МТС прощупывает рынок услуг мобильной связи третьего поколения

Михаил Смирнов: «Наша роль в вопросе лицензирования 3G-услуг сугубо рекомендательная»

Быстрота освоения услуг, связанных с доступом мобильных абонентов к сети Internet, становится новым фактором конкурентной борьбы между ведущими столичными операторами — «Мобильными ТелеСистемами» и «Би Лайном». Справедливости ради нужно сказать, что компания МТС, имея в сравнении со своим оппонентом несколько больший временной задел с момента начала запуска службы WAP, вышла на выставку «Связь-Экспокомм ?2000» более подготовленной к коммерческой эксплуатации новых решений. Каждый день с ее стенда исходила какая-либо сенсационная новость, которую жадно ловили и профессионалы, и любители: технологическая гонка лидеров российской сотовой связи оказалась увлекательнее, чем борьба за подключение к той или иной сети новых абонентов.

Теперь о событиях на экспозиции МТС по порядку. На второй день выставки, после «WAP-завтрака» для журналистов, по сути представлявшего собой презентацию корпоративного WAP-сайта МТС, президент компании Михаил Смирнов огласил обновленную стратегию развития на ближайший год.

Глава МТС выразил полное удовлетворение динамикой прироста абонентской базы в 2000 году. Последние маркетинговые и технические инициативы, видимо, позволили компании переломить ситуацию полугодичной давности, когда «Би Лайн» явно преуспевал в привлечении новых абонентов.

В этом году предполагается установить более 1000 базовых станций, что в полтора раза превышает показатель прошлого года. Будет продолжено расширение зоны обслуживания в прилегающих регионах, при этом сохранится «паукообразная» топология сети с разрастанием «щупальцев» вдоль основных магистралей, связывающих столицу с регионами.

В настоящее время МТС строит свою сеть по принципу оптимального совмещения двух радиоподсистем в диапазоне 900 и 1800 МГц. Однако, как заявил Михаил Смирнов, хотя ресурс в диапазоне 1800 МГц почти безгранично позволяет наращивать абонентскую базу, «реализация сети GSM-1800 в регионах — это проблема», так как остро встает вопрос стоимости развертывания и окупаемости. «Мы ждем революционного решения от Минсвязи, — сказал президент МТС, — владельцу лицензии на GSM 1800 надо автоматически выделять и ресурс в диапазоне 900 МГц, чтобы была экономическая целесообразность развивать сеть».

Говоря о роли МТС в подготовке общества и рынка к переходу на поколение мобильных технологий 3G, Смирнов отметил, что МТС первой обратилась в Минсвязи с предложением по подготовке частотного диапазона для будущих широкополосных сетей: «Наша роль — рекомендательная. Но, как участники «Ассоциации 3G», мы будем отстаивать ту схему лицензирования, которая дешевле оператору».

Как предсказывают аналитики, вопрос о лицензировании операторов 3G будет решаться в России не ранее 2001 года. Тем не менее все отечественные операторы, претендующие на свое место в третьем поколении сотовых сетей, уже проводят техническую «рекогносцировку» услуг завтрашнего дня. Всего же в бюджете МТС на 2000 год выделено 140 млн. долл. на эволюционные и революционные проекты по развитию бизнеса.

В ходе выставки «Связь-Экспокомм» МТС объявила о первом в России опытном запуске системы пакетной передачи данных (GPRS), развернутой непосредственно на стенде оператора.

Презентация «живого» GPRS состоялась благодаря усилиям компаний-производителей Siemens и Motorola, представивших на московской выставке прототипы будущих устройств и серийно выпускаемые модели GPRS-телефонов. Причем Siemens привезла в столицу то же самое оборудование для демонстрации возможностей GPRS, что было показано на выставке CeBit ?2000.

Помимо этого, на стенде МТС компания Siemens продемонстрировала возможности услуги Micropayment, позволяющей использовать мобильный телефон как некий «виртуальный бумажник». Собственно говоря, платформа Micropayment не предполагает необходимости использования WAP-телефонов. Микроплатежи с помощью обычного GSM-телефона реализуются как дополнительная сетевая функция оператора, а осуществление реального расчета за покупку производится через лицевой счет абонента за пользование мобильным телефоном. Несмотря на то что на выставке был показан лишь прототип решения Micropayment, а вопрос о его коммерческом запуске упирается не столько в расширение интеллектуальной сети оператора сотовой, сколько в наличие торговых автоматов, поддерживающих данный протокол взаимодействия, МТС уже анонсировала название этого будущего проекта — услуга «МТС-Бистро».

Другим важным событием для развития мобильного доступа к Internet стала совместная презентация «Мобильными ТелеСистемами» и ведущим мировым производителем в индустрии смарт-карт, компанией Gemplus, телефона, оснащенного SIM-картой со встроенным WAP-браузером. Значение данного продукта Gemplus на современном этапе развития систем мобильного доступа к глобальной Сети состоит в том, что приобретение недорогой и доступной SIM-карты позволяет абоненту решить проблему «рисковых» вложений в замену старого GSM-телефона на новый WAP-терминал.

С внедрением новой технологии Gemplus информационные ресурсы Internet становятся доступными большинству мобильных абонентов, использующих трубки с поддержкой коротких SMS-сообщений. Подключение к WAP-ресурсам обычных телефонов с разработанной Gemplus SIM-картой основано именно на транспортной среде SMS. К слову, активность использования абонентами МТС службы SMS выросла в шесть раз за последние полгода, что в мировой практике сотового бизнеса служит показателем готовности рынка к потреблению более продвинутых услуг передачи данных.


Попробуйте «WAP-серфинг»

Свою готовность предлагать «более продвинутые» услуги МТС решила подкрепить делом. Во время работы выставки было наконец-то объявлено о начале коммерческой эксплуатации доступа к Internet по протоколу WAP. Поскольку рабочее решение пока использует только традиционную технологию коммутации каналов, руководство МТС установило плату за «WAP-серфинг«, соответствующую действующим тарифам за передачу данных, то есть 15 центов за минуту без НДС. На этом уровне тарифов вряд ли можно предсказывать массовый спрос на данную услугу, хотя, вполне возможно, на начальном этапе стимулирующую роль будет играть элемент новизны.

Надо полагать, внедрение WAP «поверх» SMS, предложенное Gemplus, а также запланированное на осень включение в сети МТС GPRS позволит радикально снизить себестоимость доступа к информации в Сети. Попутно замечу, что в Петербурге оператор сети «Северо-Западный GSM» принял решение установить тариф на WAP-доступ в пределах 5 центов за минуту — своеобразное поощрение абонентов за готовность экспериментировать с качественно новой услугой сотовой связи.

Можно долго говорить о технологической «продвинутости» стандарта WAP, но, с точки зрения абонента, любое долгосрочное вложение, включая приобретение WAP-телефона, должно быть экономически оправданно. Проблема выбора услуги мобильного доступа гораздо сильнее, чем в фиксированном варианте, связана с локализацией информационных ресурсов по месту нахождения абонента. В современных версиях WAP-технологий практически отсутствуют механизмы сетевой рекламы, поэтому задача удержания абонента «на связи» ложится на плечи сотового оператора, который предоставляет свой шлюз в глобальную сеть. Наблюдение за актуальностью информационного наполнения прежде всего собственного WAP-портала, интеграция с независимыми WAP-ресурсами — это вопрос бизнес-стратегии оператора сотовой связи. В то же время это вопрос, от которого зависит, станет ли данная категория услуг новым источником сверхприбыли или останется модной декорацией.

Что сегодня предоставляет портал МТС мобильным абонентам? Прежде всего определенный перечень справочной информации: прогноз погоды, биржевые индексы, курс доллара ЦБ, кросс-курсы валют, ссылки на различные информационные WAP-ресурсы в Internet, корпоративные новости МТС. Среди информационных услуг, предоставляемых WAP-сайтом компании МТС, нельзя не выделить горячую новостную ленту агентства Франс Пресс и создаваемый в настоящее время информационный блок агентства Росбизнесконсалтинг. Есть на сервере страницы развлекательной информации с анекдотами, программой телепередач, городской афишей.

Коммуникационные возможности WAP представлены подсистемой работы с электронной почтой, наподобие бесплатных почтовых серверов в Internet, и WAP-чатом. В планах — создание службы мобильного электронного банкинга, поддерживающего функции оплаты коммунальных платежей и телефонных счетов, покупки/продажи валюты, пополнения остатка на пластиковой карточке. Из «локализованной» информации в скором будущем на сервере МТС появится раздел о расписании авиарейсов и движения поездов.

Любопытно, что независимым поставщикам русскоязычного WAP-наполнения в Сети удалось добиться не меньших результатов с точки зрения популярности своих ресурсов, чем их коллегам из операторских компаний. Хотя справедливости ради нужно заметить, что эти поставщики имеют гораздо больший опыт в работе с непосредственными потребителями информации, так как пришли к идее WAP из традиционного «проводного» Internet.

Некоторые WAP-версии онлайновых проектов, на мой взгляд, заслуживают уважения и внимания со стороны сотовых операторов, как очевидных проводников революционной идеи мобильного Internet в массы. Яркий тому пример — проект wap.city.ru, разработанный в недрах Yandex. Это поисковый WAP-сервер, позволяющий найти в пределах Москвы ближайший интересующий объект, будь то магазин, ресторан, банк или кинотеатр. Известно, что этот ресурс уже включен в список полезных ссылок на WAP-сайте МТС.

Насколько удалось МТС решить проблему актуализации WAP-доступа, покажет время. Вероятно, об успешности проекта будет разумнее судить ближе к осени, к планируемому времени запуска пакетной сети передачи данных GPRS. По сравнению с технологией WAP, организация службы GPRS представляет собой весьма затратный проект, и перспективы его окупаемости можно предсказать исходя из популярности WAP-услуг на первоначальном этапе. В общем, сотовый бизнес в России вступил в интригующий масштабный эксперимент, и, говоря словами классика, «все еще только начинается».