимулирует разработку новаторских решений, при этом защищая интеллектуальную собственность.

«Компаниям и инвесторам необходимо сосредоточиться на бизнес-моделях, которые могут устойчиво действовать в течение длительного периода времени в условиях реальной экономики, — подчеркнул Манди. — Мы уверены, что никто не может построить будущее нашей экономики на столь шаткой основе».

«Microsoft приводит экономические аргументы, которые не выдерживают никакой критики, — оспорил его позицию Белендорф. — Пока не похоже, чтобы все компании терпели финансовый крах из-за того, что выпускают свободно распространяемые программные решения. Многие такие компании как раз стремительно развиваются».