Еженедельник Computerworld Россия продолжает публикацию материалов, посвященных ситуации на мировом рынке жестких дисков

Кен Ларсен: «Через год-два должен возобновиться рост отрасли жестких дисков»

Свое мнение о настоящем и будущем этого рынка высказал в беседе с научным редактором Игорем Кондратьевым вице-президент компании Western Digital Кен Ларсен, отвечающий за работу с европейскими дистрибьюторами.

Каковы особенности нынешней ситуации на рынке жестких дисков?

Последние три года на этом рынке наблюдалось неуклонное снижение цен на накопители, и это при том, что быстродействие и емкость дисков постоянно увеличивались. Так, если три года назад диск в среднем стоил 170 долл., то теперь его цена составляет около 90 долл.; емкость за тот же период выросла с менее чем 1 Гбайт практически в 15 раз. OEM-заказчики наподобие Compaq или Dell, а также дистрибьюторы неизменно требуют от нас все более низких цен, а мы, в свою очередь, давим на производителей компонентов: магнитных головок, пластин, микросхем.

Таким образом, мы оказываемся у той грани, за которой уже нет прибыли, необходимой для финансирования НИОКР. А без новых исследований и разработок невозможно будет предложить в будущем более емкие и быстрые накопители.

Замечу, что за последние два-три года никто из производителей жестких дисков не заработал больших денег.

Что же, картина весьма мрачная для производителей. Виден ли свет в конце туннеля?

К счастью для нас, падение цен приостановилось и наступила стабилизация, после которой — через год-два — в отрасли должен возобновиться рост.

Стабилизации способствовали, с одной стороны, сделка между Maxtor и Quantum, а с другой — преобразование Seagate в частную компанию. Первое событие уменьшило число игроков на рынке дисков для настольных ПК до четырех: теперь это Western Digital, Seagate, Fujitsu и Maxtor. Конечно, есть и другие компании, скажем, Samsung, но ей принадлежит не более 5% мирового рынка, в то время как доля каждого производителя из «большой четверки» составляет от 15 до 20%. Второе событие привело к более стабильной ценовой политике Seagate по сравнению с тем периодом, когда компания была акционерной и, согласно правилам игры, старалась ежеквартально «показывать прибыль» своим акционерам.

Оба эти факта благоприятствовали окончанию ценовых войн. Более того, в последние месяцы производители словно очнулись: стали больше платить поставщикам сырья и комплектующих, используемых для производства дисков. В частности, Western Digital сейчас платит за компоненты на 10 долл. больше, чем планировалось прежде. Правда, шаг этот скорее вынужденный: виноват дефицит.

Хочу добавить, что затраты производителей жестких дисков будут естественным образом «транслированы» на конечных пользователей, которые в скором времени ощутят скорее не снижение, а рост цен на накопители.

К сожалению, в компьютерной отрасли уже привычно звучат ссылки поставщиков на той или иной дефицит, особенно в конце года. Как видно, и нынешний сезон не стал исключением?

Да. Производители были вынуждены скорректировать планы выпуска на такой напряженный период, каковым является последний квартал года. Это стало необходимым просто потому, что у них нет достаточного количества магнитных головок и других компонентов для производства первоначально запланированного количества накопителей. Причем подчас речь идет о каком-нибудь копеечном резисторе, без которого диск, однако, не может быть изготовлен.

Чем вызван нынешний дефицит компонентов?

Отчасти он связан с бурным развитием мобильных устройств и бытовой электроники, поскольку производителям подобной продукции требуется все больше комплектующих. Все помнят кризис двухлетней давности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На тот момент ни у кого из производителей не было желания делать инвестиции в строительство новых заводов. В результате все существующие производства оказались сегодня загруженными на полную мощность, и их владельцы продают свою продукцию тем, кто больше за нее платит.

В WesterN Digital считают, что диски со скоростью 5400 об./мин еще долго будут устанавливаться в ПК начального уровня

Известно, что многие компоненты для жестких дисков производит ограниченный круг компаний, к тому же имеются и компании-монополисты. Ясно, что если, скажем, в мобильных телефонах и дисках используется одна и та же микросхема (я слышал, что такая ситуация действительно имеет место), то поставщик более охотно продаст ее производителю мобильных телефонов, готовому заплатить гораздо больше, чем может позволить себе производитель жестких дисков.

Как нынешний дефицит скажется на отрасли в целом?

Дефицит оказывает влияние не только на ПК-отрасль. Все поставщики бытовой электроники заявили, что сокращают планы продаж из-за неопределенности поставок компонентов. Возвращаясь к компьютерной отрасли, замечу: исторически сложилось, что ПК начального уровня составляют примерно 60% спроса, среднего — 30% и старшего — 10%. Если в компьютерах начального уровня используются диски емкостью 10 Гбайт, среднего — 20 Гбайт и старшего — 30 Гбайт, то производители дисков, следуя статистике, стараются соблюдать соответствующие пропорции выпуска накопителей. Однако в условиях дефицита компонентов они рассуждают иначе: можно получить больше прибыли, продавая диски на 20 и 30 Гбайт, чем в случае сбыта накопителей емкостью 10 Гбайт. Поэтому вместо реализации плана «60-30-10» они переходят на иную программу выпуска, к примеру, «10-60-30».

В свою очередь, сборщики ПК, определенным образом составившие планы выпуска компьютеров начального уровня, теперь, по-видимому, вынуждены комплектовать их не 10-гигабайтными, а более емкими накопителями. В результате цена поставляемых компьютеров растет.

Не собирается ли Western Digital в связи с дефицитом наладить собственное производство компонентов?

Таких планов у нас нет. Во-первых, это очень дорого: для строительства и оснащения завода требуется затратить свыше 2 млрд. долл., без учета расходов на разработку технологии. Во-вторых, с момента принятия решения об открытии производства до начала выпуска продукции пройдет немало времени — минимум два года.

Природа современного бизнеса такова, что надо сконцентрироваться на том, что умеешь делать лучше всего. Можно быть хорошим проектировщиком жестких дисков или отлично их продавать, но не уметь изготовлять магнитные головки или микросхемы. Обычная практика в подобных случаях — обращение к внешним компаниям, специализирующимся в соответствующей области. Хотя аутсорсинг означает в некоторой степени потерю контроля над технологией, его положительная сторона — возможность обеспечения более низких цен.

Наметились ли какие-нибудь изменения в стратегии вашей компании?

Нет. Мы стараемся следовать тенденциям рынка. Это, в частности, означает, что 60% наших накопителей сейчас имеют скорость вращения 5400 об./мин, а 40% — 7200 об./мин. В начале осени мы начали массовые поставки накопителей с 7200 об./мин и с плотностью записи 20 Гбайт на пластину.

Большинство известных производителей ПК уже «сместились» в сторону 7200 об./мин, и мы полагаем, что через год для компьютеров начального уровня стандартными будут диски со скоростью 5400 об./мин, среднего — 7200 об./мин и верхнего — 10 тыс. об./мин.

К сожалению, пользователи пока не очень охотно покупают более быстрые накопители, хотя разница в цене между дисками с 5400 и 7200 об./мин составляет всего 20 долл. Они с большей охотой платят лишние 100 долл. за более быстрый процессор Intel, который дает всего лишь пятипроцентный прирост общей производительности, но не готовы платить на 20 долл. больше за накопитель, который повышает производительность на 30%. Тем не менее мы уверены, что постепенно люди поймут необходимость перехода на более быстрые накопители, поскольку жесткий диск остается в ПК узким местом.

В прошлом у Western Digital были перебои с качеством дисков. Как обстоит дело сейчас?

Говоря о качестве, следует отметить, что у любой компании, выпускающей жесткие диски, бывают в этом отношении «хорошие» и «плохие» периоды. Действительно, в сентябре прошлого года мы были вынуждены отозвать 1 млн. своих накопителей из-за дефектной микросхемы, которую приобретали у стороннего поставщика. После этого случая, к счастью, ситуация коренным образом изменилась: если год назад наши диски считали самыми худшими в отрасли, то сегодня ряд крупнейших компаний — среди них Compaq, Dell и Gateway — признают нас лидерами по качеству. Эти фирмы ежеквартально составляют рейтинг своих поставщиков. При выведении оценки учитываются, в частности, качество и цена продукции, ее наличие на складе, сервис и другие аспекты. И вот в течение трех последних кварталов Western Digital занимает среди поставщиков жестких дисков первое место.

Интересуют ли Western Digital иные виды компьютерного бизнеса?

Да, мы вкладываем средства в другие сегменты компьютерного рынка. Например, одно из наших подразделений — компания Connex — занимается выпуском оборудования NAS (network attached storage — «подключаемые к сети накопители»), а другое — SageTree — разрабатывает программные средства для управления большими массивами информации.

Мы делаем инвестиции также в рынок аудио- и видеотехники. По нашему мнению, в будущем году ожидается значительное увеличение спроса на накопители для использования в цифровых видеомагнитофонах и различного рода приставках, в том числе и игровых.

Мы считаем, что будущее жестких дисков — достаточно перспективное, потому что накопители нужны не только в настольных ПК или ноутбуках, но и в серверах, телевизорах, холодильниках, автомобилях — в любом устройстве, где надо сохранять информацию. Я полагаю, что через несколько лет в каждом доме будет стоять сервер, выполняющий функции резервирования информации, накапливаемой на других устройствах — домашнем ПК, игровых приставках, бытовых приборах.

Несколько слов о более близких перспективах. Над чем сейчас работают в Western Digital?

В настоящее время наши инженеры трудятся над созданием носителей, обеспечивающих хранение на одной пластине диска 30 Гбайт информации. И в январе-феврале мы рассчитываем начать выпуск таких дисков емкостью 15, 30, 45 и 60 Гбайт.

А к лету надеемся достичь плотности записи 40 Гбайт на пластину, что позволит выпускать накопители емкостью 20, 40, 60 и 80 Гбайт.

Как говорят наши специалисты, есть возможность повышения плотности записи еще в течение двух-трех лет без радикального изменения технологии.

Не повлиял ли отказ Western Digital от производства SCSI-дисков на положение компании на рынке IDE-устройств? Например, один из ваших российских партнеров, применявший SCSI-диски WD в своих серверах, был вынужден перейти к использованию аналогичной продукции Fujitsu, а затем отказался и от IDE-накопителей WD, отдав предпочтение IDE-дискам Fujitsu.

Конечно, для нас решение об уходе с рынка SCSI-накопителей было связано с некоторым риском. Однако все дело в том, что здесь доминируют два игрока — компании Seagate и IBM; на долю Western Digital, Quantum и Fujitsu приходилось примерно 20% мирового объема.

Для того чтобы успешно действовать на рынке SCSI-дисков, необходимо иметь достаточный уровень сбыта этих устройств. Только шесть компаний в мире (среди них, например, Hewlett-Packard и EMC) могут обеспечить необходимые объемы закупок SCSI-накопителей. И если у производителя дисков нет хотя бы одного такого заказчика, то у него возникают проблемы с прибылью и отдачей вложенных средств.

Мы ушли с рынка SCSI-дисков сознательно, обнаружив, что есть другие сферы, обеспечивающие более быстрый возврат инвестиций, в частности, перспективный рынок устройств NAS.

Возможно, этот вопрос следовало задать вначале. Каковы цели вашего визита в Москву? Не связан ли ваш приезд с изменениями дистрибьюторской сети?

В России у нас три сильных и стабильных дистрибьютора: ELKO, Airton и Millennium Distribution (это наш новый дистрибьютор).

Цель моей поездки — познакомить их с нынешним состоянием отрасли и положением Western Digital, а также с планами производства и поддержки партнеров. Кроме того, одна из моих целей — знакомство с нынешней ситуацией в России. В целом мы довольны своим бизнесом в вашей стране: российский рынок — один из самых быстрорастущих. Еще один важный аспект: Western Digital хочет заверить российских заказчиков в том, что помнит о них. Даже во времена дефицита мы не можем думать только о таких гигантах, как Dell или Compaq, и не замечать потребностей малых сборщиков, успех бизнеса которых в значительной степени зависит от наших поставок.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями