Оценить компьютерный рынок — задача не из простых. Ведь на рынке украинских ПК только 70% продукции контролируется компаниями-сборщиками и поддается оценке, тогда как остальные 30% приходятся на «самосборные» компьютеры. Отличительными же чертами года стали выборы президента Украины и «Ошибка 2000».

Оценить компьютерный рынок — задача не из простых. Ведь, скажем, на рынке отечественных ПК только 70% продукции контролируется компаниями-сборщиками и поддается оценке (да и те счесть сложно: сборщики на контакт идут с неохотой), тогда как остальные 30% приходятся на «самосборные» компьютеры.

Наша прошлогодняя попытка оценить (по результатам опроса ряда украинских дистрибьюторов и представительств производителей) размер рынка ПК оказалась достаточно успешной. Поскольку налоговые инспектора как ходили, так и продолжают ходить, а корреляция их визитов с публикацией нашего отчета не выявилась, в этом году наша вторая попытка не вызвала сопротивления, а наоборот, даже была отмечена благожелательностью со стороны тех, кто еще год назад долго думал, прежде чем дать точные результаты продаж.

Как и год назад, Computerworld Киев исследовал рынки принтеров, мониторов и жестких дисков. Кроме этого, решили добавить еще несколько категорий: копировальные аппараты, ПК и ПК-серверы известных иностранных производителей.

Отличительными чертами года стали выборы президента страны и «Ошибка 2000». Выборы подвигли одни официальные структуры на повышение уровня закупок, другие же (их было существенно больше), напротив — заняли выжидательную позицию. Были отложены многие тендеры, ряд из них канули в Лету, другие «воскресли» в этом году. Как всегда перед выборами, повысилась потребность в печатной и копировальной технике. Ну а «ошибка 2000» подстегнула тех корпоративных клиентов, кто хотел сменить программно-аппаратную базу.

В любом случае в прошедшем году рынок компонентов ПК в штучном выражении вырос (наше исследование не включало в себя оценку рынка в ценовом выражении, можем предположить, что он вырос незначительно).

Мониторы

Мониторы мало кто ввозит «по-серому» (доля таких устройств составляет около 10-15%). На модернизацию систем также идет небольшое их число. Так что количество проданных мониторов можно считать нижней границей количества собранных и проданных в стране ПК.

Всего за прошедший год в стране было продано чуть меньше 245 тыс. мониторов. Причем десять ведущих производителей контролируют 93% всего рынка. Как и год назад, абсолютным лидером стала компания Samsung (50,5%), и лидерство это было очевидным. Компания LG сохранила за собой второе место, потеряв, однако, почти 4% — ее доля упала с 14,3% до 10,6%.

Упали доли рынка и ряда других производителей, а некоторые даже пропали из рейтинга. Так, два года назад у нас в стране был продан 4301 монитор под маркой Daewoo (В настоящее время Daewoo не занимается мониторами. — Прим. Computerworld Россия.), а в прошедшем году их не было вообще. Зато удачно дебютировала Philips с 5,5% рынка.

Отмеченный еще два года назад сдвиг интереса в сторону 15-дюймовых мониторов за прошлый год оформился окончательно: доля моделей с диагональю 15 дюймов составила 62%, в то время как 14-дюймовые «взяли» лишь 25% рынка. Кризис, который все ожидали, не разразился, и рядовые покупатели компьютеров сочли необходимым выбрать все-таки более высокое разрешение, а не низкую цену. Отток произошел не только в сторону 15-дюймовых моделей, но и в сторону более дорогих 17- и 19-дюймовых. Здесь годовой рост составил 5 и 1% соответственно.

Увеличение доли 17-дюймовых моделей легко объяснимо: разница в цене между хорошей 15-дюймовой моделью и монитором 17 дюймов начального уровня неуклонно сокращается. А престиж и удовольствие, приобретаемые вместе с большим экраном, заставляют забыть об этой разнице вообще.

Жесткие диски

Эта категория оборудования, как и мониторы, не терпит несерьезного к себе отношения. Как правило, винчестерами сейчас занимаются только крупные дистрибьюторы с налаженной дилерской сетью. Цены на винчестеры в течение года постоянно падают (если не учитывать временные флуктуации), а их объем растет.

Количество производителей осталось неизменным, а семерка лидеров производства винчестеров всем известна. В общей сложности они поставили почти 250 тыс. винчестеров. Однако именно в этом сегменте произошли, как говорят англоязычные коллеги, «драматические изменения»: Seagate потеряла не только лидерство, но и 21% рынка, а лидером стала компания Fujitsu, забрав себе 44% (после 21% в 1998 году).

Структура продаж по типам интерфейса была предсказуема: большинство проданных дисков — с интерфейсом IDE или Ultra DMA (96%). Samsung укрепила свое положение, продав за прошлый год в три с половиной раза больше жестких дисков, чем за позапрошлый. Жесткие диски SCSI от компании Western Digital смогли подняться сразу на третью позицию, обогнав Fujitsu и перекрыв в шесть раз поставки Quantum. Позапрошлогодний лидер по части SCSI — корпорация IBM и в прошлом году сохранила свои позиции. Объяснение очень простое: эти диски являются чем-то вроде стандарта при производстве серверов. Некоторые производители ПО для корпоративного сектора с неохотой сертифицируют устройства с дисками от другого производителя. Так что украинские сборщики такого рода техники, естественно, устанавливают в свои системы по возможности именно SCSI-винчестеры IBM.

Принтеры

В этой категории четко прослеживается сегментация. И в каждом сегменте видны свои лидеры и проходят свои баталии.

В сегменте матричных принтеров явный лидер — компания Epson, ее единственный конкурент — компания OKI. Количество и доля проданных матричных принтеров год от года падает, в сегменте же струйных принтеров только за один год рост продаж составил 10 тыс. устройств. За 1999 год ситуация совершенно поменялась, и соперничество Hewlett-Packard и Epson с практически равными долями рынка сменилось доминированием НР. У Epson теперь появилась новая забота: не потерять свои нынешние 14,5%, ведь за один год фирма Canon переместилась с третьего места на вторую позицию, обогнав ее на пусть и незначительные, но все-таки 600 единиц техники.

Копиры

По нашим подсчетам, рынок копиров в прошедшем году составил 19 055 штук, львиную долю из которых занимают персональные устройства (11 824). Естественно, небольшие компании, которых в нашей стране большинство, покупают технику именно такого класса — недорогую и простую в эксплуатации. В этом сегменте лидером с 70% является компания Canon с ее знаменитой серией FC.

Офисные и специальные копировальные аппараты с производительностью 20 и более копий в минуту занимают в денежном отношении довольно большую часть рынка, однако в единицах их доля составляет всего 3%. В этом сегменте определились три лидера — Xerox, Minolta и Mita; в сумме им принадлежит 72,5%.

Мы приводим данные, полученные от производителей — мировых лидеров и дистрибьюторов их продукции. Число поставленных готовых систем необходимо для более точной оценки доли периферии, которая пошла на их оснащение. К слову, большинство «западных» компьютеров продавались с мониторами, что несколько усложняет оценку. Но объем ПК иностранных производителей невелик — по нашим подсчетам, их всего 3,6% общего числа компьютеров, так что это не сильно отражается на наших конечных выводах.

В этой категории можно выделить двух лидеров — компании Hewlett-Packard и Compaq, представляющие свои системы в нашей стране уже длительное время и имеющие здесь развитую сеть дилеров и сервис-центров. В отчет попала также польская компания Optimus — следует отдать должное ее партнерам, которые успешно продвигают технику, с названием которой знаком далеко не каждый наш соотечественник.

Нельзя не заметить также большого числа поставленных на Украину серверов компании Acer. Такая популярность особенно интересна, поскольку представительства компании в стране нет и все эти серверы были поставлены только одним дистрибьютором.

Оценки

Будем считать, что большинство жестких дисков (85-95%) ушло на создание новых ПК, и только малая их часть пошла на модернизацию старых систем. Также примем во внимание «серые» поставки этих компонентов — по оценкам многих экспертов, их доля составляет около 10-15%. Таким образом, можно считать, что с небольшой погрешностью количество жестких дисков, проданных на Украине за 1999 год, соответствует числу собранных систем. Суммируя полученный результат с поставками иностранной техники, мы получим ориентировочное число 250-260 тыс. штук. С нами согласен и вице-президент «Квазар-Микро» Максим Агеев, который еще в начале года обнародовал результаты анализа рынка, проведенного его компанией. Согласуется с этим результатом и количество проданных мониторов.

К сожалению, мы не смогли получить данные о поставках процессоров от компаний Intel и AMD — такие сведения они не предоставляют. А это был бы, пожалуй, самый достоверный показатель числа собранных ПК.

Максим Писаревский — сотрудник еженедельника Computerworld Киев, подготовившего этот обзор состояния украинского компьютерного рынка.


Юрий Погребняк, менеджер по поддержке заказчиков представительства Samsung на Украине

По моим оценкам, рынок мониторов в этом году вырастет по сравнению с прошлым годом на 20% и составит 300 тыс. штук. Список лидеров, по нашим прогнозам, не изменится.

Владимир Шило, маркетинг-менеджер Compaq по Украине, Белоруссии и Молдавии

Составляющими нашего успеха в сегменте серверов мы считаем выверенную ценовую политику, которая полностью координировалась из киевского офиса, оперативную маркетинговую поддержку и эффективность практически заново созданной партнерской сети. Это позволило сократить сроки поставки для наиболее востребованных на рынке моделей Compaq ProLiant. Добрую службу сослужила и беспрецедентная по интенсивности (для зарубежного производителя ПК) реклама нашей продукции в деловой и специализированной прессе.

Перевес ближайшего к нам конкурента по количеству проданных ПК отчасти объясняется тем, что в прошлом году мы (в отличие от него) не предлагали ПК, адаптированные для развивающихся рынков. С выходом Prosignia мы получили преимущество и здесь. Так что сейчас имеем все шансы на существенное улучшение наших позиций на серверном рынке и перехват лидерства в категории настольных систем среди западных производителей.


Производители компьютеров и периферии в сравнении

Принято считать, что компьютерные рынки стран СНГ следуют за российским с отставанием на год-два. Однако расклад сил на рынке Украины порой изрядно отличается от российского — нынешнего ли, прошлого ли. Разнятся не только доли его ведущих игроков, но и их места в иерархии (есть компании и вовсе у нас не известные) и тенденции рынка.

Продажи жестких дисков на Украине в 1999 году, в штуках
МаркаIDESCSIИтог%
Fujitsu10927092611019644,21%
Seagate4655526304918519,73%
Samsung2977602977611,95%
Quantum18565162187277,51%
Maxtor160000160006,42%
WD146901010157006,30%
IBM5528416296903,89%
Итог2403848890249274100,00%


Продажи ПК и Pentium-серверов на Украине в 1999 году, в штуках
ФирмаПКСерверыИтог%
Acer200900110012%
Compaq4452211265628%
Dell03163163%
Gateway920921%
HP2650170282030%
IBM641667078%
Optimus100015101511%
Siemens650507007%
Итог567837289406100%


Продажи мониторов на Украине в 1999 году, в штуках
Марка14"15"17"19" и болееИтог%
Samsung409747031510165179412324850,5%
LG62001705525001502590510,6%
DTK91215926104224179047,3%
Philips435075001500150135005,5%
Viewsonic184095851622279133265,5%
Sony081112882539115324,7%
Nokia03120218493662402,6%
Amaga37801350270054002,2%
Hyundai1700260059510550002,0%
Likom1700260059510550002,0%
Sampo029847525837941,6%
Proview13322220148037001,5%
Shamrock02214246024601,0%
Acer018240018240,7%
Scott0163586017210,7%
ADI012502004214920,6%
Panasonic044813855910,2%
Compaq03104003500,1%
IBM02803503150,1%
KM0025002500,1%
Gateway01657252420,1%
Hitachi965110850,0%
Другие965110850,0%
Итог62806151622253444192243964100,0%


Продажи принтеров в Украине в 1999 году, в штуках
МаркаМатри-

чные
Струй-

ные
Лазер-

ные ч/б
Лазер-

ные цвет-

ные
Итог%
HP04680230242367708053,9%
Epson200001100050003150022,0%
Canon011626н/дн/д116268,1%
Oki4900057000106007,4%
Lexmark055208431763804,5%
Xerox07053083837962,7%
Minolta00142210315251,1%
Fujitsu0043104310,3%
Panasonic0010001000,1%
Итог249007565342321164143038100,0%