Как производителю дистрибутива ОС Linux выделиться среди полутора сотен себе подобных?

Брайан Байлз: «Не будет ничего хорошего, если Linux пойдет по пути Unix»

Не менее часто выходят и программные продукты для Linux. В связи с этим неизбежно встает вопро: каким образом компании, действующие на рынке Linux, могут выделиться на общем фоне, сохраняя приверженность модели открытого кода?

Пока производители Linux обходятся тем, что давно уже используется в медицинской практике в целях лучшей заботы о пациентах, то есть специализацией. Например, в секторе настольных систем действуют HelixCode, Red Hat и Corel. Кто-то, как VA Linux, занимается поставкой аппаратного/программного обеспечения «под ключ», кто-то, подобно TurboLinux, специализируется на кластеризации. В перспективе, как отмечают наблюдатели, пользователи могут рассчитывать на то, что число производителей и предложений ввиду неизбежных слияний и банкротств сократится.

В настоящее же время, по свидетельству аналитика International Data Corp. Дэна Кузнецки, существует по меньшей мере 157 дистрибутивов Linux. И лишь пять-семь из них выпускаются ведущими производителями, такими как Red Hat, SuSe, TurboLinux, Caldera и Corel. В большинстве случаев производители Linux извлекают прибыль посредством производства добавленной стоимости, создаваемой за счет каких-либо услуг или оснащения своего ПО специальными возможностями.

«Нам крайне необходима поддержка драйверов. При выполнении заказа для Hewlett-Packard мы имели дело с нестандартным оборудованием, для которого пришлось приспосабливать нашу операционную систему, — говорит Крис Хоук, президент Solid State Design, компании по разработке приложений для сайтов электронной коммерции. — Существующие дистрибутивы Linux различаются в основном процедурой установки и наличием дополнительных программ: нередко кроме самой ОС производитель поставляет и программные продукты, отвечающие конкретным требованиям корпоративного заказчика».

Есть и другие примеры. В частности, инструментарий PowerTools компании Red Hat Software реализует функции локального и удаленного администрирования серверов и сетей, позволяя в числе прочего получить информацию о хосте, о маршрутах и о службах, загружаемых при старте ОС.

«Пользователям я бы рекомендовал тестировать, тестировать и еще раз тестировать, — говорит Кузнецки. — Даже если вы приобретете пять разных дистрибутивов, это все равно обойдется дешевле, чем любое из закрытых решений».

Компания, которой требуется объединить свои системы в кластер, может попробовать программное обеспечение TurboCluster компании TurboLinux — оно позволяет объединять в кластеры серверы, управляемые Solaris, Windows NT или Linux. TurboCluster поддерживает динамическую балансировку нагрузки, мониторинг активности и автоматическое переназначение IP-адресов; в комплект также входит ряд инструментов управления. Однако не все из них поставляются в исходных текстах: для сохранения конкурентного преимущества TurboLinux не раскрывала исходные тексты некоторых программ по меньшей мере в течение полугода после выпуска последней версии TurboCluster. По мнению некоторых наблюдателей, подобный подход — удобный способ сохранения жизнеспособного бизнеса при одновременном следовании принципам открытого кода. Другие же считают, что это отход от модели открытого кода, сформировавшейся в эпоху, когда Linux разрабатывалась множеством людей, безвозмездно делившихся своим личным временем, — в эпоху, когда еще не было засилья коробочного ПО и фирм, специализирующихся на его выпуске.

Так или иначе, но, по словам бывшего главы TurboLinux Клиффа Миллера, компании удается сохранять конкурентоспособность, предоставляя конечным пользователям более дешевое и быстрее развивающееся программное обеспечение.

«Linux должна оставаться операционной системой с открытым кодом — это правило мы соблюдаем. Но существуют дополнительные функции, способные обеспечить дифференциацию, — говорит Миллер. — Дифференциация подразумевает выбор, а от выбора как раз и зависит рынок Linux, поскольку лучшие продукты будут по-прежнему продаваться хорошо, а худшие один за другим прекратят свое существование».

Однако в Red Hat с этим не согласны. Технический директор компании Майкл Тиманн утверждает, что правильность действий любой фирмы, предлагающей ПО для Linux, проверяется по простому критерию. «Если вы можете читать все исходники программного продукта, модифицировать их и делиться ими, то такой код называется открытым, — говорит Тиманн. — В частности, продукция Red Hat этому требованию соответствует. Но если для использования программного продукта дополнительно требуется какое-то программное обеспечение, не сопровождаемое исходными текстами, это уже не открытый код. Правы мы или нет, решит рынок».

Тиманн говорит, что принцип выживания Red Hat — «все с открытым кодом». В частности, компания поставляет с открытым кодом собственное программное обеспечение кластеризации Piranha. По словам Тиманна, Piranha, как и некоторые другие продукты Red Hat, страдает от недостатка внимания, так как Red Hat настолько активно пропагандирует принципы открытого кода, что на освещение собственной продукции просто не хватает времени.

Путь пропаганды Linux, по-видимому, показался более простым и некоторым другим компаниям. Например, VALinux Systems, поставляющая Linux-системы «под ключ», возводит в принцип универсальность. Компания предустанавливает на свои системы Red Hat, SuSe и Turbolinux, а до конца нынешнего года планирует включить в ассортимент еще и Debian.

«Пока ядро Linux остается открытым, оно будет совершенствоваться, — говорит Брайан Байлз, вице-президент по маркетингу VALinux. — Ничего хорошего, если Linux пойдет по пути Unix, который закончился появлением множества разновидностей ОС и фрагментацией сообщества пользователей».


Linux заявляет о себе

В прошлом году Linux обогнала по числу поставок Novell NetWare и все виды ОС Unix

NetWare 3.x, 4.x и 5.019,4%
Windows NT38,1%
Linux24,6%
Unix15,3%
Другие сетевые ОС2,6%

Общее число проданных копий операционных систем: 5,4 млн.
Источник: International Data Corp.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями