еще более печальной, если из этого числа вычесть 16 издательств, пять учебных заведений и одну фирму, выставившую офисное оборудование. Кроме того, если на прошлых выставках было представлено 50-60 аудиторских фирм, то на этой присутствовало всего 12, причем для трети из них аудит - далеко не единственное занятие. А что же остальные?

По сути, выставка стала совсем уж московской: на ней было всего три иногородних фирмы, и те - из Санкт-Петербурга. Хотя порадовало, что никто из российских «грандов» выставку не проигнорировал, да и места они на ней занимали «насиженные».

Впрочем, нет худа без добра: по мнению участников, несмотря на то, что посетителей в этом году было меньше, интенсивность загрузки стендистов осталась на прежнем уровне, а квалификация посетителей (среди них было много иногородних и даже представителей других стран СНГ) по сравнению с прошлым годом значительно выросла, и формулируемые ими вопросы начинались не со слова «что», а со слова «как».

Мне удалось поговорить со специалистами примерно двадцати фирм, и оказалось, что практически все они подготовили к выставке что-то новое. В большинстве своем это были новые версии программных продуктов, причем те, у кого продукты работали под DOS, выпустили Windows-версии. Однако не в качестве замены, а чтобы расширить выбор для конечных пользователей.

При этом отчетливо просматривается тенденция, которая начала проявляться еще в прошлом году: многие фирмы закладывают в свои системы функции работы с текстом, что обеспечивает возможность одновременного использования на разных рабочих местах версий, работающих как под DOS, так и под Windows. Кроме удобства для пользователей, это помогает в случае необходимости восстанавливать бухгалтерию тем же аудиторам.

И еще - если уж программа работает под Windows, то, как правило, это клиент-серверное решение, причем в большинстве случаев трехзвенная модель. В то же время ряд масштабируемых систем позволяет работать и в режиме файл-сервер.

Еще одна тенденция, обозначившая себя уже на SofTool '98, - появление реального спроса на программы для управления производством. На этой выставке, как оказалось, тоже было очень много «производственников», которые предъявляют разработчикам весьма жесткие требования на уровне «дайте сегодня», а порой даже готовы оказывать им посильную помощь в создании продуктов, позволяющих решить имеющиеся проблемы. Так что слухи о смерти российского производителя, возможно, несколько преувеличены.

По крайней мере четыре компании представили решения в этой области, причем две из них распространяют западные программные продукты. Особо примечателен продукт SyteАРS, представленный SOCAP и предназначенный для «тонкого» планирования производства. Он позволяет точно настраивать графики производства под потребности производственных программ. Кроме того, имеется возможность производить планирование в условиях ограниченных ресурсов с использованием разного рода предпочтений и правил по распределению заказов по производственной программе. SyteAPS позволяет отслеживать сроки исполнения конкретных заказов и, по оценке представителей фирмы, вообще является одной из первых программ подобного класса на мировом рынке.

Еще один продукт - SyteWeb, с помощью которого потребитель продукции может взаимодействовать с ее производителем, синхронизируя с ним свои производственные программы (предусмотрено использование технологий Internet). Его применение в системе SyteLine компании SYMIX (для которой собственно и предназначена эта новинка) переводит последнюю в разряд систем планирования ресурсов предприятия в соответствии с желаниями заказчика (СSRP, Customer Synchronized Resorce Planning). Подавляющему большинству российских предприятий до систем подобного класса расти и расти. Тем не менее на выставке было представлено решение примерно той же категории, разработанное компанией «Цефей». Она демонстрировала новую клиент-серверную версию комплекса «Эталон», в которой уже предусмотрены функции, обеспечивающие маркетинг, сбор информации о конкурентах, о требуемых на рынке услугах и т. п., что позволяет осуществлять долговременное планирование развития предприятий.

Между тем руководитель отдела методологии и системного анализа этой компании Дмитрий Перепеченко признался, что уход с рынка ряда отечественных компаний, а также Baan, которая приняла решение работать в России только через партнеров, дает возможность продвигать на отечественный рынок программные продукты новым западным фирмам, которые благодаря усилиям своих российских сотрудников, осуществляющих локализацию решений, активно захватывают выгодные позиции.

Что ж, «выигрывает тот, кто лучше подготовился». Но так ли уж плохо подготовлены российские компании?

В последние годы российские предприниматели настойчиво требуют от разработчиков предоставить им средства учета и отчетности по международным стандартам. Одним такие системы нужны, дабы обеспечить прозрачность их деятельности, других (особенно крупные торговые холдинги) сама жизнь заставляла вводить управленческий учет, каковым, по сути, является бухучет, ведущийся по международными стандартам.

На выставке стенды российских фирм изобиловали всевозможными примочками вроде функций одновременного ведения двух планов счетов (российского и GAAP), финансового планирования и консолидированной отчетности. А компания «Парус» пошла еще дальше, совместно с Национальным альянсом управляющих и консультантов создав Ситуационный центр (одно рабочее место для небольшого предприятия или ситуационная комната для крупной организации) - инструмент управления, представляющий информацию в форме образов (скажем, зеленый цвет по интересующей пользователя позиции означает «все хорошо», желтый - «обратить внимание», красный - «решение не терпит отлагательства»). Базируется Центр на системе «Триумф», обеспечивающей оперативное и стратегическое управление торговыми компаниями.

Так что расстраиваться особенно нечего - нормальная конкуренция, и еще неизвестно кто кого: цены-то на отечественные продукты намного ниже, а темпы их создания - впечатляют.

Что касается планировавшегося на 1999 год перехода на новую систему бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с международными стандартами, то, судя по выступлению руководителя Департамента методологии бухучета Минфина РФ Александра Бакаева на пресс-конференции, посвященной открытию выставки, многие вещи уважаемым начальникам до сих пор морально тяжело прописать в соответствующих нормативных актах, поэтому они попросили у правительства ввести новый план счетов в 2001 году.

Говоря о выставке, нельзя не упомянуть о том, чем порадовал своих поклонников наш «всегда первый». Новая система «1С:Предприятие 7.5», обеспечивающая работу с распределенными информационными базами и интегрированное ведение учета, включающее в себя автоматическое отражение торгово-складских операций и расчет заработной платы в бухучете, финансовый учет по нескольким юридическим лицам и консолидированный управленческий учет, - может стать хитом сезона (кстати, по словам главы фирмы Бориса Нуралиева, продукты серии «1С:Предприятие» являются флагманскими для нее и приносят около 53% выручки от всех продаж, а ежемесячный объем их реализации составляет около 6 тыс. экземпляров).

В рамках выставки прошло множество практических семинаров для бухгалтеров, в том числе по налогообложению. Кроме того, работал достаточно большой консультационный стенд, на котором участники выставки бесплатно консультировали бухгалтеров бюджетных организаций.

27 января состоялось официальное открытие седьмого международного конкурса программного обеспечения в области финансов и бизнеса «Бизнес-Софт '99», итоги которого будут подведены в апреле, к «Комтеку». Помимо традиционных организаторов: Центра исследований экономических систем «Бизнес-Программы-Сервис», журнала «Бухгалтерский учет» и еженедельника «Финансовая газета», в методическом плане этот конкурс поддержали Институт профессиональных бухгалтеров и АКДИ «Экономика и жизнь».

На конкурс принимаются бухгалтерские, торговые, правовые и другие программы и, впервые как самостоятельные продукты, - специализированные настройки (конфигурации) типовых программ. При этом эксперты будут уделять внимание не только современному уровню разработок, но и их способности быстро адаптироваться к новым законодательным инициативам и новым условиям ведения бизнеса.

Предусмотрены меры по повышению открытости и зрелищности конкурса. Так, например, предполагается ввести такую форму турниров, как «блиц», когда специалисты различных фирм на одинаковых компьютерах в присутствии прессы попытаются решить поставленные задачи с помощью своих программ в заранее оговоренный интервал времени.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями